Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связе...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Стадия надзора – одна из стадии гражданского процесса. В соответствии со ст. 319 ГПК ее задача состоит в том, чтобы осуществить проверку законности и ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Питання про суб’єкт злочину протягом багатьох років було і залишається дискусійним в теорії кримінального права. Визначаючи цей елемент складу злочину...полностью>>
Государство и право->Реферат
Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими масштабами, характером преступлений и их последствиями, способами и орудиями совершения, ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аристотель о рабстве, семье и собственности.

Аристотель родился в Стагире, поэтому некоторые исследователи называли его Стагиритом. Аристотель учился, а затем и преподавал в Академии Платона, позже открыл в Афинах свой Ликей. Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

Среди трудов Аристотеля: "Политика", "Этика", "Никомахова этика" ("К Никомаху"), "Афинская полития" Аристотель различал уравнивающую (простое арифметическое равенство, например, в гражданско-правовых сделках) и распределяющую (геометрическое равенство, при распределении общих благ "по достоинству") справедливость.

В "Политике" Аристотель пишет о рабстве, семье и собственности. Аристотель выступает за рабство, считая его совершенно необходимым. К рабам должны относиться преступники (по закону) и неэллины-варвары (по природе).

Аристотель считал семью и собственность естественными явлениями

В семье отец должен быть господином, отцовская власть должна быть непререкаемой по отношению к детям, практически как власть рабовладельца над рабами. Семья является основой государства, отправной точкой его развития. Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе, в страсти к накопительству.

Именно с позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба платоновских утопических проекта государства.

Аристотель о происхождении, сущности и формах государства.

По Аристотелю, государство есть продукт естественного развития. Аристотель, как и Платон, воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении, ведь человек всегда нуждается в общении. Семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.

Человек, по Аристотелю, - "животное политическое", т.е. не может жить вне государства, вне общества. Для начала человек создает себе семью, но лучше всего политическая природа человека реализовывается именно в государстве, т.е. союзе свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти.

Правильные формы правления в государстве (по Аристотелю): монархия, аристократия, полития. Они опираются на законы, нацелены на общее благо.

Неправильные формы правления в государстве (по Аристотелю): тирания, олигархия, демократия. Для них характерно беззаконие, общие интересы не соблюдаются.

Теория идеального государства Аристотеля.

Аристотель, как и Платон, "создает" свое идеальное государство – государство "золотой середины", в котором соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полис должен на средний класс. Власть в государстве должна быть разделена между различными социальными группами. Часть земли и рабов находится в общей собственности всего народа, другая часть – в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны просто так (наивный Аристотель!) отдавать нуждающимся.

Законодатель должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам мир и досуг.

Идеи Аристотеля были восприняты просветителями Нового времени.

5.ППУ Полибия

Он известен тем, что впервые предпринял попытку обосновать закономерность изменения форм государства, развил теорию Аристотеля о разделении властей.

Полибий – общ. деятель эпохи завоевания Греции Римом, историк. Его взгляды изложены в 40 книгах об истории. Основная идея – поиск причин возвышения Рима.

Рим достиг своего благосостояния за счет смеш. формы правления. Для стабильного развития гос-ва необх., чтобы в нем сочетались все формы правления В Риме наличествовала управляющая власть (2 консула), есть аристократия ( патриц. Сенат), и демократия (плебейское Собрание).

Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.

В естеств. состоянии люди нуждаются в координирующем управлении, и наиб. мудрый человек м. создать гос-во и стать царем. Царь осуществляет власть а интересах всех, передавая власть первоначально наиболее умному. Далее цари начинают передавать власть по наследству. Поэтому появляется тирания. Народ свергает тирана, и монархия дискредитирует себя, поэтому появляется аристократия. Аристократия вырождается в олигархию, т.е. правители начинают грабить людей в своих интересах. Народ свергает олигархов и появляется демократия. Т.е. стремление к свободе превышает стремление к богатству. Демократия постепенно вырождается в оклократию – власть толпы. Толпа забывает все з-ны и выбирает тирана. Рез-т тирании – деградация общества до первобыт. состояния. Далее – тот же путь.

Идеальное государство – смешанная форма царства, аристократии и демократии.

6.ППМ Древнего Рима

Цицерон о происхождении и сущности государства.

Марк Туллий Цицерон - древнеримский оратор, адвокат, политический деятель, создал труды "О государстве", "О законах", "Об обязательствах"

Вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Res publica est res populi! Причем народ у Цицерона – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе.

В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется все же договором. Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства – охрана собственности.

В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Вместе с тем, социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.

Идея правового государства в учении Цицерона. Цицерон весьма и четко и вполне по-современному различал естественное право (fas как богоданное право) и позитивный закон (jus как человеческое право). (Не)соответствие принимаемых в государстве законов естественному (природному) праву является критерием их (не)справедливости. Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. При этом важное значение Цицерон уделял преамбуле закона как имеющей значительную воспитательную силу.

Ряд важных положений о правовой регламентаций государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что imperium должен быть законным. Следует, считал он, установить "не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать" Цицероном же сформулирован самый верный и лаконичный принцип правового государства: "Под действие закона должны подпадать все"

Цицерон о формах государства. Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления а-ля Полибий.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в "характере и воле" тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Это, так сказать, терпимые формы. Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии.

Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны быть объединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Лучшим примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику, плод многовековой государственной эволюции.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию, демократию – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.

Политико-правовые воззрения римских стоиков.

Римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – сформировались как мыслители, прежде всего, под влиянием древнегреческих стоиков (Зенон и др.). Римские стоики достигают наибольшего расцвета в период кризиса римской государственности. Римские стоики проповедовали идеи фатализма, покорности судьбе, политической пассивности.

Сенека, сенатор, воспитатель императора Нерона, виднейший римский государственный деятель, вынужден был покончить жизнь самоубийством по приказу своего воспитанника-кровопийцы.

Сенека отстаивал идею духовной свободы личности всех людей, независимо от их общественного положения. Объектом рабства является лишь телесная оболочка личности раба, успокаивал их Сенека, по природе же раб вполне равен полноправному римскому гражданину. Поэтому Сенека все же не ратовал за отмену рабства. Напротив, он отмечал, что все люди находятся в неизбывном рабстве у судьбы. Причиной всех причин является божественная судьба. Вселенная - естественное государство, живущее по нормам естественного права, что должны признать все как само собой разумеющееся, утверждал Сенека. Это макрогосударство во сто крат более ценно, чем любое земное государство (даже Римская империя).

Стоик Эпиктет был рабом по происхождению, позже стал вольноотпущенником. Эпиктет полагал, что человек должен постоянно нравственно самосовершенствоваться. Эпиктет (по понятным причинам) осуждал рабство (!) и критиковал чрезмерное богатство римских вельмож. Эпиктет говорил, что мудрый рабовладелец будет относиться к рабам так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, если бы он был рабом (очень похоже на нравственный императив И. Канта).

Марк Аврелий Августин был видным древнеримским стоиком и императором по совместительству. Ему принадлежит труд: "К самому себе" Марк Аврелий утверждал, что государство должно устанавливать законы, одинаковые для всех. Разум Марк Аврелий считал общим для всех людей, повелевающим делать правильное и запрещающим делать неправильное. Дух целого требует общения, причем не хаотичного, а упорядоченного. В мире всегда существует подчинение и соподчинение, с грустью констатировал стоик-император Марк Аврелий. Но, т.к. разум общий, среди людей существует (или, по крайней мере, должно существовать) всеобщее единомыслие.

Римские юристы о праве.

По преданию, начало светской римской юриспруденции связано с именами Гнея Флавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и Тиберия Корункания (вторая половина IIIв. до н.э.). Деятельность римских юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1). respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц; 2). cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; 3). agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Классиками римской юриспруденции являются Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин (II-IIIвв.).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Государству и праву (6)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... -ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная ... образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной ...
  2. Шпаргалка по Государству и праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... и другие). Государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влече­ний. По Фрейду ... происхождение государства и права исключительно во­енно-политическими причинами, завоеванием одних племен дру­гими. По Дюрингу ...
  3. Шпаргалка по Государству и праву (3)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве. Систему юридических наук ... , сформировавшихся только после образования государства и права; -по сфере действия: нормы права регулируют те отношения ...
  4. Шпаргалка по Государству и праву (5)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... гражданами нарушении их прав и свобод. 195. Политика государства Узбекистан по укреплению мира в центральной ... иной независимости государства. Государственный суверенитет следует понимать как право государства свободно, по собственному усмотрению ...
  5. Шпаргалка по Государству и праву (7)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... обществе. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают ... государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее ... международные нормы по правам человека, государство берет на себя ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011429786682129