Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Биология->Реферат
Фотопериодизм - физиологическая реакция организмов на суточный ритм освещения (соотношение длины дня и ночи). Встречается в растений и животных. Прояв...полностью>>
Биология->Реферат
Зелёные водоросли .Зеленые водоросли — группа низших растений. Многие нитчатые зеленые водоросли крепяться к субстрату только на ранних стадиях развит...полностью>>
Биология->Реферат
В стационарах температуру тела измеряют 2 раза в сутки с 6 до 8 часов утра и с 16 до 18 часов дня.Хранят термометры в банках или стаканах, на дно кото...полностью>>
Биология->Реферат
Кожа – наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом,...полностью>>

Главная > Книга >Биология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В монографии рассмотрены методологические проблемы эволюции надындивидуального (социального) поведения. Проведен анализ понятий биосоциальности, социального поведения, социальной системы. Исследуется история формирования и развития идеи биосоциальной эволюции от социологии XIX в. до современной социобиологии. Обсуждаются три принципиальных аспекта проблемы биосоциальной эволюции: вопрос о соотношении между адаптивными и неадаптивными элементами социальной организации, о соотношении между органической (морфологической) и биосоциальной эволюцией и вопрос об инвариантах социальной организации, которые могут быть положены в основу естественной классификации социальных систем животных. Предлагаются новые теоретические основания типологизации сообществ.

Книга предназначена для философов, обществоведов и биологов.

П 0301040100—012 18-90 1 полугодие

042(02)-90

ISBN 5—02--029596—5

ББК 15.50+28.7

© Ю. М. Плюснин, 1990

ОТ АВТОРА

Обладают ли социальной жизнью помимо человека и другие живые существа? Насколько разнятся взаимоотношения сородичей в том и другом случае? Имеет ли социальная жизнь «биологические корни»? Эти вопросы обсуждаются в данной книге. Хотя акцент сделан на ключевых проблемах современной социобиологии и социоэтологии (мне кажется более предпочтительным старый термин «зоосоциология»), здесь почти пет фактического материала. Читателя, желающего получить более подробную информацию; я отсылаю к исследованию Е. Н. Панова [1983] — в известном смысле предлагаемая работа является методологическим развитием приведенных в нем положений.

Концепция биосоциальной эволюции органично включает в себя три проблемы: проблему адаптивности социального поведения, проблему инвариантов социальной организации, которые лежат в основании всего многообразия социальных систем, и проблему соотношения социогенеза с органической эволюцией (филогенезом). Эти вопросы анализируются в третьей, четвертой главах и в заключительной части книги. Основные теоретические положения приводятся в четвертой главе.

Я выражаю признательность Е. Н. Панову, В. Т. Воронину и А. Ф. Фелингеру: они оказали мне большую поддержку в этом начинании и принимали самое живое участие в обсуждении многих вопросов, изложенных в книге.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десять-пятнадцать лет проблема социальности животных вновь привлекла внимание биологов, социологов и философов, причем, как и в конце прошлого века, биосоциальность из предмета научного анализа превращается в предмет философско-социологических обсуждений. Основной интерес, конечно, представляют те аспекты проблемы биосоциальности, которые касаются подходов к реконструкции корней социогенеза.

Впервые идея биосоциальной эволюции, оформившаяся в качестве научной проблемы, возникла во второй половине XIXв. Она родилась на стыке сразу трех новых научных направлений: эволюционного учения Дарвина, социологии Конта и Спенсера и сравнительной психологии.

Дарвинизм предложил достаточно простой механизм эволюционных преобразований видов и постулировал всеобщность этого механизма. Научный и общественный триумф эволюционного учения дал возможность и право рассматривать любые процессы с позиций всеобщих законов развития. Это могли быть процессы как природные (эволюция социальной жизни животных), так и исторические (существо исторического материализма составляет, как известно, взгляд на развитие общества как на естественно-исторический процесс; влияние дарвинизма на философию общественного развития известно).

Социология, и особенно эволюционная социология Спенсера, с первых шагов своего развития выступила теоретическим основанием для представлений о естественных корнях социальности человека, корнях столь глубоких, что законы органического мира признавались действующими и в обществе [Спенсер, 1876 ].

Психология, получив естественно-научную ориентацию, «поневоле» выходила на уровень сравнительных исследований и становилась зоопсихологией. Результаты, полученные ею к концу века, дали возможность утверждать, что универсальны не только элементарные двигательные акты, но и многие более сложные психические процессы, включая рассудочную деятельность. Успех был таким, что позволил принять радикальную исследовательскую программу, в которой результаты психологических экспериментов на единственном виде, белой крысе, распространялись на поведение любых животных.

Под влиянием трех этих факторов сформировался взгляд на животных, существ, стоящих ниже человека на зоологической лестнице, как па носителей «дообщественных» форм социальности. Естественно встал вопрос о прогрессивной биосоциальной эволюции. Вместе с тем обнаружилось, что роль «социальной жизни» в судьбе отдельной особи в действительности громадна и носит определяющий характер, может быть, в не меньшей степени, чем в судьбе человеческих существ.

Значительный вклад в развитие идеи биосоциальной эволюции был внесен А. Эспинасом [1882]. Однако и полученные им результаты, и дальнейшие исследования обнаружили, что социальная жизнь животных не укладывается в рамки теории естественного отбора. Требовалось искать дополнительные или иные факторы биосоциальной эволюции, нежели борьба за существование. В качестве альтернативы был выдвинут фактор взаимной помощи (К. Ф. Кесслер, П. А. Кропоткин). Это был совершенно новый подход к анализу взаимодействий сородичей у животных. Радикальность его для того времени, когда не существовало популяционной генетики и экологии, совершенно очевидна сегодня, во времена развития социоэтологии и социобиологии. Однако фактор взаимной помощи как альтернатива борьбе за существование, не имея практически никакого естественно-научного обоснования, обладал лишь ценностью метафоры. В период полного торжества физикализма в естествознании (причем не только в биологии, но и в социологии, чему примером взгляды П. А. Сорокина) этот фактор, внутреннее содержание которого казалось откровенно антропоморфным, не мог считаться серьезным научным аргументом.

Социология животных постепенно и незаметно отодвинулась на задний план и вскоре выпала из сферы интересов исследователей. Ее как бы заместили зоопсихология, бихевиоризм и этология. Более чем полвека о ней не вспоминали. Поэтому появление в середине 70-х годов социобиологии стало неожиданным для большинства ученых и философов, появлением «из ничего» повой науки. Но сама стремительность рождения социобиологии и признание ее другими поведенческими дисциплинами практически с самого первого дня жизни свидетельствуют, по моему мнению, о своевременности рождения.

В этом убеждают два обстоятельства. Во-первых, научное сообщество, благодаря развернувшимся несколько ранее исследованиям поведения высших животных (приматов, хищных, хоботных, муравьев, пчел, ос), было подготовлено к возврату утраченных представлений о социальности животной жизни. Во-вторых, успех социобиологии был обеспечен тем, что она предлагала простой механизм развития социальности, который не требовал пересмотра постулатов современной эволюционной теории. Таким механизмом оказалось «альтруистическое» поведение родичей, своеобразная, высшая форма проявления борьбы за существование на уровне генов, «эгоизм гена». Это удовлетворило и привлекло многих биологов, но одновременно привело в возбуждение обществоведов и философов, не готовых рассматривать феномены гуманитарного порядка в одном ряду с «зоологическими».

Столь же быстро, как и появилась, социобиология вступила в период своего кризиса. Причины кризиса имели методологический характер.

Ориентация на онтологический и гносеологический редукционизм в исследовании сложных систем, какими являются сообщества животных, демонстрирует свою недостаточность и изживает себя именно в наши дни. Это вызвано не только широким распространением методологии гуманитарного познания к естествознании, т. е. движением сверху, но, что еще важнее, обусловлено и движением, идущим с самого низа — из физики. Мы стоим на пороге «нового диалога человека с природой», и вестись он будет на ином языке. «...Рациональность не может более отождествляться с «определенностью», а вероятность — с незнанием, как это имело место в классическом естествознании. На всех уровнях — в физике, биологии, моделировании человеческого поведения — существенную роль играют вероятность и необратимость. Мы являемся свидетелями нового сближения двух «видений мира» — одного, основанного на опыте науки, и другого, формирующегося на личностном уровне, будь то путем интроспекции или из экзистенциального опыта» [Пригожин, 1987, с. 56]. Поэтому, обратив внимание исследователей и философов на проблему биосоциальности, социобиология не смогла в полном море способствовать ее решению.

Интерес быстро не проходит, но средства для его, удовлетворения должны быть выбраны уже другие. Эти средства я вижу в значительно измененной, «гуманизированной» гносеологии естествознания, приспособленной к задачам изучения поведения сложных систем. Нынешнее состояние теории познания, принятой в биологии, следует расценивать как предкризисное. До самого последнего времени многие сферы биологии, и. прежде всего такие, как молекулярная биология и генетика, процветали под сенью эпистемологии физики. Как и другие разделы естествознания, биология опиралась на классическую гносеологическую триаду индуктивизм — универсализм — редукционизм. Современное же развитие биологической пауки требует пересмотра подобных теоретико-познавательных конструкций.

Это связано с появлением так называемой «активной» науки. Достаточно наивное представление о тождестве описания объекта самому объекту уступило место взгляду на процесс научного исследования как на активное взаимодействие его субъекта и объекта. Период «активной» пауки сопровождается рефлексией естествознания относительно своих онтологических и гносеологических оснований. Процесс этот захватил наконец и биологию. Параллельно с осознанием ограниченности используемой ею ныне теории научного познания биология ищет более адекватные принципы. Возможно, что такие принципы уже найдены. Описание поведения сложных систем необходимо требует введения по крайней мере четырех познавательных принципов: принципа историзма (эволюционизма), самоорганизации, эмергентности и принципа аксиологичности. Непреодолимый, на первый взгляд, диссонанс между этими принципами научного познания и членами классической гносеологической триады свидетельствует, на мой взгляд, о том, что мы стоим на пороге теоретико-познавательной революции в биологии, я «знамения» ее уже можно найти в популяционной генетике, популяционной экологии и социоэтологии (зоосоциологии).

Новый «способ видения» мира, к которому приближается вся современная паука, особенно важен для той области биологии, которая, смыкаясь с социологией и психологией, исследует реальность, «лишенную телесности», существующую лишь в виде взаимодействий организмов. Эта реальность — поведение сложных систем, социальное поведение. Оно актуализировано лишь во времени и овеществлено в виде гнезд и троп, плотин бобров и ловчих сетей паука, веточек для добывания муравьев и нуклеусов для более крупной добычи, шалашей для брачных церемоний и книг. И если по отдельным моментам поведение сложных живых систем может быть сопоставлено с поведением физических систем, то в целом оно построено все же на совсем иных принципах. Соответственно качественно новое описание этой живой и текучей реальности требует новых познавательных принципов.

Однако помимо чисто теоретико-познавательных проблем, возникающих при исследовании биосоциальности, встают и другие вопросы. Прежде всего это вопрос о соотношении и субординации биологического и социального компонентов в поведении индивида. Предлагаемые решения данной проблемы многообразны и; к сожалению, неплодотворны. Необходимо выяснить, в какой мере феномен биосоциальности присущ органическому миру, является ли социальность атрибутом жизни, либо она возникает как вторичное свойство вида, благодаря действию каких-то новых факторов, на достаточно поздних (предчеловеческих) этапах органической эволюции. Тем самым перед нами встает проблема соотношения органической и социальной эволюции. В частности, насколько обусловлены формы социальной организации у конкретных видов животных чисто биологическими факторами (особенностями анатомии, физиологии, органиэации высшей нервной деятельности, свойствами сенсорных систем)? Иными словами, зависит ли структура сообщества от наличия двух или шести ног у его членов? Какую действительную роль играют в социальной жизни свободные конечности у хищных ящеротазовых динозавров (вроде тираннозавра), кенгуру или гоминид? Это не столь уж бессмысленный или праздный вопрос, как может показаться вначале. Вопрос о соотношении анатомо-физиологического прогресса и прогресса социального есть в действительности один из самых болезненных вопросов для всей биологии, и для эволюционной теории прежде всего.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Биосоциальная природа человека

    Реферат >> Биология
    ... быть человеком. Самая сложная проблема, связанная с доказательством ... мышления скла­дывались в ходе биологической эволюции, приведшей к фор­мированию комплекса ... биосоциального, явилось естественным и закономер­ным результатом развития одной из ветвей эволюции ...
  2. Проблемы человека в философии (1)

    Реферат >> Философия
    ... объектов. Согласно теории "синтетической эволюции" человек - продукт естественного отбора ... неявно подошел к идее о биосоциальной сущности человека. В современной отечественной ... атрибуты человеческой духовности - предельные проблемы, вопрос о смысле бытия и ...
  3. Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте (1)

    Курсовая работа >> Психология
    ... , посвященных различным аспектам проблемы биосоциальной эволюции. Поэтому в объект ... интересуют субъективные причины. Проблема эволюции конфликта поставлена одним ... . В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида ...
  4. Проблема изучения человека в различных науках

    Контрольная работа >> Философия
    ... есть часть общефилософской проблемы человека. Проблема жизни и смерти ... ), то как «смешанную» (биосоциальную и социобиологическую). Известны попытки ... 6. — Кн. 2. — С. 37. Льюис Д. Человек и эволюция. — М: Прогресс, 2002 Ленин В. И. Философские тетради ...
  5. Проблема свободы и ответственности личности (1)

    Контрольная работа >> Философия
    ... проблема соотношения социального и биологического в нем. Человек является существом биосоциальным. ... двигателем общественного развития и эволюции человека являются борьба за ... предшественников современного человека и эволюция современного человека, с точки ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017139911651611