Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
О художественной самодеятельности пишут и говорят уже давно, — собственно говоря, интерес к ней поддерживался в той или иной форме на всем протяжении ...полностью>>
Социология->Реферат
Актуальность темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, инт...полностью>>
Социология->Реферат
В вестнике рассматриваются особенности социально-демографической ситуации в современной России на основе материалов Всероссийской переписи населения 2...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Одной из важных сторон повседневной жизни является религия, накладывающая заметный отпечаток на ценности, обычаи, поведение, производственную этику, к...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В аспекте скорее социально-философском здесь первопроходцем стал Георг Зиммель, в собственно социологическом аспекте М. Вебер. Макс Вебер разработал теорию, названную им «понимающая социология», и теорию социального действия. Он полагал, что только через субъективный смысл и можно объяснить человеческое поведение.

Центральное место в творчестве Дюркгейма занимает идея социальной солидарности («О разделении общественного труда»). Он выделяет два типа социальной солидарности: механическую и органическую солидарность [8, с.44].

Механическая солидарность характерна для традиционного, архаического, простого общества и основана на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Личность «растворяется» в таком обществе, индивид не принадлежит сам себе, коллективное сознание практически полностью подчиняет индивидуальное.

Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана на различии индивидов. Разделение труда - это тот механизм, который создает желаемую общественную связь, солидарность между классами. Благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Главным показателем прогресса и историческим законом Дюркгейм считает переход от механической солидарности к органической.

Любое современное общество, основанное на органической солидарности, чревато опасностью разъединения и аномалии. Социальные проблемы и конфликты он считал отклонением от норм, вызванных неотрегулированностью социальных отношений между главными классами общества. Он развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов общественной солидарности, которые должны выполнять социальные функции регулирования общественных отношений и способствовать развитию личности. Главное место в его социально-политической программе он отводил реформам.

Толкотт Парсонс, выдающийся американский социолог-теоретик, ученик П.А. Сорокина рассматривает общество как особый вид социальной системы. Социальная система в свою очередь является одной из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность и культура (Схема 1).

Схема 1. Подсистемы действия

I

II

III

IV

V

Функции в общих системах действия

Подсистемы действия

Внешние среды действия

Кибернетические отношения

Ядро

Внутренние среды

«Высшая Высокий уровень

реальность» информации

(контроль)

Система культуры


Поддержание…………………………

Образца

Социальная система

Иерархия обусловливающих факторов

Иерархия контролирующих факторов


Интеграция……….

Система личности


Достижение цели……………………

Поведенческий организм


Адаптация……………………………

Физико-

органическая Высокий уровень энергии

среда (условия)

Фундаментальный принцип организации жизненных систем состоит в том, что их структуры дифференцируются в соответствии с требованиями, предъявляемыми им внешней средой. Так, биологические функции дыхания, пищеварения, движения и восприятия информации являются основой дифференциации систем органов, каждая из которых обслуживает те или иные отношения между организмом и окружающей средой. Этот же принцип используется Парсонсом и для анализа социальных систем.

Поскольку социальная система - суть интеракции индивидов, то каждый участник является одновременно и действующим лицом (обладающим определенными целями, идеями, установками и т.д.), и объектом, на который ориентированы и другие действующие лица, и он сам [9, с.99]. Система интеракций, таким образом, в аналитическом плане обособлена от совокупности процессов действия отдельных своих участников. В то же время эти «индивиды» являются и организмами, и личностями и принадлежат к определенным культурным системам.

При такой интерпретации каждая из трех других систем действия (Культура, личность, поведенческий организм) составляет часть окружающей среды или, если можно так сказать, одну из окружающих сред социальной системы. За пределами этих систем находятся окружающие среды самой системы действия, которые располагаются выше и ниже общей иерархии факторов, контролирующих действие в мире жизни. Эти отношения изображены на представленной выше схеме 1. Общество, по Аристотелю, - это такой тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Самодостаточность общества, согласно Парсонсу, является функцией от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества с этими пятью средами, а также от степени его собственной внутренней интеграции.

В процессе развития и приспособления к разнообразным обстоятельствам возникают формы социальной организации, обладающие все большими адаптивными возможностями, менее подверженные воздействию частных, случайных причин, вызванных либо специфическими физическими явлениями, либо индивидуальными органическими изменениями, либо личностными различиями. В более развитых обществах диапазон различий между личностями может даже расширяться, в то время как структуры общества и происходящие в нем процессы становятся все менее зависимыми от особенностей индивидов.

По Парсонсу, ядром социетального общества (societal community) как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь населения (Схема 2).

Схема 2. Социетальное сообщество и его среды

I

II

III

IV

V

Внутренние социетальные функции

Внешние социетальные функции

Среды социетального сообщества

Функции в общей системе

Внутренние

Внешние

Система поддержания институциональных культурных образцов

Поддержание

образца …………………………….

Система культуры

Поддержание образца


………………

Социетальное сообщество


Интеграция


Интеграция……… …………………

Политическая система

Система личности

Достижение цели


Достижение ………………….

цели ……………………………………

Экономическая система

Поведенческий организм

Адаптация


Адаптация ……………………………... . . ………. .

Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и специфицированные (particularized) нормы и правила, причем, только соотнесенность с культурой придает им значимость и легитимность. Он задает критерии принадлежности тех или иных индивидов к обществу.

Это сообщество должно быть «носителем» культурной системы, достаточно генерализированной и интегрированной для того, чтобы легитимизировать нормативный порядок. Подобная легитимация требует наличия специальной системы символов, позволяющей обосновать идентичность и солидарность сообщества, а также верований, ритуалов и других культурных компонентов, в которых данная символическая система воплощена. При этих условиях самодостаточность общества предполагает институционализацию большого числа культурных компонентов для того, чтобы наилучшим образом соответствовать социетальным потребностям.

Общество в целом включает в себя многообразия локальных сообществ. В социологической литературе термином "локальное сообщество" стали обозначать определенные типы поселения (деревни, физически ограниченные городские районы), жизнь в которых близка к идеально-типической в отношении социальных связей между их жителями. Опираясь на материал имеющихся исследований локальных сообществ данное понятие можно было бы сузить до понятия малого города (в американских исследованиях) или деревни (в восточноевропейских). Однако понятие города (деревни) имеет, по крайней мере, при поверхностном взгляде, чересчур количественную коннотацию: некое число тысяч жителей образуют поселок, а увеличение нулей переводит поселок в разряд городов.

В результате исследования Добрякова М.С. приходит к выводу, что понятие локального сообщества отражает, прежде всего, качественные, а не количественные характеристики населенного пункта. Понятие [локального сообщества] ассоциируется у одних с "деревней", у других - с "маленьким городком", у третьих - с "крупным городом". Отсюда и различия в подходах к изучению локальных сообществ. Подчёркивается, что локальное сообщество – понятие, прежде всего, качественное.

Добрякова выделяет две группы свойств, объединяющих американские, восточно-европейские и российские исследования локальных сообществ в одну исследовательскую парадигму. Во-первых, это родственная для всех них многогранность предмета исследования, с одной стороны, и ограниченность объекта - с другой: изучают все многообразие жизни крохотного кусочка общества. Во-вторых, это схожие, пусть и не полностью идентичные, методики исследования.

Добрякова М.С. в своей работе «Исследования локальных сообществ в социологической традиции» [11, с.125] рассматривает локальное сообщество в сочетании обеих традиций, структурной и функциональной. Так, с одной стороны, или со стороны видимых элементов, сообщество - это любой сознательно организованный агрегат, облеченный политической автономией, поддерживающий существование основных социальных институтов. А с точки зрения внутреннего содержания сообщество - это процесс социального взаимодействия, порождающего интенсивные или экстенсивные отношения и практики взаимозависимости, кооперации, сотрудничества и объединения. В таком определении опущены все пространственные характеристики, оно построено вокруг процессов исключительно психологических.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа среди безработных и технология поиска работы

    Реферат >> Социология
    ... работе с инвалидами, укомплектованных подготовленными специалистами. Необходимо также тесное взаимодействие таких подразделений с медико-социальными ... колледжа, ООО Колпашевские городские дорожные сети, Колпашевская центральная больница, ДК "Лесопильщик" ...
  2. Социальная работа с молодежью (3)

    Реферат >> Социология
    ... на содействии социальной работы социальным переменам выводит социальную работу с молодежью ... сеть новых социальных учреждений, ориентированных на профессиональную социальную, психосоциальную, медико-социальную и психолого-педагогическую помощь населению. Сеть ...
  3. Социальная работа с пожилыми людьми с ограниченными возможностями

    Дипломная работа >> Социология
    ... педагогически. социологический, медико-социальный, этно-демографический, правовой, культурологический. Частные технологии социальной работы в своей ... умение идти на компромисс и конфронтацию; - работа в сети, сбор и отбор нужной информации, установления ...
  4. Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию.

    Реферат >> Социология
    ... деятельностью, в том числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми ... специалистов по социальной работе В основу дипломной работы положена следующая гипотеза – медико-социальная работа способствует социальной, психологической реабилитации ...
  5. Социальная работа с бездомными женщинами в г. Благовещенске

    Дипломная работа >> Социология
    ... была представлена филиалом кафедры медико-социальной работы Амурского государственного университета при ... учета; недостаточна развита сеть социальных учреждений для помощи указанной ... «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0051150321960449