Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Лекция
Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Перио...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, ст...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Можно считать аксиомой тот факт, что любой человек в своей жизни проходит через периоды кризисов, и нет того человека, который минует эту чашу. Другое...полностью>>
Психология->Реферат
И, конечно же, огромное количество контактов, в кото­рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол­нения целого ряда условий и правил, позволя...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проблема детской агрессивности затрагивается и специалистами в области детской психиатрии и патопсихологии [17]. Отмечается, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью, но и влиянием социально – психологических факторов. Формирование агрессивности в младшем школьном возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в младшем школьном возрасте оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевиденьем.

Некоторые аторы указывают на определённую зависимость агрессивности детей от структуры семьи. Имеются данные, сведетельствующие о том, что агрессивные дети происходят из многодетных семей или не полных. В частности двухлетние дети чъи оцы умерли до их рождения и воспитываются одними матерями, более агрессивны, чем их сверстники, имеющие отцов.

Агрессия ребёнка может являться реакцией на развод родителей. При этом, способы реагирования на ситуацию различны, в зависимости от пола и возраста ребёнка. У младших школьников агрессия не зрелая и носит иногда безпричинный характер. В младшем школьном возрасте мальчики отличаются повышенной агрессией по отношению к сверстникам. Распад семьи в семилетнем возросте приводит к росту враждебности, мальчики воспитывающиеся без отцов отличаются асоциальным поведением, неподчинением взрослым [29]. Агрессивные проявления ребёнка могут выступать как ревность по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сёстрам. В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых. Среди особенностей семейного воспитания, отличаются следующие: недостаток тепла и ласки со стороны родителей, снисходительное отношение к агрессии, безразличное отношение к детям.

Стоит заметить, что к агрессивному поведению могут привести как личностные особенности человека, так и особенности ситуации, в которой он находится. Важной представляется проблема связи агрессив­ности в младшем школьном возрасте с подобными тенденциями в более позднем возрасте. Также агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева; особенно это проявляется в рассматриваемом нами воз­расте (7-11 лет), когда эмоциональная сфера еще не устойчива. Необходимо отметить важность первого эмоционального опы­та, полученного ребенком в детстве, который затем переносится на более далекое время. На этот факт указывал А. В. Запорожец [15]. Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, то есть обладать тенденцией самостоятельной эмуляции. Отсюда - объяснение подростков некоторых асоциальных действий: чувство "радости преодоления опасности", полученное в процессе со­вершения кражи.

Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях. Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, замечено, что новые родители достаточно часто сталки­ваются с вспышками агрессивного поведения своих детей. М. И. Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу [10]. В целом же, изучение биологических корней агрессивного поведе­ния ведется в следующих направлениях:

1. Изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности;

2. Изучение влияния гормонов на агрессивное поведение;

3. Изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роли в запуске агрессивного поведения;

4. Изучение влияния свойств темперамента, в частности - воз­будимости на агрессивное поведение индивида [11].

Данная проблема наших детей поднимает вопрос и о методах воздействия, в том числе и о применении суровых наказаний. К суровым наказаниям относят не только применение физической силы, но и психические наказания – оскорбление, критику ребёнка, словесные угрозы и т.д. В психологической литературе выделены 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами ребёнка, (моральную жестокость) [32]. Негативным по своим последствиям оказываются не только использование физических наказаний, но и психическое насилие, выражающееся в не принятии и критике ребёнка. Такое отношение приводит к большему развитию агрессивности.

Помимо родителей и их «работой» над агрессией своих детей, примером негативного поведения могут служить братья и сёстры. Ориентируясь на их пример, общаясь и играя с ними, дети могут копировать или усваивать агрессивные способы поведения. Отмечается, что дети более агрессивно настроены против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются [29]. Ребёнок усваивает агрессивное поведение, посредством наблюдения, выделяя случаи, когда агрессия оказывается эффективным способом в достижении цели, в воздействии на других. Во многом поведение наших детей определяется их сверстниками. Установлено, что сверхагрессивные дети, попадая в группу сверстников и получая отпор со стороны других детей, становятся менее агрессивными. Пассивные же дети остаются такими же. Отмечено, что существуют индивидуальные различия в усвоении агрессии, демонстрируемой сверстниками, и не всегда дети, подвергающиеся агрессии со стороны других детей становятся агрессивными [14]. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании у ребёнка представлений о возможных способах проявления агрессии, нормах и границах её применения, в том числе и ответной.

Говоря о детях младшего школьного, хочется отметить и другую проблему, с которой сталкиваются нынешние родители и общество в целом во второй половине двадцатого века. Она заключается в том, что родители, уделяя подросшим детям, меньшее внимание и предоставляя их порой самим себе, не следят чем и как увлекается их ребёнок. Отсюда мы и наблюдаем проблему влияния средств массовой информации, в частности телевидения, на агрессивность детей [41]. Просмотр детьми телевидения и видеопродукции изобилующих сценами насилия и жестокости, оказывает негативное влияние на поведение и личность ребёнка и имеет ряд отрицательных по своему воздействию последствий [16]. Прежде всего, ребёнок учится новым, не известным ему формам агрессивного поведения. Помимо этого, ослабляются сдерживающие агрессию силы. «Если это можно взрослому» или другому ребёнку, почему и я не могу так делать?! Тем более что в большинстве фильмов герои, действующие агрессивно, не только не подвергаются наказаниям, но и порой оказываются в выигрыше, по сравнению с менее агрессивными персонажами. Так же у ребёнка вырабатывается толерантное отношение к показываемому ему насилию, уменьшается чувствительность к проявлениям агрессии [12]. Большое количество насилия и агрессии, увиденные на экране детьми приводит к снижению чувствительности к чужой боли, уменьшению эмпатии, сочувствия к страданиям человека. Ребёнок не задумывается над тем, что ситуации в фильмах вымышленные, что в реальности люди не решают свои проблемы с помощью кулаков, оскорблений, что стрельба и погоня встречается в жизни намного реже, чем в кино [20].

Так же следует упомянуть и об увлечении современных детей компьютерными играми, многие из которых агрессивны по содержанию [41]. В отличие от фильмов, игры дают возможность стать участником процесса, ребенок в них может реализовать себя, самоутверждаясь «сурагатным» образом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на агрессивность детей младшего школьного возраста действуют разные типы факторов как биологические, так и социальные (особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а также примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками, телевиденьем и компьютерными играми.

Выводы по первой главе

1. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к детям, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

2. Агрессивность – стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда» Существуют различные концепции феномена агрессивности (концепция С. Бендера, А. Басса, Э. Фромма, А. Дарки, Ю. Б. Лоренца, Дж. Долларда, Н. Е. Миллера, Л. Берковец, психоаналитический подход, этологический подход о природе агрессии, теория социального научения агрессии А. Бандура).

3. На формирование агрессивности у детей младшего школьного возраста влияют такие факторы, как семейное воспитание, наказание, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами, общение со сверстниками, средства массовой информации и компьютерные игры. Большинство проявлений агрессии наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средства достижения определенной цели.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация исследования

Опытно-экспериментальной базой нашего исследования стала Речная общеобразовательная школа. В эксперименте приняли участие 70 учащихся начальной классов и их родители.

В контексте темы нашей работы с учетом цели, задач и гипотезы нами было проведено исследование, направленное на изучение характера влияния стиля семейного воспитания на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста. Диагностика осуществлялась с помощью следующих методик:

1. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» [43]; (Приложение 1)

2. Структурализированное наблюдение, проводимое учителем (методика диагностики агрессивного поведения детей Г. П. Лаврентьевой) [3]; (Приложение 2)

3. Тест С. Степанова "Стили семейного воспитания" [37]; (Приложение 3)

Методика "Рисунок несуществующего животного» С. Л. Колосовой позволяет определить, какой уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста. Ребенку предлагается нарисовать животное, которое должно быть придумано им самим и которое до него было никому не известно. После того, как рисунок будет готов, нужно расспросить художника о том существе, которое у него получилось. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.

Структурализированное наблюдение, проводимое учителем (автор Г. П. Лаврентьева) позволит выявить склонность детей младшего школьного возраста к агрессивному поведению. Инструкция к анкете предлагает учителю ответить либо «да», либо «нет» на предоставленные ему предложения. После чего подсчитывается итоговая сумма баллов, на основание чего делается вывод об уровне агрессивности ребенка.

Методика «Стили семейного воспитания» С. Степанова позволяет определить стратегию семейного воспитания. Родителям предлагается ответь на ряд вопросов, выбрав из четырех вариантов ответов один, который наиболее соответствует воспитательной системе семьи. По результатам тестирования делается вывод о преобладающем стиле семейного воспитания.

2.2. Анализ результатов исследования

По данным, которые были получены после проведения выше перечисленных методик, мы провели анализ.

По результатам методики «Рисунок несуществующего животного» (автор С. Л. Колосова.) были получены следующие данные: 54% (38 детей) имеют низкий уровень агрессивности, 24% (17 детей) средний и 22% (15 детей) высокий уровень агрессивности (см. рис. 1).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние типов семейного восптания на появление агрессии младших школьников

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... агрессия; исследовать влияние типа семейного воспитания на агрессию детей младшего школьного возраста; выявить зависимость типа семейного воспитания на проявление агрессивности у младших школьников; определить ...
  2. Влияние детско-роительского отношения на личность младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... 342.3 Влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребёнка младшего школьного возраста.......................................41Заключение ... семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему ...
  3. Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков

    Курсовая работа >> Психология
    ... агрессивность; 3. проанализировать методы изучения влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков; 4. исследовать влияния стилей семейного воспитания на ... агрессивного подростка еще в младшем или среднем школьном подростковом возрасте ...
  4. Влияние стиля семейного воспитания на развитие и становление личности

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... Патологизирующее семейное воспитание…………………………..18 Влияние стиля семейного воспитания на ... детству дошкольному и школьному, а затем ... дети и подростки в основном по-прежнему, как и в более младшем возрасте ... становятся избыточно агрессивными и нередко покидают ...
  5. Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста. Цель: Изучить влияние страхов на самооценку личности у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Исследовать самооценку младших ... ребенку, эгоцентрическое воспитание. Дети младшего школьного возраста испытывают следующие ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013968944549561