Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Лекция
Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Перио...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, ст...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Можно считать аксиомой тот факт, что любой человек в своей жизни проходит через периоды кризисов, и нет того человека, который минует эту чашу. Другое...полностью>>
Психология->Реферат
И, конечно же, огромное количество контактов, в кото­рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол­нения целого ряда условий и правил, позволя...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Следующая типология стилей семейного воспитания является традиционной в психологии. Она была предложена более 30 лет назад Д. Баумрид, содержательно описывающая 3 основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский [7]. На данную типологию мы будем опираться в нашем исследовании.

Авторитарный стиль семейного воспитания характеризуется властностью родителей (чаще отца) [7]. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате этого у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха с ранних лет становятся дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя определенные требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. В игровых ситуациях у детей формируются инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела. Наказания в таких семьях обычно не применяются — для детей достаточно порицания или огорчения родителей. Демократический стиль семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня [13].

Попустительский (либеральный) стиль семейного воспитания выражается в предоставлении ребенка самому себе, следствием чего не редко являются проявления негативного поведения, правонарушений, чрезмерные, а порой и неприемлемые развлечения, плохая учеба и т.п. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (отклоняющемуся от нормы) поведению [24].

Можно сделать вывод, что в реальности какой-либо один конкретный стиль семейного воспитания не применяется. Обычно практикуются их сочетание. К примеру старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна).

1.2. Психологическая сущность агрессивности

Проблема агрессивности является предметом большого числа психологических работ как у нас в стране, так и за рубежом. В литературе различными авторами предложено множество определений агрессивности. Под агрессивностью понимается «стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда» [18, с. 8]. А. А. Реан под агрессией понимает «сильную активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [28, c. 4].

С. Л. Соловьева под агрессивностью (агрессией) понимает «системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или

уголовный кодекс» [35, с. 21]. В данном определении понятия "агрессия " и "агрессивность" отождествляются. Следовательно, данного определения мы будем придерживать в дальнейшей нашей работе.

Р. Бэрон. и Д. Ричардсон под агрессивностью понимают «любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [11, с. 5]. Для определения действия как агрессивного, оно должно включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как «враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред» [25, с. 7]. «Большой психологический словарь» под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерекова предлагает следующее определение: «агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [23, с. 9].

Большинство авторов, как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, признает сегодня следующее определение агрессии: «это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность рассматривается авторами как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка» [11, с. 6].

Существуют несколько групп теорий, рассматривающих агрессивное поведение: инстинктивистские теории агрессии; фрустрационная, теория социального научения; теория переноса возбуждения.

Психоаналитическое направление рассматривает агрессивное поведение преимущественно как инстинктивное. Согласно этой концепции «агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия» [11, c. 10]. Разработчиком данного положения является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти» [39, с. 32].

Существуют два основных инстинкта - эрос (инстинкт жизни), направленный на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и танатос - влечение к смерти, инстинкт, направленный на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение, по мнению Фрейда, следует из взаимодействия эроса и танатоса, и агрессия является направленной на других энергией танатоса [39]. З. Фрейд считает, что агрессия не только врожденное, но и неизбежное свойство человека, так как, если энергия танатоса (инстинкта смерти) не будет обращена вовне, она приведет к разрушению самого индивида [39].

Эволюционный подход является близким к инстинктивистскому относительно рассмотрения агрессивного поведения. Представителем этого теоретического направления является известный этолог Конрад Лоренц [21].

К. Лоренц полагал, что агрессивное поведение берет свое начало из инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других существ [21]. Значительную роль в формировании агрессивных побуждений является наличие идентификации «свой» и «чужой». В ходе эволюции социального поведения возникают внутренне консолидированные и отчужденные от соседей социальные группы. Стереотипы позволяют быстро, по немногим решающим критериям распознать друга и врага, товарища по группе и постороннего, они упрощают мир и вызывают чувство уверенности. И в человеческом обществе существуют стереотипные убеждения и базирующиеся на них предрассудки (национальные, расовые, а также половые и классовые).

К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме непрерывно и накапливается с течением времени [21]. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось в организме в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы эта энергия «выплеснулась» во вне в виде агрессивного поведения.

К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида [21].

В теории фрустрации побуждение как механизм агрессии предполагает, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами порыв, или побуждение причинить вред другим. То есть агрессия - это свойство человека, которое проявляется в определенной ситуации.

Теория фрустрации предложена Дж. Доллардом и его коллегами. В одной из первых монографий, затрагивающих проблемы агрессии, под авторством Дж. Долларда, агрессия определяется как «акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму» [30, с. 112].

Это определение оказалось определяющим для многих последующих исследований. Согласно фрустрационной теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

В отличие от других, теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена А. Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения [5]. С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1. Способов усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий, при которых они закрепляются.

Сторонники теории социального научения, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большой степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. Поэтому, существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

В теории переноса возбуждения происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям.

Данное направление представляет Х. Зильманн, который доказывает, что «познание и возбуждение тесным образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения». [11]

Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние типов семейного восптания на появление агрессии младших школьников

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... агрессия; исследовать влияние типа семейного воспитания на агрессию детей младшего школьного возраста; выявить зависимость типа семейного воспитания на проявление агрессивности у младших школьников; определить ...
  2. Влияние детско-роительского отношения на личность младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... 342.3 Влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребёнка младшего школьного возраста.......................................41Заключение ... семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему ...
  3. Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков

    Курсовая работа >> Психология
    ... агрессивность; 3. проанализировать методы изучения влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков; 4. исследовать влияния стилей семейного воспитания на ... агрессивного подростка еще в младшем или среднем школьном подростковом возрасте ...
  4. Влияние стиля семейного воспитания на развитие и становление личности

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... Патологизирующее семейное воспитание…………………………..18 Влияние стиля семейного воспитания на ... детству дошкольному и школьному, а затем ... дети и подростки в основном по-прежнему, как и в более младшем возрасте ... становятся избыточно агрессивными и нередко покидают ...
  5. Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста. Цель: Изучить влияние страхов на самооценку личности у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Исследовать самооценку младших ... ребенку, эгоцентрическое воспитание. Дети младшего школьного возраста испытывают следующие ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019018650054932