Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Как правильно вырастить и воспитать ребенка: сына или дочь? Этим сейчас так озадачены взрослые. Они читают литературу, смотрят передачи, ходят на конс...полностью>>
Психология->Реферат
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психолог...полностью>>
Психология->Реферат
Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания челове...полностью>>
Психология->Реферат
У цьому випадку, незважаючи на те що у підлітка є бажання поводитися належним чином, він через різноманітні обставини, пов'язані з міжособистісними ст...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

СВЕТЛОВА Ольга Васильевна

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

НА АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 3 курса дневного отделения

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии детства

К. А. Петрова

Омск - 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Характеристика стилей семейного воспитания…………………..6

1.2. Психологическая сущность агрессивности………………………11

1.3. Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….17

Выводы по первой главе…………………………………………………..27

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЯЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация исследования…………………………………………...28

2.2. Анализ результатов исследования………………………………….. 29

Выводы по второй главе…………………………………………………...33

Заключение…………………………………………………………………34

Рекомендации для родителей……………………………………………..36

Список литературы………………………………………………………...37

Приложения………………………………………………………………...41

Введение

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, повлекли за собой целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Безусловно, это привело к росту детской жестокости и агрессии. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Очевидно, что причины детской агрессивности зарождаются в семье, так как именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Этот социальный институт может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Социально-экономические процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении финансового положения многих семей, обусловили падение престижа ряда профессий, что привело к глубоким изменением ее жизнедеятельности. Происходит дезорганизация жизни данного института социализации, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Для семей более характерными стали конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми. Это обусловило снижение ее воспитательного потенциала, роли в социализации детей.

Своевременное выявление детей, которым характерны признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения их неблагоприятного развития. Особенно это актуально для младшего школьного возраста, наиболее сензитивного для предупреждения агрессивного поведения.

В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематика агрессии и агрессивного поведения является предметом исследований многих ученых таких, как А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и другие.

Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую теоретическую и практическую востребованность, немногочисленны и представляют большей частью обзор зарубежных исследований (С. Л. Колосова, Н. Д. Левитов, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, Е. О. Смирнова, С. Ю. Чижова, И. А. Фурманов и др.). В связи с вышеизложенным, изучаемая нами проблема выбора наиболее эффективного стиля воспитания для снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Постановка данной проблемы определяется противоречиями между необходимостью создания эффективных условий снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста в семье и недостаточной теоретической и практической разработанностью этих аспектов.

Объект исследования: стили семейного воспитания.

Предмет исследования: влияние стиля семейного воспитания на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить характер влияния различных стилей семейного воспитания на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы влияния стиля семейного воспитания на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста в трудах зарубежных и отечественных психологов;

2. Выявить уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста;

3. Диагностировать стили семейного воспитания в тех семьях, в которых воспитываются дети младшего школьного возраста;

4. Исследовать характер влияния стиля семейного воспитания на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать высокому уровню агрессивности детей младшего школьного возраста; попустительский стиль семейного воспитания - среднему уровню агрессивности детей младшего школьного возраста; демократический стиль семейного воспитания будет способствовать низкому уровню агрессивности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

Теоретические: теоретический анализ.

Эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение.

Опытно-экспериментальна база: Речная средняя общеобразовательная школа. В эксперименте принимали участие 70 учащихся начальных классов и их родители.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика стилей семейного воспитания

Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. Семья - это «система межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защитить человека от манипулятивных воздействий общества, а с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального развития и функционирования» [42, с. 47]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Для каждой семьи характерен свой стиль воспитания, способствующий развитию личности ребенка. В. М. Минияров под стилем семейного воспитания понимает «наиболее характерные способы отношения родителей к детям, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия» [24, с. 96]. Важно знать, как складываются отношения в семье, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку. И так как воспитание детей в современном обществе, в некотором роде «больная тема», то естественно, что разные ученые взялись за изучение стилей воспитания. Некоторые из них выделяют три стиля, а некоторые и все шесть. Но, по сути, они все очень похожи. Итак, рассмотрим некоторые типологии стилей воспитания.

Л. П. Кибардина и Е. П. Алексеева, в своей книге «Родительское собрание» описали шесть стилей воспитания, это: воспитание по типу Золушки, воспитание постоянной опекой, воспитание по типу кумира семьи, воспитание равнодушием, воспитание подарками и воспитание доверием [4]. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Воспитание по типу Золушки – это стиль семейного воспитания, при котором родители чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. Известно, что такое воспитание не достигает цели: дети не становятся дисциплинированными [4].

Воспитание постоянной опекой – это стиль семейного воспитания, когда родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле [4].

При таком стиле, как воспитание по типу кумира семьи выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания [4].

При воспитании равнодушием ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия [4].

Воспитание подарками – это стиль семейного воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет [4].

Воспитание доверием это стиль семейного воспитания, при котором родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству. Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности [4].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние типов семейного восптания на появление агрессии младших школьников

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... агрессия; исследовать влияние типа семейного воспитания на агрессию детей младшего школьного возраста; выявить зависимость типа семейного воспитания на проявление агрессивности у младших школьников; определить ...
  2. Влияние детско-роительского отношения на личность младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... 342.3 Влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребёнка младшего школьного возраста.......................................41Заключение ... семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему ...
  3. Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков

    Курсовая работа >> Психология
    ... агрессивность; 3. проанализировать методы изучения влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков; 4. исследовать влияния стилей семейного воспитания на ... агрессивного подростка еще в младшем или среднем школьном подростковом возрасте ...
  4. Влияние стиля семейного воспитания на развитие и становление личности

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... Патологизирующее семейное воспитание…………………………..18 Влияние стиля семейного воспитания на ... детству дошкольному и школьному, а затем ... дети и подростки в основном по-прежнему, как и в более младшем возрасте ... становятся избыточно агрессивными и нередко покидают ...
  5. Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста. Цель: Изучить влияние страхов на самооценку личности у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Исследовать самооценку младших ... ребенку, эгоцентрическое воспитание. Дети младшего школьного возраста испытывают следующие ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0067119598388672