Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Банковское дело->Реферат
Если относительно легко найти остатки строений, произведений искусства или другие материальные следы минувших цивилизаций, то труднее воссоздать, как ...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Истоки происхождения слова "биржа" находились в крупнейшем торговом пункте Фландрии – Брюгге. Здесь торговые сборища обосновывались возле гостиницы "Б...полностью>>
Банковское дело->Закон
БАНК - по законодательству России коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, вы...полностью>>
Банковское дело->Дипломная работа
Благополучное финансовое состояние организации - это важное условие ее непрерывной и эффективной деятельности. Для ее достижения необходимо обеспечить...полностью>>

Главная > Доклад >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

А. Д. СУВАРЕВИЧ, кандидат экономических наук

ФИНАНСЫ И КРВДИТ 5 <65) 2000

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

К ВОПРОСУ О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Включение России в финансовое сообщество, выразившееся, прежде всего, в .расширении дос­тупа российских банков на рынки внешних заим­ствований, к сожалению, не повлекло за собой адекватных мер контроля. В результате, внутрен­ний финансовый рынок оказался в серьезной за­висимости не только от иностранных инвести­ций, но и от воздействия таких неблагоприятных факторов, как международные финансовые кри­зисы, спекулятивные махинации иностранного капитала и т.д.

Те решения, которые были приняты в авгус­те прошлого года тогдашним правительством, отнюдь не способствовали решению этих проблем;

более того, они обострили ситуацию на финан­совом рынке. Как следствие, произошла потеря доверия к регулирующим органам со стороны участников финансового рынка и разразился си­стемный банковский кризис, не говоря уже об ухудшении финансовой репутации России.

У российских коммерческих банков, наибо­лее пострадавших в результате августовского кри­зиса, сумма вложений в ГКО примерно равня­лась сумме привлеченных средств населения. В дальнейшем из-за стремительного падения курса рубля задолженность наших банков перед иност­ранными кредиторами по форвардным контрак­там выросла до 17 млрд дол.

Правда, нашлись отдельные финансовые уч­реждения, которые, воспользовавшись кризисом, поспешили объявить себя банкротами, а на деле, списав долги и присвоив чужие деньги, стали снова прекрасно жить, но уже под новыми вы­весками.

Тем не менее российские банки постепенно начинают оправляться от пережитых финансовых потрясения. За последние полгода их кашпалуве-личился почти в два раза, заметно выросла и сум­ма привлеченных средств населения. Продолжа­ется рост депозитов и средств на расчетных сче­тах, приток новых клиентов, растет спрос на кредиты, равно как и платежеспособность про­мышленных заемщиков.

Однако, как показывает опыт, если привле­ченные финансовые ресурсы не будут своевре­менно инвестированы в соответствующие проек­ты, выгодные с экономической точки зрения, наступившее заметное улучшение также может окончиться резким спадом. Недавний кризис как нельзя лучше выявил качество сделанных кредит­ных вложений, а постоянное рефинансирование обязательств за счет притока новых финансовых ресурсов сменяется, как известно, необходимос­тью расплачиваться по ним из доходов банков.

Так или иначе, говоря о кредитах, выдавае­мых коммерческими банками, мы должны отме­тить, что у нас в стране нет достаточно крупных банков (исключая, разве что, Сбербанк), кото­рые в состоянии предоставить крупные инвести­ции российским промышленникам.

Определенные негативные моменты возник­ли после кризиса и вследствие практически бес­контрольного развития российской банковской системы. Как правило, большинство коммерчес­ких банков создавалось как универсальные. Они одновременно и привлекали депозиты населения, и занимались инвестированием в ценные бума­ги, и кредитовали торговые и промышленные пред­приятия. Сегодняшнее развитие банковской систе­мы также -представляет собой в достаточной степе­ни бесконтрольный процесс, юля вывод об ужес­точении регулирования банковского сектора, осо­бенно в связи с последними финансовыми скан­далами, связанными с отмыванием денег, на­прашивается сам собой. Несмотря на регулярные выступления в средствах массовой информации

Председателя Центрального банка России г-на Ге-ращенко, даже в результате тщательного анализа последних, концепция развития российской бан­ковской системы так и не просматривается.

По нашему мнению, российские банки, ко­торые, например, привлекают депозиты населе­ния, и банки, занимающиеся инвестированием, должны иметь различные законодательные рамки.

В основе развития банковской системы лежат изменения спроса экономики страны на такие базовые банковские продукты, как кредиты и депозиты, происходящие под воздействием сдви­гов в финансовой политике. Высокая инфляция и падение курса национальной валюты приводят к сокращению спроса на финансовые ресурсы, что отрицательно сказывается на развитии банковс­кой системы страны. Напротив, в периоды ста­билизации экономики страны банковская систе­ма начинает развиваться ускоренными темпами. Однако весьма опрометчивым шагом было и бу­дет предоставлять возможность регулировать это развитие финансовому рынку, уповая на то, что у нас в стране развиваются рыночные отноше­ния. Без жесткого контроля, без четко вырабо­танной стратегии развития российской банковс­кой системы ее падения и взлеты неизбежны.

Двухуровневая банковская система основана на взаимодействии Центрального банка России с коммерческими банками и исключает вмеша­тельство в деятельность реального сектора эко­номики. Однако вопрос о взаимодействии рос­сийской банковской системы с реальным секто­ром был и остается весьма болезненным, посколь­ку именно обособленность российской банковс­кой системы от реального сектора экономики явилась едва ли не главной причиной ее стреми­тельного падения в период кризиса. Поэтому ко­ренное изменение характера взаимодействия рос­сийской банковской системы с реальным секто­ром экономики является важнейшим условием нормального развития этой системы.

Уже давно назрела необходимость перехода к практическим мерам по расширению участия го­сударства в капитале отдельных банков. И здесь особое внимание следует уделить региональной банковской инфраструктуре. Региональная государ­ственная банковская система должна сыграть свою роль в стабилизации российской экономики.

Следует отметить, что одним из результатов недавнего финансового кризиса явилось практи­чески полное разрушение сложившейся системы уполномоченных банков, что породило множе­ство проблем во взаимодействии федерального и региональных бюджетов. Напомним, что уполно­моченные банки - это кредитио-финансовые уч­реждения, имеющие специальное разрешение правительственных органов на проведение опре­деленных банковских операций. Для решения упо­мянутых проблем и создается новая региональ­ная система уполномоченных банков, которая, в принципе, может значительно изменить струк­туру российской банковской системы. Весь воп­рос в том, в какой мере эта региональная систе­ма будет способствовать упрочению связей рос­сийских баков с реальным сектором экономики.

По некоторым данным, уже несколько реги­ональных банков, имеющих долю государства или федеральных органов власти в своем капитале, стали в своих регионах уполномоченными банка­ми. К их числу можно отнести такие банки, как Банк Москвы, Евроазиатский банк экономичес­кого развития (г. Ижевск), Восточно-Сибирский коммерческий банк (г. Иркутск), Ханты-Мансий­ский банк, недавно созданный Банк Хакасси, Башкредйтбанк (г. Уфа), банк "АкБарс" (г. Ка­зань) и некоторые другие.

Создаваемый в соответствии с поручением Президента Российской Федерации государствен­ный Всероссийский банк развития регионов, по замыслу, должен явиться инвестиционным бан­ком, обслуживающим Центрально-Черноземный регион. Новый банк будет способствовать совер­шенствованию расчетно-кассового обслуживания госбюджета, предприятий и организаций облас­тей Центрального Черноземья. Во вновь создава­емом финансовом учреждении будут обслуживать­ся счета и средства государственных внебюджет­ных фондов, накопительные счета налоговых орга­нов, счета организаций и учреждений, финанси­руемых из госбюджета. На счета этого банка также должны быть переведены средства, выделяемые бюджетам районов и городов из республиканского бюджета, которые включают в себя: дотации, суб­венции, ссуды, кредиты и безвозмездную денеж­ную помощь, выделяемые государством для отдель­ных организаций и учреждений.

Механизм создания уполномоченных регио­нальных банков остается практически неизмен­ным в различных регионах, даже несмотря на экономическую специфику последних. Уставной капитал таких банков, как правило, формирует­ся в соответствии с Законодательным актом дан­ного субъекта Российской федерации частично за счет средств местного бюджета. При этом госу­дарственные учреждения и организации получа­ют разрешение на участие в акционерном капи­тале банка в рамках доли местного бюджета в его уставном капитале. Остальными акционерами бан­ка являются, как правило, крупные негосудар­ственные организации.

На уполномоченные региональные банки воз­лагаются весьма важные функции по осуществ­лению межбюджетных расчетов, поддержке со­циальных программ, но - самое главное - по кре­дитованию реального сектора экономики в реги­онах. Поэтому не случайно уполномоченными бан­ками становятся банки со значительной долей государства в уставном капитале. С их помощью государство усиливает свои позиции в финансо­вых структурах регионов, создавая подконтроль­ные ему крупные банковские учреждения.

Создание системы уполномоченных регио­нальных банков может явиться поворотным мо­ментом в финансировании инвестиционных по­требностей реального сектора экономики, а в этом, как известно, и состоит одна из основных функций банковской системы.

Если вновь обратиться к истории, то по уров­ню накопленных резервов российская банковс­кая система только за счет возвращения к пока­зателям интенсивности их использования, дос­тигнутым к началу 1998 года, могла бы увеличить объем кредитов для реального сектора экономи­ки почти в полтора раза. Разразившийся в августе прошлого года кризис привел к тому, что (по данным Центрального банка России), отечествен­ные банки потеряли 55% капитала, и даже име­ющиеся кредитные вложения для значительной части банков оказались не обеспечены собствен­ными средствами.

Капитализация является не только конкурент­ным преимуществом, но и существенным факто­ром устойчивости развития того или иного ком­мерческого банка. Банки, обеспечивающие макси­мальный рост капитала, так или иначе сумеют вос­пользоваться избытком финансовых резервов для кредитования, в то время как весьма ликвидные, но недостаточно капитализированные банки будут вынуждены размещать свои финансовые ресурсы в сравнительно низкодоходные активы.

По нашему мнению, способность наращивать капитал определит также и лидеров сегодняшне­го этапа развития российской банковской систе­мы, в то время как в 1996 - 1997 годах это лидер­ство зависело от умения использовать возможнос­ти по привлечению новых средств. Только увели­чение активов при соответствующей консолида­ции расходов позволит выжить значительной ча­сти российских банков, пострадавших в резуль­тате кризиса. Соответственно, усилится тенден­ция концентрации капитала в банковской сфере.

Скорее всего, до тех пор пока региональная система уполномоченных банков находится в ста­дии становления, рост капитала банков за счет внутренних источников будет опять распределен в российской банковской системе крайне нерав­номерно, и львиная доля придется на долю круп­нейших московских банков и банков со стопро­центным иностранным капиталом, а также на долю банков, сохранивших большую часть свое­го капитала, либо сумевших восстановить его за счет внешних источников.

Свое влияние на дальнейшее развитие рос­сийской банковской системы окажет и обеспече­ние положительного сальдо текущих операций платежного баланса страны. Это позволит не толь­ко восстанавливать валютные резервы, но и со­здаст возможность для нормального обслужива­ния государственного долга и, несомненно, обес­печит экономически обоснованную динамику валютного курса рубля.

Общей предпосылкой для упрочения банков­ской системы является повышение доверия на­селения к организованным формам сбережений, подкрепленное ростом доходов населения и сни­жением темпов инфляции.

Мы надеемся, что усовершенствованная бан­ковская система России будет способствовать воз­рождению национальной экономики, хотя фи­нансовое здоровье последней будет зависеть не только от обоснованной денежно-кредитной по­литики, но и от динамики валютной структуры экспорта, импорта, платежного баланса и внеш­него долга России.

Проблемы банковской системы1

В. С. Захаров,

исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков

Важным событием банковской жизни в 2001 г. стал поворот экономической политики стра­ны в сторону банковского сектора эконо­мики. Впервые за много лет в сентябре 2001 г. на заседании Правительства России рассматривалась стратегия развития банковской системы, разра­ботанная совместно с Банком России. Многие положения этого документа перекликаются с Кон­цептуальными основами развития банковской сис­темы, одобренными Х съездом Ассоциации россий­ских банков.

Положительной тенденцией последнего време­ни является налаживание диалога между банками и предпринимательскими структурами. Так, в ноябре 2001 г. в Екатеринбурге по инициативе Уральского банковского союза и Главного управления Банка России по Свердловской области проводилась меж­региональная конференция на тему: "Перспективы развития экономики и банковской системы Урало-Сибирского региона".

С докладами о перспективах развития своих предприятий, их инвестиционных потребностях вы­ступили руководители промышленности и крупные предприниматели, которые высказали понимание и проблем банковской системы. Отмечалось, в част­ности, что важным условием развития экономики страны являются совместные действия реального сектора и кредитной системы, сохранение регио­нальной банковской сети, увеличение участия фи­нансового капитала в инвестиционных проектах, концентрация и консолидация капиталов банков.

Представители банковских кругов, характери­зуя проблемы банковской системы, инвестицион­ные возможности банков, подчеркивали рост их активности по наращиванию кредитования эконо­мики в послекризисный период (кредиты банков реальному сектору экономики превысили 1 трлн РУб.).

Наряду с этим было показано, что в целом объемы кредитования реального сектора не соот­ветствуют потребностям развития экономики. Со­кратилась и доля банковских кредитов в инвести­циях. Существует ряд причин сложившегося поло­жения, которые требуют комплексного анализа по всем составляющим этой проблемы. В плане рабо­ты АРБ в 2002 г. предусмотрено обобщить положи­тельный опыт банков по кредитованию производ­ства и провести конференцию по этому вопросу.

В 2001 г. удалось добиться значительного сни-

lCraтья подготовлена на основе доклада автора на со­вместном заседании советов Ассоциации российских бан­ков и Межбанковского союза 18 декабря 2001 г.

жения налоговой нагрузки на банки. Их платежи в бюджет из прибыли сократились с 43 до 24%. По самым скромным подсчетам, новый порядок упла­ты налогов принесет банкам экономию в 8 млрд руб. Однако осталось много нерешенных вопросов, и работа над совершенствованием налогообложения банков продолжается.

В качестве положительной тенденции следует отметить и восстановление доверия к банкам со стороны их клиентуры, в том числе населения и иностранных партнеров. Тем не менее проблема доверия остается весьма актуальной. К сожалению, задерживается решение вопроса о гарантировании вкладов населения в банках,"что создает неравные условия для деятельности Сберегательного банка и других коммерческих банков. •

Доверие иностранных, 'да и отечественных, партнеров может повыситься после перехода бан­ков на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. По получении инструктивных указаний Банка России по этому вопросу с его уча­стием будет организовано обучение банковских ра­ботников новым правилам.

Вместе с тем к введению международных стан­дартов учета и отчетности нужно заблаговременно готовиться и самим банкам, чтобы эта важная ак­ция не застала их врасплох. Некоторые стандарты уже сейчас можно адаптировать к российским ус­ловиям. Наибольшая эффективность может быть достигнута при одновременном введении этих стан­дартов в банковской системе и других сферах эко­номики.

Повышению доверия к банкам будет способст­вовать активное включение их в борьбу с отмыва­нием доходов, полученных преступным путем. Ос­новные направления этой работе дали принятый в июле 2001 г. Закон "О противодействии легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и пакет указаний Банка России по этому вопросу. Практическое использование этих право­вых норм повысит рейтинг российских банков за рубежом, позволит им активнее работать на внеш­них рынках. Возрастет доверие к банкам и у отече­ственных инвесторов.

Участники XI Съезда АРБ поднимали вопрос о внесении поправок в Федеральный закон "О ва­лютном регулировании и валютном контроле". За прошедшее время, как известно, были приняты поправки к нему, направленные, в частности, на либерализацию валютного режима, расширен пере­чень валютных операций, не требующих разреше­ния центрального банка.

Работа по дальнейшей либерализации валют­ного законодательства в России продолжается. Поддерживая в целом эту идею. Ассоциация рос­сийских банков в то же время считает, что для ее осуществления должна быть уверенность в необра­тимости экономической стабилизации в стране. Поспешная либерализация может серьезно нару­шить макроэкономическое равновесие, привести к резкому падению курса рубля к доллару со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, в том числе и для банковской системы.

В 2001 г. значительно активизировалась дея­тельность большинства комитетов АРБ, созданных на основании решений ее IX съезда. Образование комитетов дало новый импульс работе Ассоциации и самих банков, которые справедливо увидели в них новый действенный механизм обсуждения раз­личных проблем банковской деятельности.

Так, в Комитете по денежно-кредитной поли­тике, банковскому надзору, международным стан­дартам и правилам была обсуждена тема "Между­народные стандарты финансовой отчетности для российских банков: проблемы и решения". В ре­зультате участники заседания предложили разрабо­тать специальную государственную программу пе­рехода на международные стандарты финансовой отчетности, общую для банков и других сфер эко­номики. Обсуждался также вопрос о перспективах развития банковской системы.

Весьма активно работают комитеты по инве­стиционной и лизинговой деятельности, по пла­тежным системам, по драгоценным металлам, по банковскому аудиту. Комитет по региональной по­литике проводит выездные заседания в различных регионах страны. Так, на заседании в Оренбурге было заключено так называемое Оренбургское со­глашение группы малых и средних банков, откры­тое для вступления в него и других банков.

Комитет по налогообложению, бухгалтерскому учету и отчетности работает в расширенном составе в виде экспертной группы по совершенствованию налогообложения банков, включающей представи­телей Министерства по налогам и сборам, Минфи­на и Банка России. По предложению экспертной группы АРБ внесла в Государственную думу 100 поправок к главе 25 Налогового кодекса Россий­ской Федерации "Налог на прибыль организаций", принятых Думой к рассмотрению.

По-прежнему актуальной является проблема повышения уровня капитализации банков. Этот процесс стимулировало бы использование в целях капитализации экономии от снижения ставки на­логообложения в 2002 г. Значение капитализации особенно повышается в связи с предстоящим вве­дением международных стандартов финансовой отчетности. У банков есть как минимум два года, чтобы соотнести новую методологию расчета собст­венных средств со сложившейся практикой, исклю­чить некорректные методы их формирования.

Начиная с 2005 г.-банки с собственным капи­талом менее 5 млн евро должны будут поддержи­вать уровень достаточности капитала в пределах не

ниже 1096. Иначе они могут лишиться лицензий. Сейчас уровень достаточности капитала, при кото­ром отзывается лицензия, составляет менее 2% для всех банков. Такое решение даст малым и средним банкам определенную перспективу развития. Даже те банки, которые не в состоянии нарастить капи­тал, смогут поддерживать его необходимую доста­точность. Это им вполне по силам. И хотя малые банки подвергаются критике и даже массированной атаке за низкую рентабельность, положение их не так катастрофично, как это представляют.

Следует отметить противоречивую позицию Министерства по антимонопольной политике. С одной стороны, оно ревниво следит за недопуще­нием монополизма в банковской сфере, а с дру­гой — до последнего отстаивало требование о ми­нимальном размере капитала для банков, хотя это привело бы к сокращению конкурентного поля на банковском рынке.

Насущной задачей АРБ и самих банков являет­ся переход от оборонительной к наступательной позиции, раскрывающей преимущества малых бан­ков, их важную роль в экономике и обеспечении стабильности банковской системы.

Дальнейшее развитие банковской системы во многом будет определяться денежно-кредитной по­литикой государства. Банк России ежегодно в соот­ветствии с законом формирует основные направле­ния единой государственной денежно-кредитной политики, хотя правильнее ее назвать денежно-кредитной политикой самого Банка, поскольку в основных направлениях предусматриваются только его действия.

Понятие единой денежно-кредитной политики государства как более общее должно включать це­ли, задачи и действия правительства, возможно, других органов власти, а не только Банка России. Это касается в частности мер по дедолларизации экономики, снижению неплатежей, размеры кото­рых уже превысили 1,7 трлн руб., и др.

В Основных направлениях главной целью денежно-кредитной политики названо снижение инфляции. Если исходить из задач самого Банка России, то это верно, поскольку он отвечает за ста­бильность рубля. Но этого совершенно недостаточ­но, так как не охватывает цели и задачи денежно-кредитной политики государства в целом.

Одной из таких главнейших задач должно быть содействие росту экономики. В конечном счете снижение инфляции — это никак не самоцель, а одно из средств влияния денежной сферы на рост экономики. Вместе с тем практически не рассмат­риваются возможности инфляционного роста эко­номики, который периодически используют разные страны.

Следует также отметить, что в Основных на­правлениях денежно-кредитной политики, ежегодно составляемых Банком России, достаточно широко представлены ее денежная и валютная составляю­щие, но мало говорится о кредитной политике. Од­ним из ее элементов является выполнение Банком России функции кредитора в последней инстанции.

К сожалению, в последнее время эта функция им почти не выполняется.

Остатки средств банков в Банке России со­ставляют весьма значительную сумму (62 млрд руб.), но для рефинансирования используется лишь незначительная часть — меньше 4%. Сократились и размеры кредитов, выдаваемых банкам, с 15,3 млрд руб. на 1 октября 2000 г. до 11,6 млрд руб. на 1 ок­тября 2001 г. Если из суммы этих кредитов исклю­чить стабилизационные кредиты, выданные в 1998 г. отдельным банкам, а затем пролонгирован­ные, то из кредитных вложений банков в реальный сектор экономики в 1 трлн руб. на долю централь­ного банка придется немногим более 1 млрд руб. Но если учесть, что кредиты выдаются главным образом в форме овериайт или внугридневных, то, как из этого следует, с их помощью решаются в основном вопросы поддержания текущей ликвид­ности банков, а отнюдь не рефинансирования их операций.

Одним из направлений денежной политики является так называемая стерилизация излишней ликвидности банков. К настоящему времени, что признает и Банк России, многие банки уже не имеют проблем с избытком ликвидности. Вместе с тем он не отказывается от мер по стерилизации на кратко- и даже среднесрочную перспективу.

Аналогичную позицию занимают и другие представители власти, считая, что в стране сущест­вует избыточная рублевая денежная масса, которую она не может переварить. С такой позицией и под­ходами к денежной политике вряд ли можно согла­ситься.

Правильнее, как представляется, говорить не об избытке денег, а о неумении целенаправленно канализировать их выпуск. Решить эту проблему могло бы развитие операций по переучету или за­логу в Банке России векселей производственных предприятий, что также сократит каналы перетока денег на валютный рынок (по сравнению, напри­мер, с ломбардным кредитованием).

В связи со слабым развитием рефинансирова­ния банков ограничено использование и такого метода, как процентная политика. Ставка рефинан­сирования не меняется уже больше года, в том чис­ле и по той причине, что она все равно ни на что существенно не влияет.

В отличие от российской практики изменение учетной ставки в странах с развитой рыночной экономикой на половину и даже четверть процент­ных пункта оказывает существенное влияние на ее состояние. Это означает, что очень тонкий меха­низм настройки рыночной экономики, который широко используется во многих странах, пока Рос­сии недоступен.

На сегодня наиболее действенным методом де­нежно-кредитной политики являются отчисления в фонд обязательного резервирования. Нормативы отчислений в этот фонд остаются неизменными вот уже два года, хотя ситуация в экономике за это время существенно изменилась. Так как по ним банки не получают процентов, очевидно влияние

этих отчислений на повышение ставок по креди­там. Но главное, такие отчисления ограничивают кредитную активность банков, что совершенно не­обоснованно.

Во многих странах существуют нулевые или минимальные нормы отчислений в фонд обяза­тельных резервов. Эти отчисления повышаются, когда нужно остудить перегрев экономики, что в настоящее время для России неактуально. Напро­тив, экономика остро нуждается в банковских кре­дитах для своего развития, но политика Банка Рос­сии не способствует активизации кредитования из-за отсутствия действенной системы рефинансиро­вания банков и высокого уровня отчислений в фонд обязательных резервов. Думается, что прямое влияние на углубление этих негативных процессов оказывает односторонняя трактовка целей денеж­но-кредитной политики, разрабатываемой Банком России, среди которых нет цели роста экономики, и следовательно, и стимулов к расширению ее кре­дитования.

Несколько слов о проблеме недокапитализа-ции банков. Сейчас в целом по банковской системе уровень достаточности капитала превышает 20% при минимальных пределах 10%. Это означает, что при нынешних капиталах банки могут удвоить кре­дитные вложения, но зачастую не имеют для этого ресурсов. Кроме того, достаточно высоки риски кредитования. Все это во многом сдерживает их активность в поисках сфер приложения своих средств. Поэтому банки ожидают от потенциальных ссудозаемщиков большей информационной про­зрачности, обоснованности представляемых для получения ссуд расчетов.

Расширение кредитования экономики за счет рефинансирования операций коммерческих банков, снижения отчислений в фонд обязательных ре­зервов даст значительный экономический эф­фект банкам: позволит им получить дополнительную прибыль и ускорить процесс собственной капита­лизации.

Необходимо отметить и тот негативный мо­мент, что банковское сообщество в лице Ассоциа­ции российских банков, несмотря на неоднократ­ные инициативы, не привлекается к определению Основных направлений денежно-кредитной поли­тики, хотя ему, безусловно, есть что предложить Банку России. Банки как проводники денежно-кредитной политики имеют свои соображения о некоторых ее направлениях и методах осуществления. Кроме того, в банках сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал, причем банковские специалисты в области денег, кредита, валютных операций на 100% сторонники рыночных преобра­зований в стране.

Одной из составных частей стратегии Банка России являются институциональные изменения в банковской системе. Это касается прежде всего банков с участием государства в их капитале. По нашему мнению, к решению вопроса об их рефор­мировании нужно подходить дифференцирование. Во многих странах такие банки занимают сущест-



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Банковская система Российской Федерации этапы становления и перспективы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... Глава 3. Проблемы и направления развития российской банковской системы 3.1. Особенности функционирования отечественной банковской системы в условиях ... кредитной политики, определены основные проблемы банковской системы Российской Федерации на современном ...
  2. Банковская система России современные проблемы и перспективы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... анализ современных тенденций развития банковской системы России позволит выявить проблемы банковской системы и наметить пути направленные ...
  3. Банковская система РФ основы функционирования и проблемы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... деградировать только вместе, что основные проблемы банковской системы хорошо могут решаться лишь в том ...
  4. Банковская система РФ (16)

    Реферат >> Финансы
    ... (в первую очередь, депозиты физических лиц). Проблемы банковской системы РФ и пути решения по ее ... . В результате проделанной работы выявлены основные проблемы банковской системы, которые особенно остро проявились в период ...
  5. Банковская система России (13)

    Реферат >> Банковское дело
    ... банковской системы России 2.1. Проблемы банковской системы и пути их решения 2.2. Современные проблемы состояние и проблемы функционирования банковской системы России 2.3. Тенденции развития банковской системы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013899803161621