Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Банковское дело->Реферат
Если относительно легко найти остатки строений, произведений искусства или другие материальные следы минувших цивилизаций, то труднее воссоздать, как ...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Истоки происхождения слова "биржа" находились в крупнейшем торговом пункте Фландрии – Брюгге. Здесь торговые сборища обосновывались возле гостиницы "Б...полностью>>
Банковское дело->Закон
БАНК - по законодательству России коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, вы...полностью>>
Банковское дело->Дипломная работа
Благополучное финансовое состояние организации - это важное условие ее непрерывной и эффективной деятельности. Для ее достижения необходимо обеспечить...полностью>>

Главная > Доклад >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

С докладами о перспективах развития своих предприятий, их инвестиционных потребностях вы­ступили руководители промышленности и крупные предприниматели, которые высказали понимание и проблем банковской системы. Отмечалось, в част­ности, что важным условием развития экономики страны являются совместные действия реального сектора и кредитной системы, сохранение регио­нальной банковской сети, увеличение участия фи­нансового капитала в инвестиционных проектах, концентрация и консолидация капиталов банков.

Представители банковских кругов, характери­зуя проблемы банковской системы, инвестицион­ные возможности банков, подчеркивали рост их активности по наращиванию кредитования эконо­мики в послекризисный период (кредиты банков реальному сектору экономики превысили 1 трлн РУб.).

Наряду с этим было показано, что в целом объемы кредитования реального сектора не соот­ветствуют потребностям развития экономики. Со­кратилась и доля банковских кредитов в инвести­циях. Существует ряд причин сложившегося поло­жения, которые требуют комплексного анализа по всем составляющим этой проблемы. В плане рабо­ты АРБ в 2002 г. предусмотрено обобщить положи­тельный опыт банков по кредитованию производ­ства и провести конференцию по этому вопросу.

В 2001 г. удалось добиться значительного сни-

lCraтья подготовлена на основе доклада автора на со­вместном заседании советов Ассоциации российских бан­ков и Межбанковского союза 18 декабря 2001 г.

жения налоговой нагрузки на банки. Их платежи в бюджет из прибыли сократились с 43 до 24%. По самым скромным подсчетам, новый порядок упла­ты налогов принесет банкам экономию в 8 млрд руб. Однако осталось много нерешенных вопросов, и работа над совершенствованием налогообложения банков продолжается.

В качестве положительной тенденции следует отметить и восстановление доверия к банкам со стороны их клиентуры, в том числе населения и иностранных партнеров. Тем не менее проблема доверия остается весьма актуальной. К сожалению, задерживается решение вопроса о гарантировании вкладов населения в банках,"что создает неравные условия для деятельности Сберегательного банка и других коммерческих банков. •

Доверие иностранных, 'да и отечественных, партнеров может повыситься после перехода бан­ков на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. По получении инструктивных указаний Банка России по этому вопросу с его уча­стием будет организовано обучение банковских ра­ботников новым правилам.

Вместе с тем к введению международных стан­дартов учета и отчетности нужно заблаговременно готовиться и самим банкам, чтобы эта важная ак­ция не застала их врасплох. Некоторые стандарты уже сейчас можно адаптировать к российским ус­ловиям. Наибольшая эффективность может быть достигнута при одновременном введении этих стан­дартов в банковской системе и других сферах эко­номики.

Повышению доверия к банкам будет способст­вовать активное включение их в борьбу с отмыва­нием доходов, полученных преступным путем. Ос­новные направления этой работе дали принятый в июле 2001 г. Закон "О противодействии легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и пакет указаний Банка России по этому вопросу. Практическое использование этих право­вых норм повысит рейтинг российских банков за рубежом, позволит им активнее работать на внеш­них рынках. Возрастет доверие к банкам и у отече­ственных инвесторов.

Участники XI Съезда АРБ поднимали вопрос о внесении поправок в Федеральный закон "О ва­лютном регулировании и валютном контроле". За прошедшее время, как известно, были приняты поправки к нему, направленные, в частности, на либерализацию валютного режима, расширен пере­чень валютных операций, не требующих разреше­ния центрального банка.

Работа по дальнейшей либерализации валют­ного законодательства в России продолжается. Поддерживая в целом эту идею. Ассоциация рос­сийских банков в то же время считает, что для ее осуществления должна быть уверенность в необра­тимости экономической стабилизации в стране. Поспешная либерализация может серьезно нару­шить макроэкономическое равновесие, привести к резкому падению курса рубля к доллару со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, в том числе и для банковской системы.

В 2001 г. значительно активизировалась дея­тельность большинства комитетов АРБ, созданных на основании решений ее IX съезда. Образование комитетов дало новый импульс работе Ассоциации и самих банков, которые справедливо увидели в них новый действенный механизм обсуждения раз­личных проблем банковской деятельности.

Так, в Комитете по денежно-кредитной поли­тике, банковскому надзору, международным стан­дартам и правилам была обсуждена тема "Между­народные стандарты финансовой отчетности для российских банков: проблемы и решения". В ре­зультате участники заседания предложили разрабо­тать специальную государственную программу пе­рехода на международные стандарты финансовой отчетности, общую для банков и других сфер эко­номики. Обсуждался также вопрос о перспективах развития банковской системы.

Весьма активно работают комитеты по инве­стиционной и лизинговой деятельности, по пла­тежным системам, по драгоценным металлам, по банковскому аудиту. Комитет по региональной по­литике проводит выездные заседания в различных регионах страны. Так, на заседании в Оренбурге было заключено так называемое Оренбургское со­глашение группы малых и средних банков, откры­тое для вступления в него и других банков.

Комитет по налогообложению, бухгалтерскому учету и отчетности работает в расширенном составе в виде экспертной группы по совершенствованию налогообложения банков, включающей представи­телей Министерства по налогам и сборам, Минфи­на и Банка России. По предложению экспертной группы АРБ внесла в Государственную думу 100 поправок к главе 25 Налогового кодекса Россий­ской Федерации "Налог на прибыль организаций", принятых Думой к рассмотрению.

По-прежнему актуальной является проблема повышения уровня капитализации банков. Этот процесс стимулировало бы использование в целях капитализации экономии от снижения ставки на­логообложения в 2002 г. Значение капитализации особенно повышается в связи с предстоящим вве­дением международных стандартов финансовой отчетности. У банков есть как минимум два года, чтобы соотнести новую методологию расчета собст­венных средств со сложившейся практикой, исклю­чить некорректные методы их формирования.

Начиная с 2005 г.-банки с собственным капи­талом менее 5 млн евро должны будут поддержи­вать уровень достаточности капитала в пределах не

ниже 1096. Иначе они могут лишиться лицензий. Сейчас уровень достаточности капитала, при кото­ром отзывается лицензия, составляет менее 2% для всех банков. Такое решение даст малым и средним банкам определенную перспективу развития. Даже те банки, которые не в состоянии нарастить капи­тал, смогут поддерживать его необходимую доста­точность. Это им вполне по силам. И хотя малые банки подвергаются критике и даже массированной атаке за низкую рентабельность, положение их не так катастрофично, как это представляют.

Следует отметить противоречивую позицию Министерства по антимонопольной политике. С одной стороны, оно ревниво следит за недопуще­нием монополизма в банковской сфере, а с дру­гой — до последнего отстаивало требование о ми­нимальном размере капитала для банков, хотя это привело бы к сокращению конкурентного поля на банковском рынке.

Насущной задачей АРБ и самих банков являет­ся переход от оборонительной к наступательной позиции, раскрывающей преимущества малых бан­ков, их важную роль в экономике и обеспечении стабильности банковской системы.

Дальнейшее развитие банковской системы во многом будет определяться денежно-кредитной по­литикой государства. Банк России ежегодно в соот­ветствии с законом формирует основные направле­ния единой государственной денежно-кредитной политики, хотя правильнее ее назвать денежно-кредитной политикой самого Банка, поскольку в основных направлениях предусматриваются только его действия.

Понятие единой денежно-кредитной политики государства как более общее должно включать це­ли, задачи и действия правительства, возможно, других органов власти, а не только Банка России. Это касается в частности мер по дедолларизации экономики, снижению неплатежей, размеры кото­рых уже превысили 1,7 трлн руб., и др.

В Основных направлениях главной целью денежно-кредитной политики названо снижение инфляции. Если исходить из задач самого Банка России, то это верно, поскольку он отвечает за ста­бильность рубля. Но этого совершенно недостаточ­но, так как не охватывает цели и задачи денежно-кредитной политики государства в целом.

Одной из таких главнейших задач должно быть содействие росту экономики. В конечном счете снижение инфляции — это никак не самоцель, а одно из средств влияния денежной сферы на рост экономики. Вместе с тем практически не рассмат­риваются возможности инфляционного роста эко­номики, который периодически используют разные страны.

Следует также отметить, что в Основных на­правлениях денежно-кредитной политики, ежегодно составляемых Банком России, достаточно широко представлены ее денежная и валютная составляю­щие, но мало говорится о кредитной политике. Од­ним из ее элементов является выполнение Банком России функции кредитора в последней инстанции.

К сожалению, в последнее время эта функция им почти не выполняется.

Остатки средств банков в Банке России со­ставляют весьма значительную сумму (62 млрд руб.), но для рефинансирования используется лишь незначительная часть — меньше 4%. Сократились и размеры кредитов, выдаваемых банкам, с 15,3 млрд руб. на 1 октября 2000 г. до 11,6 млрд руб. на 1 ок­тября 2001 г. Если из суммы этих кредитов исклю­чить стабилизационные кредиты, выданные в 1998 г. отдельным банкам, а затем пролонгирован­ные, то из кредитных вложений банков в реальный сектор экономики в 1 трлн руб. на долю централь­ного банка придется немногим более 1 млрд руб. Но если учесть, что кредиты выдаются главным образом в форме овериайт или внугридневных, то, как из этого следует, с их помощью решаются в основном вопросы поддержания текущей ликвид­ности банков, а отнюдь не рефинансирования их операций.

Одним из направлений денежной политики является так называемая стерилизация излишней ликвидности банков. К настоящему времени, что признает и Банк России, многие банки уже не имеют проблем с избытком ликвидности. Вместе с тем он не отказывается от мер по стерилизации на кратко- и даже среднесрочную перспективу.

Аналогичную позицию занимают и другие представители власти, считая, что в стране сущест­вует избыточная рублевая денежная масса, которую она не может переварить. С такой позицией и под­ходами к денежной политике вряд ли можно согла­ситься.

Правильнее, как представляется, говорить не об избытке денег, а о неумении целенаправленно канализировать их выпуск. Решить эту проблему могло бы развитие операций по переучету или за­логу в Банке России векселей производственных предприятий, что также сократит каналы перетока денег на валютный рынок (по сравнению, напри­мер, с ломбардным кредитованием).

В связи со слабым развитием рефинансирова­ния банков ограничено использование и такого метода, как процентная политика. Ставка рефинан­сирования не меняется уже больше года, в том чис­ле и по той причине, что она все равно ни на что существенно не влияет.

В отличие от российской практики изменение учетной ставки в странах с развитой рыночной экономикой на половину и даже четверть процент­ных пункта оказывает существенное влияние на ее состояние. Это означает, что очень тонкий меха­низм настройки рыночной экономики, который широко используется во многих странах, пока Рос­сии недоступен.

На сегодня наиболее действенным методом де­нежно-кредитной политики являются отчисления в фонд обязательного резервирования. Нормативы отчислений в этот фонд остаются неизменными вот уже два года, хотя ситуация в экономике за это время существенно изменилась. Так как по ним банки не получают процентов, очевидно влияние

этих отчислений на повышение ставок по креди­там. Но главное, такие отчисления ограничивают кредитную активность банков, что совершенно не­обоснованно.

Во многих странах существуют нулевые или минимальные нормы отчислений в фонд обяза­тельных резервов. Эти отчисления повышаются, когда нужно остудить перегрев экономики, что в настоящее время для России неактуально. Напро­тив, экономика остро нуждается в банковских кре­дитах для своего развития, но политика Банка Рос­сии не способствует активизации кредитования из-за отсутствия действенной системы рефинансиро­вания банков и высокого уровня отчислений в фонд обязательных резервов. Думается, что прямое влияние на углубление этих негативных процессов оказывает односторонняя трактовка целей денеж­но-кредитной политики, разрабатываемой Банком России, среди которых нет цели роста экономики, и следовательно, и стимулов к расширению ее кре­дитования.

Несколько слов о проблеме недокапитализа-ции банков. Сейчас в целом по банковской системе уровень достаточности капитала превышает 20% при минимальных пределах 10%. Это означает, что при нынешних капиталах банки могут удвоить кре­дитные вложения, но зачастую не имеют для этого ресурсов. Кроме того, достаточно высоки риски кредитования. Все это во многом сдерживает их активность в поисках сфер приложения своих средств. Поэтому банки ожидают от потенциальных ссудозаемщиков большей информационной про­зрачности, обоснованности представляемых для получения ссуд расчетов.

Расширение кредитования экономики за счет рефинансирования операций коммерческих банков, снижения отчислений в фонд обязательных ре­зервов даст значительный экономический эф­фект банкам: позволит им получить дополнительную прибыль и ускорить процесс собственной капита­лизации.

Необходимо отметить и тот негативный мо­мент, что банковское сообщество в лице Ассоциа­ции российских банков, несмотря на неоднократ­ные инициативы, не привлекается к определению Основных направлений денежно-кредитной поли­тики, хотя ему, безусловно, есть что предложить Банку России. Банки как проводники денежно-кредитной политики имеют свои соображения о некоторых ее направлениях и методах осуществления. Кроме того, в банках сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал, причем банковские специалисты в области денег, кредита, валютных операций на 100% сторонники рыночных преобра­зований в стране.

Одной из составных частей стратегии Банка России являются институциональные изменения в банковской системе. Это касается прежде всего банков с участием государства в их капитале. По нашему мнению, к решению вопроса об их рефор­мировании нужно подходить дифференцирование. Во многих странах такие банки занимают сущест-



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Банковская система Российской Федерации этапы становления и перспективы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... Глава 3. Проблемы и направления развития российской банковской системы 3.1. Особенности функционирования отечественной банковской системы в условиях ... кредитной политики, определены основные проблемы банковской системы Российской Федерации на современном ...
  2. Банковская система России современные проблемы и перспективы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... анализ современных тенденций развития банковской системы России позволит выявить проблемы банковской системы и наметить пути направленные ...
  3. Банковская система РФ основы функционирования и проблемы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... деградировать только вместе, что основные проблемы банковской системы хорошо могут решаться лишь в том ...
  4. Банковская система РФ (16)

    Реферат >> Финансы
    ... (в первую очередь, депозиты физических лиц). Проблемы банковской системы РФ и пути решения по ее ... . В результате проделанной работы выявлены основные проблемы банковской системы, которые особенно остро проявились в период ...
  5. Банковская система России (13)

    Реферат >> Банковское дело
    ... банковской системы России 2.1. Проблемы банковской системы и пути их решения 2.2. Современные проблемы состояние и проблемы функционирования банковской системы России 2.3. Тенденции развития банковской системы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016000270843506