Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Курсовая работа
Аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, так как наличие достоверной финансовой информации позволяет повысить ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятель...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Биржевой рынок в мире давно уже стал центром рыночной экономики. Накоплен громадный опыт работы бирж, которые прошли историческое развитие от торговли...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Экономическая информация как часть информационного ресурса общества:

Данные, информация, знания; экономическая информация.

Формы существования информации.

Семиотический аспект рассмотрения информации.

Свойства данных, информации и знаний. Экономика информации. Информационные ресурсы.

Динамика роли информации в обеспечении функционирования компании. Информационное общество.

Данная дисциплина опирается на понятия "информация" и "система", которые являются простейшими фундаментальными категориями, не выражаемыми через более общие понятия.

  1. Данные, информация, знания; экономическая информация

Фундаментальное и принципиальное понятие ”информация” - ключевое для понимания процессов, происходящих в современном обществе. Рассмотрим в лекции этот термин сначала с наиболее общих позиций, а затем с точки зрения экономики.

Существующие определения понятия "информация" после тщательного анализа обычно признаются неудовлетворительными. Вряд ли возможно сформулировать одно точное определение этого понятия. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.

В качестве примера можно рассмотреть (философское) определение Н.Винера: “Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств”.

Другой пример (прагматический) - Закон РФ “Об информации, информационных технологиях и защите информации ”: “Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явления и процессах независимо от формы их представления”.

Будем рассматривать этот термин с точки зрения приложений в экономике: данные, (собственно) информация и знания.

Данные – фиксированные сведения о событиях и явлениях; представляют собой набор утверждений, фактов и/или цифр, лексически и синтаксически взаимосвязанных между собой.

Информация – это обработанные данные, которые представлены в виде, пригодном для принятия получателем решений или проведения анализа (элемент новизны, полезности).

Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

Знания – это обработанная информация, использованная и используемая для принятия решений и решения задач, а также сведения о способах обработки информации для приведения ее к виду, пригодному для принятия решений.

Пример: Данные об остатках наличных средств в филиалах банка.

Фазы существования информации:

  1. Ассимилированная информация - представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.

  2. Документированная информация - сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе.

  3. Передаваемая информация - сведения, рассматриваемые в момент их передачи от источника к приемнику.

Чтобы определить понятие «экономическая информация», надо очертить рамки экономических процессов. В наиболее общей форме экономическими процессами являются производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Информация об указанных процессах называется экономической информацией.

Важнейшие признаки классификации экономической информации (данных):

  1. Отношение к данной системе - входные, внутренние и выходные.

  2. Признак времени - перспективные (плановые и прогнозные) и ретроспективные (учетные данные). По времени поступления - периодические и непериодические.

  3. Функциональные признаки - по функциональным подсистемам экономического объекта (трудовые ресурсы, производственные процессы, финансы и т. п.).

  1. Формы существования информации

Данные могут существовать в виде упорядоченной последовательности значений конкретного показателя (таблицы). Например, сведения о котировках акций. Такие данные называются структурированными.

Но данные не всегда можно представить в виде упорядоченной последовательности значений конкретных параметров – если мы берем их из текстов статей, с изображений, из TV- и радиопрограмм и т.д. Такие данные называют неструктурированными.

Вспомним, что информация – это, прежде всего, результат анализа данных в связи с поставленной задачей. А знания появляются в результате многократного использования информации для принятия решения и могут существовать в двух формах: формальной (регламентные документы, методы, методики, стандарты, нормативы) и неформальной (знания и опыт квалифицированных специалистов, их интуиция, умение работать в команде и пр.).

Несмотря на то, что неформальные знания – менее конкретны, они очень важны в подготовке и принятии решения.

  1. Семиотический аспект рассмотрения информации

Основная часть экономических сведений собирается, хранится, передается и обрабатывается в форме знаков – цифр, букв, символов. Поэтому описание экономической информации может осуществляться в терминах семиотики – науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

В рассматриваемом контексте с помощью знаков передается информация с учетом соглашения об их смысловом содержании между источниками и приемниками. Набор знаков, для которых существует указанное соглашение, называется знаковой системой. При обработке информации на ЭВМ наличие точного перечня знаков обязательно.

Семиотика предполагает рассмотрение объекта с трех точек зрения - синтаксической, семантической и прагматической.

  1. Синтаксический аспект отражает физические характеристики информации: способ представления, скорость передачи, тип носителя, способ кодирования, используемые каналы и пр. К тому же в последовательности знаков могут быть обнаружены цепочки, относительно которых отсутствует соглашение о придании им смысла. Информация, рассматриваемая только с этой точки зрения – это, фактически, данные (не учитывается содержание).

  2. Содержательная сторона характеризует семантический аспект информации (состав содержащихся сведений и связь между ними):

  • отсутствие новизны в получаемом сообщении, т.е. сообщение не расширяет знаний потребителя;

  • прохождение ложного сообщения через синтаксический фильтр;

  • существенные для семантического фильтра взаимосвязи устанавливаются предметными науками: бухгалтерским учетом, экономической статистикой и др.

  1. Прагматический аспект информации связан с ценность информации для пользователя при принятии им решения (полнота информации, ее своевременность, компактность, употребимость, доступность).

На пути от источника к потребителю семантические и прагматические свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие информация заменяется на менее ограничительное понятие "данные". Данные безразличны к семантическому и прагматическому аспекту. В тех случаях, когда различия между информацией и данными нет необходимости подчеркивать, они употребляются как синонимы.

Информационные системы соединяют в себе три составляющие: технологии, люди, экономика (бизнес). Технологии имеют дело с информацией в синтаксическом смысле, специалисты имеют дело с семантикой информации, а бизнес интересует только прагматический аспект. Т.е. необходимо измерить информацию в трех разных аспектах.

Для определения меры информации необходимо ввести понятие “мера неопределенности” системы энтропию H(). При получении сообщения  энтропия системы - H (). Тогда количество информации I () , содержащееся в сообщении о системе :

I () = H () - H ()

Понятно, что величина I () может быть положительной, отрицательной или равняться нулю. Т.о. количество информации оценивается по энтропии системы (см. курс “Теория информации”, формула К.Шеннона: - Pi log Pi ).

Рассмотрим количество информации с позиций семиотики.

Синтаксической мерой информации является количество обрабатываемых знаков - объем данных (бит, байт, килобайт и др.). Понятно, что эта мера не может характеризовать – что представляет собой этот объем информации. Эта величина отражает только внешнюю сторону информационных процессов.

Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, введем понятие “тезаурус получателя информации”. Тезаурус – это совокупность сведений и связей между ними, которыми располагает получатель информации (накопленные знания получателя). Т.о. для принятия решения необходима определенная исходная база (тезаурус) и некоторая (новая) информация, которой в тезаурусе нет, и которой он пополнится.

Максимальное количество семантической информации из сообщения получатель приобретет при согласовании смыслового содержания сообщения с его тезаурусом (компетентный/некомпетентный пользователь). Т.о. количество семантической информации в сообщении, получаемом пользователем, является величиной персонифицированной – в отличие от синтаксической информации, измеряется в тех же единицах информации (бит, байт, килобайт и др.).

Прагматическая мера информации определяет полезность информации для достижения получателем поставленной цели и является величиной относительной, субъективной, оценивается (численно) двумя показателями:

1. Приращение вероятности достижения цели:

Если до получения сообщения вероятность достижения цели была р0, а после получения р1, то ценность информации, полученной из сообщения, принято оценивать Ip = log(p1/p0).

2. Прагматическая мера (ценность) информации - оценивается величиной изменения целевой функции в связи с получением новой информации, измеряется в единицах измерения целевой функции.

Информация в семантическом и прагматическом аспектах не имеет объективной меры.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Информационные системы (18)

    Лекция >> Информатика
    ТЕМА I. ИНФОРМАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ. 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества Информационное общество — новая историческая фаза развития ...
  2. Информационные ресурсы общества

    Реферат >> Информатика
    ... ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как ... поток как часть информационных ресурсов общества Вторичный документ как результат аналитико-синтетической переработки информации. Виды ...
  3. Информационное обеспечение ВЭД

    Реферат >> Государство и право
    ... Глава 2. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества 2.1. Понятие информации…………………………………………….…………12 2.2. Понятие экономической информации…………………..............................12 2.3. Понятие экономической информационной системы ...
  4. Информационные системы в экономике (30)

    Реферат >> Экономика
    ... 2. Экономическая информация как часть информационного ресурса обЩества 14 2.1. Понятие информации 14 2.2. Понятие экономической информации 14 2.3. Понятие экономической информационной системы (ЭИС) 16 2.4. Информационные ресурсы 17 ...
  5. Мировые информационные ресурсы (3)

    Реферат >> Информатика
    ... ; экономическая информация – это часть информационного ресурса общества; эффективность использования информационных ресурсов – важнейший показатель информационной культуры общества; национальные информационные ресурсы общества - часть экономической мощи ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0046520233154297