Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков...полностью>>
Государство и право->Реферат
Первые упоминания о составе преступления относятся к XVI веку, однако вплоть до конца XIX века (а в некоторых странах и до настоящего времени) под сос...полностью>>
Государство и право->Реферат
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как ...полностью>>
Государство и право->Закон
Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правов...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт государственного управления

Кафедра

теории и истории государства и права

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

теории и истории государства и права

_______ Н.М.Юрашевич

«____» ____________ 2009г.

Дипломная работа

Реализация принципа разделения властей в Республике Беларусь

Специальность: государственное управление и право

Специализация: правовое регулирование сфер и отраслей государственного

управления

Студент

4 курс ГУПзв-3 ________________ Е.А. Миклашевич

Руководитель

к.ю.н. доцент ________________ Н.М. Юрашевич

Минск, 2009

АННОТАЦИЯ

Дипломная работа посвящена теоритическо-правовому анализу принципа разделения властей и анализу его реализации в правовом функционировании белорусского государства, а так же модели взаимодействия ветвей власти в Республике Беларусь. Особое внимание в дипломной работе уделено функционированию исполнительной власти в Республике Беларусь.

Полученные результаты заключаются:

– в авторском анализе реализации принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов в Республике Беларусь.

– в оценке отечественного законодательства регламентирующего взаимоотношения между ветвями власти Республик Беларусь.

– во внесении автором предложений о необходимом принятии комплексного нормативного правового акта направленного на совершенствование функций исполнительной власти в Республике Беларусь с целью осуществления комплексного правового регулирования общественных отношений в области государственного управления во исполнения пробелов и согласованного развития и применения законодательства в области государственного управления отвечающего современным требованиям государственного развития.

Полученные результаты обладают теоретической значимостью поскольку в работе отражено авторское виденье феномена разделения властей, а так же практической значимостью поскольку в работе сформулированы предложения направленные на совершенствование отечественного законодательства.

Полученные результаты могут использоваться при осуществлении дальнейших научных исследований посвященных реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь и совершенствованию отечественного законодательства, прежде всего системы законодательства регламентирующего деятельность исполнительной власти.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1.РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА ВОПЛОЩЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7

1.1. Теория разделения властей: многообразие подходов 7

1.2. Воплощение теории разделения властей в законодательстве

Республики Беларусь 16

2.ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ) 30

3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65

Введение

С древнейших времен и до наших дней проблемы власти привлекают пристальное внимание мыслителей, ученых, политических деятелей. В научных работах и на обыденном уровне называют множество разновидностей власти: плутократию (власть богатства) и меритократию (власть старейшин, заслу­женных людей), аристократическую и демокра­тическую власть, военную и технократическую (власть технических специалистов, обусловлен­ную их знаниями), политическую и неполитичес­кую власть. В конституци­ях говорится о законодательной, исполнитель­ной, судебной власти, иногда – о контрольной и избирательной, в единичных случаях (Египет) – о власти народной прессы и т.д.

Во всех странах существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями. Причем, чем выше степень демократизма, тем больше можно наблюдать специфичного и особенного. Специфика каждого демократического государства определяется не только целью общественно-экономического развития, но и основными задачами, стоящими перед обществом. Задачи социального развития получают конкретное выражение и в деятельности органов государственного управления (исполнительной власти). От того, как они выполняют свою роль, зависят и объективное положение дел в обществе, его социальное бытие, и субъективное преломление последнего в общественном сознании – «социальное самочувствие общества».

Все вышесказанное определяет важность и актуальность исследования разделения властей. Принцип разделения властей за рубежом является аксиомой, и основное количество публикаций посвящено не столько разделению, сколько уравновешиванию властей.

Целью дипломной работы является комплексное теоритическо-правовое исследование принципа разделения властей и анализ его реализации в практике функционирования белорусского государства.

Предметом данной дипломной работы является исследование реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.

В соответствии с целью работы, задачами исследования являются:

  • рассмотрение подходов к разделению властей;

  • исследование воплощения теории разделения властей в Республике Беларусь;

  • анализ функционирования ветвей власти в Республике Беларусь на примере исполнительной власти.

Методологическую основу работы составляют формально-юридический, статистический, исторический методы, методы сравнения и анализа.

Проблемам влас­ти посвящено огромное количество исследова­ний. Среди фундаментальных трудов, оказавших влияние на все последующие разработки в данной области, необходимо отметить труды Ш. Мотескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса и других ученых. В современных условиях разработке данной проблемы посвятили ряд публикаций отечественные и зарубежные ученые: Г.А.Василевич [8,9,10,11,12,], Н.А.Гаганова [13], В.Н.Дубовицкий [17], В.Е.Чиркин [40,41,42] и другие. Принцип разделения властей закреплен в Конституции Республики Беларусь. При написании работы также используется законодательство Республики Беларусь в части исследуемой темы.

1. Разделение властей: теоретические подходы и практика воплощения в законодательстве Республики Беларусь

1.1. Теория разделения властей: многообразие подходов

Рассуждения о тех или иных сторонах деятельности государства содержались еще в памятниках Древнего Египта и Вавилона, в сочине­ниях мыслителей древней Греции (Аристотель) и средних веков (Марсилий Падуанский), но возникновение теории разделения властей было связано с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолю­тизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи молодой буржуазии выдвинули тезис о необходимости разделения государствен­ной власти на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства, под которым буржуазия, сначала стремившаяся к компро­миссу с феодальной верхушкой, в то время подразумевала монарха) и судебную (суды присяжных пли иные суды с участием представителей населения) [40 с. 14].

Обычно эту концепцию связывают с именем Ш.-Л. Мон­тескье (1689-1755), считавшего, что соединение трех властей в руках одного лица или органа ведет к злоупотреблениям. Схема Монтескье, исключавшая создание такого органа, который занимал бы доминирую­щее положение среди «трех властей», отражала, прежде всего, организа­ционно-правовой подход к разделению властей и, на первый взгляд, не ставила вопроса о социальной природе государства, государственной власти. На деле, однако, речь шла об усилении позиций молодой бур­жуазии в государственном аппарате [41 с. 4].

Теория разделения властей подверглась критике со стороны более поздних и решительных идеологов буржуазии, которые отражали уже стремление не к компромиссу с феодалами, а к свержению их полити­ческой власти. Наряду с классовыми они представляли общечеловече­ские интересы, чаяния трудового населения страны, которое буржуазия поднимала на борьбу под лозунгами свободы, равенства и братства. Выдающийся французский мыслитель Ж.- Ж. Руссо (1712-1778) рас­сматривал законодательную, исполнительную и судебную власть как особые проявления единой верховной власти народа. В отличие от Монтескье Ж.-Ж. Руссо подходил к концепции власти не с организа­ционно-правовых, но с социологических позиций. Законодательную власть, считал Руссо, народ осу­ществляет непосредственно на собраниях (создание представительного органа допускалось в крупных государствах). Он считал, что все члены государства должны участвовать в управ­лении им через «формирование «общей воли», но каких-то специальных механизмов для ее выявления он не предлагал.

Впервые соединение элементов обоих указанных подходов в законе попытались осуществить в юридическом акте «отцы конституции» 1787 г. в США. Словами: «Мы, народ Соединенных Штатов...» они провозгла­шали его суверенитет (на деле с социальной точки зрения в то время это была власть класса буржуазии и плантаторов-рабовладельцев южных штатов), а путем распределения полномочий органов государства (кон­гресса, президента и подчиненных ему министров, судов) вводили орга­низационно-правовое разделение властей, сопровождая его системой «сдержек и противовесов» [40 с.12].

В настоящее время теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную признана во всех более или менее демократических странах. Согласно современной теории права разделение властей осуществляется на трех уровнях: институциональном, функциональном и персональном. На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях классической президентской республики (США). В парламентарных государствах и в смешанной республике разделение властей как общий принцип признается, но здесь парламентская ответственность правительства уравновешена (хотя и в разной степени) полномочиями президента (или иного главы государства) на поле деятельности законодательной власти (регламентарные акты) [2 с.7].

Обычно конституции говорят о трех властях, однако в некоторых государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой концеп­ции подверглась модификациям. Конституционная доктрина отдельных стран Латинской Америки исходит из четырех властей: дополнительно названа избирательная власть. Она принадлежит избирательному корпу­су (граждане, достигшие определенного возраста и удовлетворяющие установленным цензам), а в организационном плане – избирательным трибуналам (обычно общегосударственным), которые решают споры между кандидатами, объявляют об избрании. Создание этой отрасли «власти» и ее организационно-правовое выражение связаны с особенностями этой группы стран, частыми государственными переворотами, с тем, что президент, проигравший выборы, нередко не хочет добровольно оставлять свой пост. Четыре власти названы и в Конституции Ника­рагуа 1987 г., принятой в условиях сандинистского революционно-демо­кратического режима. О существовании четвертой – учредительной влас­ти даже в тех странах, где она не упомянута конституциями, но подразумевается ими, говорят французские специалисты по сравнитель­ному конституционному праву Ж. Блан, Ж. М. Вирье и Ф. Ваге. Однако она не должна посягать, говорят они, на основы компетенции каждой из трех властей [2 с.5].

Иногда фигурирует и большее количество «властей». В проекте конституции, представленном в 1986 г. в Никарагуа оппозиционной социал-христианской партией, указывались пять властей, включая также конт­рольную, которая должна была осуществляться Генеральным контроле­ром республики и подчиненным ему аппаратом. По существу, шесть властей были перечислены во второй конституции Алжира 1976 г.:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Принцип разделения властей в процессе формирования правового государства в Республике Беларусь

    Реферат >> Государство и право
    ... вопрос места и роли принципа разделения властей в Республике Беларусь приобретает пристальное внимание со ... правового государства в Республике Беларусь невозможно без последовательной реализации принципа разделения властей в законодательстве и реальной ...
  2. Высшие органы государственной власти в Республике Беларусь

    Реферат >> Государство и право
    ... друга. Реализация этого принципа стимулирует демократизацию ... лаконично выразил суть принципа разделения властей: "Чтобы не ... власти? В Республики Беларусь в систему органов государственной власти входят: 1) Президент Республики Беларусь (президентская власть ...
  3. Демократия - основа Белорусского государства

    Контрольная работа >> История
    ... узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Специфика реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь заключается в том ...
  4. Конституция Республики Беларусь 1994 года

    Реферат >> Государство и право
    ... судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства. Республика Беларусь ставила своей ... В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ...
  5. Инвестиционный климат Республики Беларусь и пути его улучшения

    Реферат >> Экономика
    ... Республике Беларусь………………………………………………………19 6 Тенденции либерализации экономики Республики Беларусь…………...23 7 Пути улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь ... политическая конкуренция, реализация принципа разделения властей, полноценный диалог ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019772052764893