Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Аристотел Аристотел е древногръцки философ, логик и учен Заедно с учителя си Платон, Аристотел, обикновено се счита като един от най-влиятелните мисли...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Творчество выдающегося русского религиозного философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова непросто для понимания Это был мыслитель, руководствова...полностью>>
Философия->Реферат
Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии В 1823г он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал теологию В следующем год...полностью>>
Философия->Реферат
О Филоне, его богословии и методе бессмысленно начинать разговор, если предварительно не сказать несколько слов о том, где родился мыслитель и какую р...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Философия в эпохи Средневековья и Возрождения.

Вопрос 1 Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Люби, и тогда делай, что хочешь (А. Августин).

Истина должна быть конечной целью вселенной (Ф.Аквинский).

Жизнь и труды А. Августина. Апогеем развития патристики стало учение Аврелия Августина (354-430), отца церкви, он родился в Нумидии, Африке. В 384 г. в Милане Августин становится профессором риторики и принимает христианство. В 387 г. Августин возвращается в Африку и основывает религиозное братство, прославившееся святостью образа жизни. В 395 г. в г. Гиппоне он становится епископом, здесь же пишет основные свои сочинения. Литературная продукция Августина огромна. Самые известные работы О граде Божьем и литературный шедевр Исповедь. Августин систематизировал христианское мировоззрение, обосновал основные принципы средневекового мышления. Исследователи патристики называли Августина самым крупным философом эпохи патристики и самым влиятельным теологом церкви.

Проблема времени и вечность. Б. Рассел считает лучшим философским произведением Августина 11 книгу Исповеди, которая посвящена исследованию времени. Эта книга посвящена следующей проблеме: если мир был сотворён так, как об этом рассказывается в первой главе Книги бытия, то Бог должен был сотворить мир при первой же возможности. Что делал Бог до того как создал небо и землю, почему мир не был сотворён раньше? Ответ: потому что никакого раньше не было, время было сотворено тогда, когда был сотворён мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени, а время – творение Бога. Время и вечность суть два несоизмеримых понятия. Бог живёт в вечности: годы его не имеют начала и конца. Что же такое время? Прошлое и будущее не имеют действительного существования, прошлого уже нет, будущего ещё нет. Существует только настоящее, но оно есть только мгновение, измерить можно лишь времена проходящие. Настоящее же, будь оно всегда, не утекая в прошлое, не было бы временем, но вечностью. Для настоящего прошедших предметов есть у нас память, или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание; а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда. Суть решения, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Субъективизм приводит Августина не только к предвосхищению теории И. Канта, но и cogito Р. Декарта.

Во-вторых, в работе О граде Божьем Августин излагает философию истории. От Платона Августин унаследовал презрение к чувственному миру и любовь к миру вечному. Августин интерпретировал учение Платона: идеи есть мысли Бога. Всякая вещь сотворена согласно идее, идеи существуют в разуме Творца. Воспоминания идей есть прозрение или озарение. Две разновидности любви, порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самоё себя, вторая – Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога. История предстаёт перед нами в свете, решительно незнакомом для греков. Она имеет начало творения и конец сотворённого мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Наступление конца есть новое погружение в вечность. Тогда отдохнём и увидим, увидим и возлюбим, возлюбим и вознесём хвалу. Так какого же конца нам желать, как не пришествия царства, что не имеет конца?

В-третьих, Августин создаёт первую теодицию (от греч. Бог и право). Сам термин будет введён в философию немецким философом-энциклопедистом Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Теодиция – согласование идеи божественного управления миром с наличием мирового зла. Если всё, что от Бога – благо, добро, то откуда берётся зло? Ключ к решению проблемы Августин видит у Плотина. Зло не есть сущее, не есть бытие, но лишённость бытия, его отсутствие. Существует три уровня зла: метафизико-онтологический, моральный и физический. С метафизической точки зрения зло исчезает в великой гармонии всеобщего. Моральное зло – это грех. Грех зависит от воли порочной. А откуда берётся порочная воля? Дурная воля имеет дефективную причину. Зло проистекает из факта, что не единственное благо есть, но многие. В ошибочном выборе между ними и заключается зло. Физическое зло, болезни и страдания, душевные муки и смерть имеют точный смысл, они есть следствия первородного греха и морального зла. Порочная, увязшая в грехе душа делает тело тяжёлым и порочным.

Наконец, Августин решает проблему соотношения веры и разума: истина открывается только погружением в себя, вера невозможна без разума, но вера первична. Позицию верю, ибо абсурдно Августин смягчает. Вера ищет, разум находит. Поэтому пророк и говорит: если не поверите, то и не поймёте. С другой стороны, разум ищет того, что уже понял, нашёл. Человек должен быть разумным, что бы хотеть искать Бога.

Жизнь и труды Ф. Аквинского. Самым величайшим представителем схоластики был Фома Аквинский (1221-1274) – итальянский монах, философию которого в 1879 году папа Лев ХIII провозгласит единственно истинной. Томизм (философия Фомы Аквинского) преподавался в университетах. Более десяти лет философ читал лекции в университете Неаполя. Фома обладал способностью выразить самые сложные идеи с потрясающей простотой. Основные его сочинения Сумма против язычников и Сумма теологии.

Проблема “гармонии” веры и разума. Цель Суммы против язычников – продемонстрировать католикам, что единственно истинная философия остаётся за пределами разума. Такая позиция существует и в современной философии. Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889-1951), например, утверждал: истина настолько невыразима, что о ней даже не следует говорить. Сумма против язычников – энциклопедическая работа, которая соединяет учение о мышлении Аристотеля и католическую традицию – примерно так же, как Августин соединил философию Платона с христианством восемью веками ранее. Аквинат использует философские аргументы для того, чтобы продемонстрировать истинность христианской веры мыслящим нехристианам. В Европе их уже не осталось, инквизиторы принимали энергичные меры, возможно, Аквинат писал, для того, что бы в христианство перешли представители ислама. Его аргументы просты и следуют чёткой логике, от простого он постепенно переходит к более сложному. Но любое правильное рассуждение неизбежно приведёт нас к Богу. Возьмём, например, понятие мудрость. Можно достигнуть мудрости в какой-то конкретной сфере, например, в искусстве зарабатывания денег. Здесь мудрость является средством, которое применяется для достижения определённой цели – стать богатым. Но все частные цели подчинены общей цели вселенной. Это цель – абсолютная причина, которая является благом. Следовательно, высшая форма мудрости ведёт нас к пониманию этой общей цели: божественной воли. Кто с этим не согласен, совершает ошибку в рассуждении. Любое разумное рассуждение приведёт нас к Богу, но не дальше. Разум не в состоянии обосновать догматы, постигаемые только верой. Разум не в состоянии доказать существование Бога в трёх лицах и жизнь Иисуса как Богочеловека, воскресение из мёртвых и наступление Страшного суда, попадание в рай или ад. Существование всего этого может быть только результатом откровения, доступного через веру. Истины разума и веры не противоречат друг другу. Их разделение прокладывает путь независимому научному исследованию с использованием методов Аристотеля. Выводы науки согласуются с основными положениями веры. На самом деле церковь давно уже сделала науку не более чем пищей для себя. Наука стала частью веры. Мир состоял из земли, воды, воздуха и огня, Земля была центром вселенной, тяжёлое падало быстрее лёгкого (странно, что до Галилея никому не приходило в голову уронить одновременно карандаш и книгу). Так считали, потому что так написал Аристотель.

Проблема онтологического доказательства Бога. Прояснив природу разума, Аквинат решает теперь использовать его (разум) для главной задачи: доказать бытие Бога, в этом и состоит суть философии Фомы Аквинского. Он начинает с того, что отвергает так называемое онтологическое доказательство, создателем которого был итальянский монах, ставший архиепископом Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Оно начинается с утверждения, с которым большинство людей согласны, даже если они не верят в Бога. Утверждается, что идея Бога – величайшая из всех возможных идей. Если этой идеи не существует, то должна существовать более совершенная идея, в которую также включается свойство существования. Поэтому величайшая идея должна существовать, иначе будет возможна ещё более великая идея. Следовательно, Бог существует. Аквинат отказывается от этого доказательства на том основании, что мы, смертные, можем иметь лишь смутное представление об атрибутах Бога и никогда не сможем знать их точно. Поэтому мы не можем доказать, есть ли среди этих атрибутов существование или нет. Удивительно, но онтологическое доказательство пытаются применять современные учёные. Английский физик Стивен Хокинг в Краткой истории времени обсуждает возможность создания общей теории, которая могла бы полностью объяснить существование мира. Он спрашивает: будет ли эта теория настолько совершенной, чтобы оправдать собственное существование. То есть предполагается, что так и будет. Космологи, объясняя происхождение вселенной, приводят следующие аргументы. До Большого взрыва ничего не существовало. Всё было ничем, лишённым атрибута существования. Но это всё, для того, чтобы стать действительно Всем, должно было обрести существование.

Способы доказательства Бога. Все пять способов доказательства Бога основаны на необходимости прервать бесконечность, по существу, это перефразирование доказательства существования Перводвигателя Аристотеля. Доказательство от движения и путь действующей причины. Фома Аквинский утверждает, что всё, что движется, приводится в движение чем-то другим. Эта цепочка причин и следствий может быть прослежена сколь угодно долго, но она не может быть бесконечной. Следовательно, со временем мы придём к Перводвигателю, который сам по себе неподвижен. По словам Фомы, всем ясно, что это Бог. Как и Аристотель, Фома считал, что самодвижение невозможно, должна быть “внешняя” причина или Бог. Есть путь возможности: цепочка потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Возможностей не может не быть, иначе не осталось бы и действительного. Но не может быть бесконечного количества возможностей и они не могут становиться действительностью абсолютно случайно. Следовательно, существует необходимость и вечный акт, это Бог. Можно рассмотреть степени морального совершенства. В мире есть градации: более или менее добрый, благородный, правдивый. Но это подразумевает максимальное, лучше чего уже нет. Высшая степень морального совершенства и есть Бог. Наконец, есть путь финализма, это доказательство получается тогда, когда мы говорим об управлении миром. Даже неживые природные тела ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторому финалу. Ясно, что достигают финала не по воле слепого случая, но по намерению. Всё двигается к цели, направляется кем-то. Как за летящей стрелой всегда стоит лучник, так и за всем, что происходит, стоит Бог.

Сегодня считается, что эта тема не подлежит разумному доказательству. Если веришь, то существование Бога очевидно, если нет, то можешь считать всё это сказкой. Любые аргументы за или против заранее несостоятельны. С другой стороны, предположим, что Большой взрыв был вызван бесконечно сильно сжатой частицей, почему мы должны считать её Богом? Доказательство, построенное на прерыве бесконечности невозможно применить к математике, в которой действительно существует бесконечный ряд.

В-третьих, Фома Аквинский обосновывает оптимистическое отношение к жизни, он “боролся” против манихеев, считавших мир результатом борьбы между добром и злом, светом и тьмой. Манихеи, как Платон и Августин учили, что человеческая душа состоит из света, но поймана в ловушку тьмы, из которой должна освободиться. Манихейство, религиозно-философское учение, возникло на Востоке в III веке, основателем был перс Мани (216-274-7). Мани считал своим учителем персидского пророка Зороастра, с которого, как считают, идёт разграничение добра и зла. Аквинат опроверг манихейство, отрицая его дуализм. Зло не существует само по себе как положительная сила, это просто недостаток блага. Даже совершая злые поступки, мы всегда имеем в виду добро (так, как мы его понимаем). Наши представления о добре могут быть ошибочными, что и делает их злом. Другое доказательство оптимизма вытекает из телеологии Аристотеля. Конечной целью всякой вселенной должно быть благо разума. Всё сотворённое несёт в себе Благо и стремится к совершенству, поэтому христианин не может не быть оптимистом. Не замечать блага, значит умалять сотворённое, падать, утрачивая бытие.

В-четвёртых, у Фомы Аквинского есть учение о человеке, морали. Душа и тело дополняют, а не исключают друг друга, как учили манихеи. Отличие одно, тело смертно, а душа бессмертна, следовательно, предназначение человека – почитание Бога и подготовка к вечной жизни. Как Аристотель, так и Фома считали целью жизни счастье человека. Тогда это означало лавировать между рифами ереси и осуждения, хотя Аквинат обладал мастерством, чтобы на них не попасть. Целью моральной философии он считал поиск путей достижения счастья – для индивида, семьи, общества. Такое счастье достигается жизнью по естественным законам, открываемым разумом.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения

    Реферат >> Философия
    ... пару слов о философии обеих эпох. Средневековая философия Запада и Востока- это прежде всего философия доиндустриального, или ... 213 Реферат Тема: Сходства и различия философии средневековья и эпохи Возрождения Студент: Ефимова Ю.А. Содержание Введение 3 ...
  2. Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения

    Реферат >> Философия
    ... философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией ... периодов и направлений. Философами эпохи Средневековья являются: Тит Флавий ...
  3. Медико-биологические знания в эпоху Средневековья. Религиозная трактовка происхождения человек

    Реферат >> Биология
    ... уступала преподаванию философии и богословия. Медико-биологические знания в эпоху Средневековья. Значительное и ... Семинар 4. Развитие естествознания в эпоху Средневековья и Возрождения Математические достижения в период Средневековья в арабском мире и в ...
  4. Философия: функции, этапы развития и современные подходы

    Реферат >> Философия
    ... философии в эпохи средневековья (II–XIV в.в. н.э.), Возрождения и Нового времени (XIV-XVIII века). Философия в эпоху средневековья характеризуется служением теологии, философы ... в пользу веры. Развитие философии в эпоху Возрождения и Нового времени связано, ...
  5. Проблемы веры и разума философии и теологии средневековья

    Реферат >> Философия
    ... ему научную жизнь. В период Возрождения и в более позднее время ... видеть направление развития западноевропейской философии в эпоху средневековья. Конкретный анализ их взглядов ... бы ошибкой считать, что философия в эпоху средневековья была лишь пассивной “рабой ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019729137420654