Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
1) философия в Греции возникает в 7-6 в до н.э., происходит переход от первобытного общества к рабовладельческому строю; формируются классы (вся культ...полностью>>
Философия->Реферат
321. Человек образованный взвешивает и обсуждает жизнь и историю всевозможных народов, населявших земной шар. Он, сравнивая их взгляды и мнения, закон...полностью>>
Философия->Реферат
Нас, людей, как мыслящих существ, естественно интересует вопрос: как возник наш человеческий мир, что ему предшествовало, благодаря чему он стал возмо...полностью>>
Философия->Реферат
Принципиальное различие западной и восточной философий обусловлено диаметрально противоположными типами мышления и образами жизни этих регионов. Так, ...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:
Философия
Духовная жизнь общества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Сущность и содержание духовной жизни общества 4

Феномен общественного сознания в истории философии 15

Соотношение общественного и индивидуального сознания 18

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей. Связь между ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь в общественном сознании, порождают определенные духовные ценности, которые являются основой духовных отно­шений.

Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержа­нием, что создает благоприятную общественную атмосферу, хо­роший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловырази­тельной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность.

Основные элементы духовной жизни — духовные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отношения между людьми.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства, обра­зы и представления о природных и социальных явлениях. Резуль­татом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и рели­гиозные воззрения.

Особым видом духовной деятельности является распростра­нение духовных ценностей с целью их усвоения возможно боль­шим числом людей. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Сущность и содержание духовной жизни общества

В духовной жизни выделяются структурные элементы, обла­гающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Лю­бовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая индивида, становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодова­ния или удовлетворения, агрессивности или усталости. Это зави­сит от складывающейся ситуации, от тех вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важ­ной характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном (или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание снять напряжение или выразить его — через митинг, пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д1.

Конечно, всякая полноценная социокультурная система вклю­чает в себя и специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые обще­принятыми и нормальными, но обыденными. Таковы, в частнос­ти, многие проявления праздничной культуры, получающие, по­жалуй, свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляниях, принятых у всех народов. Таковы и многие проявления массовой культуры, широко внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четко отделенных от производства с его жест­кой рациональностью и принципами эффективности. Подробнее эта тема будет рассмотрена в разделе о массовой культуре.

Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведе­ние верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сак­ральную санкцию. Естественность была греховной и допускалась в ограниченном виде лишь на низших уровнях бытия. Детальный анализ таких влечений и состояний — сфера социальной психо­логии. Конечно, как социология культуры, так и социальная пси­хология изучают в некоторой степени одно и то же поле — зако­номерности поведения и деятельности людей, обусловленные при­сущими им внутренними мотивациями, убеждениями и привыч­ками. Эти внутренние мотивации неизменно соотносятся с каки­ми-то внешними духовными факторами, формируемыми как кол­лективное сознание или же как бессознательное начало. Однако культура охватывает все же более постоянно действующие или дол­говременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регу­ляции. Если психология учитывает состояния и движения малых групп, временных объединений, толпы или индивидов, то куль­тура определяет характер социальных слоев, этнических или на­циональных групп или цивилизаций на протяжении более дли­тельных периодов времени.

Конечно, и личность — существен­ная носительница культуры. Так, в явлении моды несомненно присутствует культурный компонент, определяющий общий стиль развития моды, ее национальное своеобразие. Но психология оп­ределяет ритмы смены деталей и орнаментики, степень их рас­пространения, замедленную или ускоренную вариативность в одежде и внешнем облике.

Конечно, влияние культуры сказыва­ется и в том, что чем выше степень развития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы и компонен­ты, в том числе и мода. Этнические культуры обходятся набором постоянных вариантов одежды, вполне обозримым в хорошем музее этнографии. Столица обычно вмещает несколько домов моды, демонстрирующих новинки сезонов.

Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразую­щего воздействия религии на человеческое поведение как пре­одоление тех экстатических и оргиастических состояний, кото­рые оказываются временными и преходящими и приводят чело­века в состояние опустошения, что на религиозном языке обо­значается как богооставленность, а на светском — бесцельность и бессмысленность бытия2.

В более умеренных терминах описал эту позицию П. Соро­кин, констатируя, что в естественных аффективных состояниях человека выявляются его переменчивые психологические харак­теристики, его непосредственные реакции на жизненные воздей­ствия, подверженные ситуационным и преходящим настроени­ям. Однако культура преобразует эти аффективные состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговре­менных целей человеческого бытия. На разных этапах и уровнях развития общества, в разных его сферах и структурах соотноше­ние аффективных и культурно-регулируемых факторов может быть различным. Но они непременно присутствуют в некотором со­единении как возделывание человеческого материала.

Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь и светской нормативной куль­туры в ее сложившемся, классическом виде. Эти сдвиги получили объяснение и оправдание в психоаналитическом направлении, представленном прежде всего работами 3. Фрейда и Э. Фромма. Они показали, что сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весь­ма значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов, с одной стороны, — необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу самоуничтожением. Различные формы контроля, включая мораль, религию, социальные санкции и государство, рассматривались Фрейдом в основе своей как ре­зультат компромисса между стихийными влечениями и требова­ниями реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессозна­тельного, эти влечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом. Сублимация этих ин­стинктов является источником художественного и научного твор­чества, что и порождает высокие достижения религиозной или светской культуры. Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокой критике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества, прежде всего его край­ний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят к от­чуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессе социальной жизнедеятельности.

Однако освобождение человека от репрессивной культуры ог­раничено определенными социокультурными рамками. Аффек­тивное поведение, отклоняющееся от нормативного, может при­нять характер девиантного с различной степенью асоциальное™ и криминальности. Изучение такого поведения составляет пре­имущественное достояние социальной психологии и социологии. Но и культурология не может обойти своим вниманием такое поведение, так как в нем также существуют свои довольно жест­кие правила и принципы, регулирующие поведение индивидов в криминальной среде. Как мы увидим, в обществе существует слож­ное взаимодействие нормативной культуры и девиантных вари­антов. Значительное распространение такого поведения требует специального рассмотрения причин дезорганизации социокуль-турной регуляции и деградации человеческой общности3.

Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или реф­лексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция отно­сится все же к более широкому кругу явлений и в применении к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку (о чем см. гла­ву VI). Обряд и ритуал — более формализованные варианты при­вычного поведения, принятые в определенных частях совокуп­ной культурной регуляции. Обряд и ритуал — формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но спо­собствующее упрочению связей либо между постоянными члена­ми группы, либо во взаимодействии между группами, снимая на­пряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативнос­ти. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное рас­пространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регу­ляции массового поведения. Впрочем, в культурологическом кон­тексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, под­верженный дифференциации в зависимости от социальной сре­ды, психологического состояния тех или иных слоев, историчес­кой ситуации и т.д. («О времена! О нравы!»). Война и мир, рево­люция, реформы, шоковая терапия, модернизация и т.п. — про­цессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей каче­ственной определенности4.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай вы­ступает лишь в примитивных этнографических обществах, в ус­тойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он при­сутствует и на всех более продвинутых ступенях. Социально при­знанные образцы складываются в обычаи, по которым накоплен­ный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сло­жившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. В России, например, не при­нято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говяди­ны, а мусульмане свинины. В обществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято».



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Духовная жизнь общества (5)

    Реферат >> Философия
    ... . Вопрос №1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, ... проблемы ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА коренятся в ДВОЙСТВЕННОСТИ материально-духовной природы самого человека. Духовная сторона бытия ...
  2. Духовная жизнь общества (6)

    Реферат >> Философия
    ... нашла. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Истоки проблемы ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА коренятся в ДВОЙСТВЕННОСТИ материально-духовной природы самого человека. Духовная сторона ...
  3. Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира

    Доклад >> Философия
    Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира. Духовная жизнь общества. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и ...
  4. Духовная жизнь общества. Общественное сознание

    Контрольная работа >> Философия
    Духовная жизнь общества. Общественное сознание. 1. Основные формы духовной жизни общества. 2. Общественное сознание и его формы. ... 1вопрос Основными формами духовной жизни общества принято ...
  5. Социальная, политическая, духовная жизнь общества

    Реферат >> Философия
    ... . Духовная жизнь общества. Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019340515136719