Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Актуальность проблемы В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер В знач...полностью>>
Психология->Реферат
По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развити...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Порядок народження — це не теорія виготовлення людей під копірку, яка свідчить, що всі первістки стануть поводитися лише так, а не інакше Все, що може...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана его контактами с другими людьми Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потре...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

8

Содержание

Введение 2

1. Диагностика индивидуально – типологических особенностей 3

1.1. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу 3

1.2. Тест – опросник Г. Айзенка EPI 3

1.3. Методика определения акцентуации К. Леонгарда 5

2. Диагностика коммуникативных характеристик личности 6

2.1. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении 7

3. Диагностика конфликтности личности 7

3.1. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса 7

Введение

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, ими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Психодиагностика понимается двояко:


1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В психологии и других областях, связанных с исследованиями психики человека, значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:
1.Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация данных.
3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.


Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В данной исследовательской работе мы разберем 5 методик.

  1. Диагностика индивидуально – типологических особенностей

Целью данного исследования является экспериментальное изучение коммуникативной толерантности и ее связи с индивидуально-типологическими особенностями. Для выявления индивидуально-типологических особенностей применялись:

а) методика диагностики темперамента Я. Стреляу;

б) тест – опросник Г. Айзенка;

в) методика определения акцентуации К. Леонгарда.

    1. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу

Тест – опросник направлен на изучение двух основных характеристик: временные характеристики и энергетические характеристики. К временным характеристикам относятся: динамичность и настойчивость. К энергетическим характеристикам относятся: сенсорная чувствительность, выносливость, эмоциональная реактивность и активность. При обработке и интерпретации результатов было подсчитано:

- динамичность – 9 б. Норма 9 – 18 б. Динамичность – стремление быстро реагировать на какие – либо воздействия, выполнять действия в высоком темпе, умение приспосабливать свои ответные действия к ситуации;

-настойчивость – 14 б. Норма 8 – 16 б. Стремление человека продолжать и повторять свои действия после завершения ситуации;

-сенсорная чувствительность – 15 б. Норма 13 – 19 б. Сенсорная чувствительность - способность реагировать на слабые воздействия;

- выносливость – 6 б. Норма 5 – 15 б. Выносливость – способность адекватно реагировать при сильных внешних воздействиях, умение сопротивляться усталости, устойчивость к помехам;

- эмоциональная реактивность – 12 б. Норма 6 – 15 б. Эмоциональная реактивность – особенности реагирования человека на факторы, связанные с эмоциональными реакциями;

- активность – 11 б. Норма 7 – 16 б. Активность – направленность субъекта во вне, связанная с побуждением к действию других людей.

Все эти характеристики не мало выражены и не слишком выражены. Как видно при обработке результатов все полученные баллы входят в норму.

    1. Тест – опросник Г. Айзенка EPI

Тест – опросник направлен на изучение двух главных факторов: экстраверсии – интраверсии и невротизма. При обработке и интерпретации результатов было подсчитано:

1) искренность – 1б. Значение: 0 – 3 б.– откровенность, 4 – 6 б.– ситуативность; 7 – 9 б.– неискренность. По полученным баллам можно определить, что результатом оказалась откровенность;

2) экстраверт – интраверт – 16 б. Значение: 0 – 10 б. – интраверт, 11 – 14 б. – амбиверт, 15 – 24 б. – экстраверт.

Экстраверт – ориентация личности на мир внешних объектов, свойственны: общительность, большая инициативность, малая настойчивость, импульсивность, гибкость поведения.

Интраверт – ориентация личности на свой субъективный мир, свойственны: необщительность, замкнутость, соц. Пассивность, склонность к самокопанию, трудности к установлению межличностных отношений.

По полученным баллам можно определить, что результат – экстраверт;

3) невротизм – 15 б. Эмоциональная стабильность – 0 – 12 б, эмоциональная нестабильность – 13 – 24 б.

Эмоциональная стабильность – не склонны к беспокойствам, вызывают доверие.

Эмоциональная нестабильность – невротичны, чувствительны, эмоциональны, тревожны, расстраиваются по мелочам.

По полученным баллам можно определить эмоциональную нестабильность.

Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине. Пересечение этих двух биполярных характеристик позволя­ет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех ти­пов темперамента - меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Сангвиник — быстро приспосабливается к новым условиям, легко сходится с людьми, общителен. Эмоции и чувства у такого чело­века быстро возникают и сменяются, мимика богатая и вырази­тельная. Сравнительно легко переживает неприятности, «удары судьбы». При отсутствии серьезных целей может стать поверхност­ным, непостоянным.

Холерик — эмоционален, склонен к порывистым действиям, энергичен, активен и инициативен. Способен страстно отдаваться де­лу, которое его заинтересовало. Любит разнообразие во всем, ну­ждается в постоянных источниках новых ярких впечатлений. Плохо переносит однообразие, скуку — в таких условиях стано­вится раздражительным, непоследовательным.
Флегматик — спокойный и ровный, невозмутимый, редко выхо­дит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. Чувства отличаются постоянством и глубиной. В зависимости от условий у такого человека могут возникнуть как положительные (выдерж­ка, вдумчивость, глубина мыслей), так и отрицательные (пассив­ность, вялость, безразличие к окружающему) черты.
Меланхолик — чувствительный, утонченный. Такой человек тонко реагирует на слабые раздражители, сильные способны надолго вывести его из душевного равновесия. Однако внешне его пере­живания выражаются сдержанно. В благоприятных условиях это человек глубокий, содержательный, в неблагоприятных же (на­пример, столкнувшись с сильным стрессом) может стать замкну­тым, боязливым, тревожным.

При пересечении двух биполярных характеристик: экстраверт – 16 б. и эмоциональная неустойчивость – 15 б., был получен результат – холерик.

Различия по темпераменту — это различия не по возможностям психики, а по своеобразию ее проявлений. У каждого из этих типов существуют сильные и слабые стороны.

    1. Методика определения акцентуации К. Леонгарда

Целью этого исследования является изучение типов и степени выраженности черт характера. Классификация акцентуаций характера:

1) Гипертимный – высокая контактность, словоохотливость, жестикуляции, отклонение от темы разговора, несерьёзное отношение к семейным, служебным обязанностям, огорчаются по поводу замечания окружающих. При одиночестве, условии жесткой дисциплины, эти качества усиливаются. Таким людям необходимо работать в сфере обслуживания, службе быта, театральном искусстве.

2) Дистимный – низкая контактность, замкнутость, пессимизм, домоседы, избегают общение с коллегами, близкими, избегают конфликтов, с такими людьми сложно дружить. При смене привычного образа жизни, бурной деятельности эти качества усиливаются. Таким людям необходимо работать в сфере, не требующей широкого круга общения.

3) Циклотимный – в период приподнятого настроения тип акцентуации – гипертимный, в период пониженного настроения – дистимный.

4) Возбудимый (неуравновешенный) – угрюмые, легко заводимые, склонны к хамству, конфликтам, неуживчивы в коллективе, жестокие и деспотичные. Любой пустяк, любая ситуация может вывести из равновесия. Таким людям необходима работа, связанная с физическим видом спорта.

5) Застревающий – любят искать причины конфликта, склонность к выяснению отношений, любят читать нравоучения, четко определенный круг друзей и знакомых. Если есть препятствия к достижению цели, опускают руки. Таким людям необходима работа, где будет возможность проявить себя.

6) Педантичный – уделяют внимание мелочам, подробностям, хорошие исполнители, не любят руководящие должности. Таким людям необходима работа с бумагами, такие профессии как программист бухгалтер.

7) Тревожный – пониженное настроение, неуверенность в себе, в супружеских отношениях ищут опору, защитника. Таких людей нельзя высмеивать и обвинять, склонны к депрессиям. Таким людям необходима работа, не связанная с риском, с широким кругом общения.

8) Эмотивный – впечатлительные, предпочитают узкий круг друзей, понимают людей с полуслова, обиды держат в себе, хорошие исполнители и семьянины, не любят хамства. Очень тяжело переживают конфликты с близкими, смерть или болезнь близких. Таким людям необходима работа, связанная с искусством, медициной.

9) Демонстративный – легкость установления контакта, стремление к лидерству, жажда внимания похвалы, могут раздражать окружающих своими действиями, провоцируют конфликты.

10) Экзальтированный – влюбчивые, словоохотливые, любят спорить, привязаны внимание к своим близким и друзьям, паникеры. Очень тяжело переживают неудачи. Им свойственны такие профессии, как: музыканты, поэты.

Анализ и интерпретация полученных результатов:

1)Гипертимность – 21 б.

2)Застревающий – 14 б.

3)Эмотивный – 18 б.

4)Педантичный – 12 б.

5)Тревожный – 15 б.

6)Циклотимный – 12 б.

7)Демонстративный – 10 б.

8)Неуравновешенный – 18 б.

9)Дистимный – 9 б.

10)Экзальтированный – 18 б.

Ключи: 0 – 12 – отсутствие акцентуации; 8 – 12 – норма; 12 – 19 – склонность; 19 – 24 – наличие акцентуации.

Вывод по проведённому исследованию: практически все акцентуации характера наблюдаются в значении выше нормы, за исключением дистимного и циклотимного характера. Из всех перечисленных акцентуаций самый высокий показатель соответствует гипертимности. В основном ко всем акцентуациям присутствует склонность, но явным наличием акцентуации является гипертимность.

2. Диагностика коммуникативных характеристик личности

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой.

2.1. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении

Этот тест направлен на изучение трех психологических стратегий защиты в обществе:

А) Миролюбие – психологическая стратегия защиты, в которой ведущую роль играет интеллект и характер.

Б) Избегание - психологическая стратегия защиты, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов

В) Агрессия - психологическая стратегия защиты, действующая на основе инстинкта.

В ходе исследования были получены результаты:

А) - 7 б.

Б) – 3 б.

В) – 14 б.

Из полученных результатов видно, что преобладающая психологическая стратегия защиты в обществе – агрессия. Очень маленькая вероятность избегания и миролюбия, очень сильный характер, который старается только защищаться.

  1. Диагностика конфликтности личности

Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим, специфическим смыслом. Слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных и супружеских разногласий. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которыми стоит различие интересов, устремлений, ценностей, имеющих деловую или личностную значимость для каждой из сторон. Конфликт может явиться источником развития личности, открывая ей путь раскрытия потенциальных возможностей посредством творческой активности. Часто то, каким образом человек разрешает конфликтные ситуации, определяет жизненный сценарий человека. Актуальность изучения индивидуального стиля поведения личности в конфликте очевидна, ведь, зная особенности стиля поведения в конфликте, принципы использования того или иного стиля и возможные последствия его использования, можно прогнозировать и конструировать конфликтное взаимодействие, пути и способы его разрешения.

3.1. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса . К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой – поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе – поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. На основе этой модели К. Томас выделил способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (б) – защита собственных интересов в ущерб других;

  2. Сотрудничество (с) – учет интересов обоих сторон

  3. Компромисс (к) – взаимные уступки

  4. Избегание или уход (и) – отсутствие к достижению собственных целей

  5. Приспособление – (п) принесение в жертву своих собственных интересов.

В ходе исследования были получены результаты:

Б – 6 б; С – 7 б.; К – 7 б.; И – 8 б.; П – 2 б.

Анализ полученных результатов позволяет оценить степень выраженности тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения.

Приспособление практически не выражается в конфликтных ситуациях. Соперничество, сотрудничество и компромисс выражается практически одинаково сильно, но предпочитаемым является стиль избегания: индивид уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои интересы, позволяет ущемлять свои права. Не стремится к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликта. В большинстве случаев такой человек игнорирует проблему, перекладывает ответственность на других, откладывает решение, при возможности устраняется.


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психодиагностика (4)

    Контрольная работа >> Психология
    ... и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным ... представлений о соответствующих психологических конструктах. Психодиагностика является динамично развивающейся научной дисциплиной ...
  2. Психодиагностика (2)

    Контрольная работа >> Психология
    ... относят к экспериментальному методу психодиагностики, с помощью которого ... Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп ... КСП +", 1999. – 320 с. 5. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина ...
  3. Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе

    Курсовая работа >> Психология
    ... Глава 1. Сущность психодиагностики межличностных отношений 7 1.1 Понятие и объект психодиагностики 7 2.2 Методы психодиагностики 11 1.3 ... Обозначить понятие и объект психодиагностики; Изучить методы психодиагностики; Рассмотреть процедуры исследования ...
  4. Психодиагностика детско-родительских отношений младший школьный возраст

    Реферат >> Психология
    ... Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., М., Харьков., ... Институт практической психологии, 1995. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. ... – М.: Педагогика, 1983. 18 Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. ...
  5. Психодиагностика в работе практического психолога

    Реферат >> Психология
    ... развития практического применения психодиагностики 1. Основные области практического применения психодиагностики. 1. Психодиагностика - основа работы практического ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019741058349609