Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознате...полностью>>
Философия->Реферат
Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий...полностью>>
Философия->Шпаргалка
Ф-фия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание пер...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Во...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет

Кафедра философии

Реферат

А.Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Выполнила: Чупрунова Дарья Владимировна, студентка гр. 5П-2
Проверил: Зайко Александр Владимирович,

доцент, канд. филос. наук.

Санкт-Петербург

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Биография Альфреда Адлера………………………………….……....4

Глава 2. Неполноценность и комплекс неполноценности……………..……..6

2.1. Термин комплекса неполноценности……………………….........6

2.2. Истоки комплекса неполноценности…………………….............7

2.3Влияние комплекса неполноценности на личность человека,

на его характер и поведение ..............................................................................11

2.4.Стиль жизни, как способ компенсации комплекса неполно

ценности…………………………………………………………………….......16

Заключение………………………………………………………………….......18

Список использованной литературы………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ

Альфред Адлер – австрийский ученый - подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности строится лишь на немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам.

Вот они:

1) фиктивный финализм;

2) стремление к превосходству;

3) чувство неполноценности и компенсация;

4) социальный интерес;

5) стиль жизни;

6) творческое Я.

В своем реферате я хочу рассмотреть такую проблему человеческой психологии, как комплекс неполноценности, так как она довольно часто встречается в современном обществе. Постараюсь рассмотреть ее истоки и влияние на человека на протяжении всей его жизни. Является ли врожденным этот комплекс или складывается со временем, в связи с определенным поведением людей, окружающих индивидуум и с событиями, произошедшими с ним.

 

Глава 1. Биография Альфреда Адлера

Альфред Адлер родился в предместье Вены 7 февраля 1870 года в семье еврейского купца среднего достатка. Хотя в детстве он болел многими серьёзными болезнями, в том числе рахитом, Адлер упорно боролся против своих физических слабостей. С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты его теории, как подчёркивание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности.
  В детстве Адлер несколько раз близко сталкивался со смертью. Его младший брат умер в их общей постели, когда ему было три года. Позже сам он дважды был на волосок от смерти во время уличных происшествий. В пять лет он заболел тяжелейшим воспалением лёгких, так что семейный доктор считал этот случай безнадёжным; его спас другой врач. Выздоровев, Адлер решил стать врачом.
     В восемнадцать лет он поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину. Он глубоко интересовался социализмом и был участником многих политических митингов. На одном из них он встретил будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, приехавшую в тот же университет.
     Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал частную практику, сначала в области офтальмологии, потом – общей медицины. Благодаря растущему интересу к нервной системе, её функционированию и адаптации, область его занятий перемещалась в неврологию и психиатрию. 
     В 1902 году Адлер стал одним из первых членов внутреннего кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Он был наиболее активным членом группы и пользовался большим уважением .
      Ещё до того, как Адлер встретил Фрейда, он начал свою теоретическую работу; к моменту этой встречи он уже публиковался в сферах социальной медицины и образования. Тем не менее, хотя Адлер никогда в действительности не принимал концепции либидо «Эдипова комплекса», он подвергся глубокому влиянию психоаналитической теории; в особенности это касается представлений о важности отношений ребёнка к матери, роли психологического развития в первые шесть лет, интерпретации невротических симптомов, анализа снов.
      Хотя его взгляды на невроз уже начали сильно отличаться от фрейдовских, в 1910 году Фрейд предложил его на пост первого президента Венского психоаналитического общества. 
 К 1911 году теоретические расхождения стали неприемлемыми для Фрейда и многих других членов общества. Адлер отказался от президентства и оставил общество вместе с ещё девятью из 23 его членов. Он основал собственную организацию - Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе.
    Адлер и его последователи много работали в области образования, особенно в обучении учителей, поскольку он полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Адлер и его помощники организовали также консультативные центры для детей в общественных школах, где дети и их родители могли получить совет. К 1930 году в одной только Вене было 30 таких центров.
    Он опубликовал множество статей и монографий, а также начал уделять много времени поездкам по Европе и США. В 1928 году он читал лекции в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке и через год снова вернулся туда с курсом лекций и клинических демонстраций. В связи с усилением нацизма Адлер покинул Вену. Он переехал в Соединённые Штаты и возглавил медицинскую психологию в Лонг-Айленском медицинском колледже в 1932 году.
      Адлер умер в Шотландии в 1937 году в возрасте 67 лет во время лекционного турне по Европе.

Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти, снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

Глава 2. Понятие комплекс неполноценности

2.1. Термин комплекса неполноценности

Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно - причина всех улучшений в положении человечества (А.Адлер).

Комплекс неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан.

Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера - , обозначающее “…энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности . Происходит вытеснение - этого чувства - в бессознательное - и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности - , в которых возможен реальный или мнимый успех”.1

В своей статье Адлер разъясняет: «Необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства»2. То есть эти два свойства взаимодополняют и взаимотрицают друг друга : если ты стремишься к превосходству, то вполне возможно, что это связано лишь с твоим комплексом неполноценности.

2.2. Истоки комплекса неполноценности

Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается (А.Адлер, 1964).

В самом начале карьеры, когда Адлер еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был "неполноценным" от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей.

Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: "Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности".

На ранних стадиях своей карьеры, еще занимаясь общей медициной, Адлер выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенсации. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с сердцем, у другого – с легкими, у третьего развивается артрит.

В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер предположил, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Он также отмечал, что «…органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека».3

Вскоре после публикации монографии о неполноценности органа, Адлер расширил свои представления о неполноценности, включив в него всякое чувство, возникающею в связи с переживанием социальной или психологической несостоятельности, помимо переживаний, связанных с физической слабостью и нездоровьем. В это время Адлер отождествил неполноценность с немужественностью или фемининностью, а компенсацию назвал "маскулинный протест". Однако позже он подчинял эту точку зрения более общей, состоящей в том, что чувство неполноценности возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Например, чувство неполноценности мотивирует ребенка на стремление к более высокому уровню развития. По достижении этого уровня ребенок вновь переживает чувство неполноценности, и движение ввысь получает новый импульс. Адлер утверждал, что чувство неполноценности не является признаком патологии; оно – причина совершенствования человека. Разумеется, чувство неполноценности может быть ненормально преувеличено особыми условиями, балованием или отвержением ребенка, и в этих случаях могут возникать определенные аномальные явления типа комплекса неполноценности или компенсаторного комплекса превосходства. Но в нормальных обстоятельствах чувство неполноценности или недостаточности – великая движущая сила. Иными словами, людей толкает вперед желание преодолеть свою неполноценность и ведет за собой стремление к превосходству.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Комплекс неполноценности (2)

    Курсовая работа >> Психология
    ... бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, ... свои комплексы. 2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не ...
  2. Комплекс неполноценности и личностное самоопределение в детстве

    Реферат >> Психология
    ... повседневном, бытовом поведении. Комплекс неполноценности как результат пережитого ... «перерос» рамки концепции нормативной и унифицированной ... возрастного периода к его завершению перестраивается и ... поддержки). Список литературы Адлер А. Воспитание детей. ...
  3. Теория личности А Адлера и основы индивидуальной психотерапии

    Контрольная работа >> Психология
    ... в теории Адлера - в его концепции стиля жизни. Основы стиля жизни закладываются в ранних ощущениях собственной неполноценности ...
  4. Адлер Альфред

    Биография >> Остальные работы
    ... Адлера О нервном характере (er den nervsen Charakter), где обобщались основные концепции ... обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной ... приходом к власти нацистов деятельность Адлера и его учеников в Германии была прекращена ...
  5. Индивидуальная психология Альфред Адлера

    Контрольная работа >> Психология
    ... в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современ­ной теории психологии. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ... расой. С приходом к власти нацистов деятельность Адлера и его учеников в Германии была прекращена, а в 1934 ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001248836517334