Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Преедмеет рассмотреения в психологичееской тееории дееятеельности – цеелостная дееятеельность субъеекта как органичееская систеема во всеех ееее форма...полностью>>
Психология->Реферат
Потреба індивідуального підходу зумовлена тим, то будь-який вплив на дитину переломлюється через її інди­відуальні особливості, через «внутрішні умови...полностью>>
Психология->Реферат
Человек общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собс...полностью>>
Психология->Реферат
Учение о классификации упорядочении и систематизации сложных объектов в основе которых лежат понятия о нечётких множества и типах между которыми трудн...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Брейтовская средняя школа.

Реферат по обществознанию

Тема: Межличностные отношения

Лебедева Марина Алексеевна

Класс: 9 а

Учитель: Грызлова Фаина Александровна

Брейтово, 2008 г.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Основная часть: Межличностные отношения

2.1 Что такое межличностное отношение…………………………4

2.2 Виды межличностных отношений………………………………5

2.2.1 Бытовое…………………………………………………………5

2.2.2 Дружеское………………………………………………………6

2.2.3 Деловое…………………………………………………………7

2.3 Культура общения…………………………………………………9

2.4 Симпатия и Антипатия……………………………………………11

III. Заключение……………………………………………………………….13

IV. Список реферируемой литературы…………………………………14

~ 2 ~

I. Введение

В своем реферате я рассмотрела такую актуальную тему, как межличностные отношения. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностные отношения – совершенно необходимое условие бытия людей, что без них невозможно полноценное формирование у человека ни одной психологической функции или психологического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Межличностные отношения могут быть деловыми и личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Они, как правило, характеризуются словом «взаимо» - взаимосвязь, взаимодействие, взаимовосприятие.

Особенности поведения человека в коллективе, результат его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, формируют у каждого из членов определенной группы отношений к данному человеку.

При написании данного реферата я поставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Чтобы раскрыть эту цель мне пришлось рассмотреть следующие задачи:

- рассмотреть суть понятия «межличностные отношения»

- дать характеристику видов межличностных отношений

- показать в чем состоит суть культуры общения

- охарактеризовать такие понятия, как симпатия и антипатия.

Чтобы раскрыть цель и задачи написания моего реферата, я изучила книги по психологии следующих авторов: Рогова Е.И. «Психология общения», Макарова И.В. «Психология» в этих книгах рассказывается о том, что такое межличностные отношения и какие их виды существуют, а так же что играет важную роль в формировании межличностных отношений. А также книгу Лебедева В.И. «Психология управления». В данной книге рассказано как складываются отношения в коллективе, взаимоотношения между работодателем и подчиненным. И еще несколько книг различных авторов, которые мне помогли разобраться в психологии межличностных отношений.

~ 3 ~

II. Основная часть:

Межличностные отношения

2.1 Что такое межличностные отношения

Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формировании личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть межличностные отношения.

Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживаний.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений, разнообразные по форме, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Я отметила, что для характеристики социальных связей между людьми используется такое понятие, как «общение». Общение – это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким образом, обычно является изменение поведения и деятельности других людей.

Наблюдая процесс общения. Можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышении эффективности совместной деятельности.

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию.

Сотрудничество – партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство – партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Еще один тип взаимодействия получил название»контрастное взаимодействие». Таким образом, в результате его, получается противоречие – один из участников старается содействовать другому, а второй активно противодействует.

~ 4 ~

Природа межличностных отношений очень разнообразна. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

2.2 Виды межличностных отношений

2.2.1 Бытовое

Чтобы как можно лучше понять сущность межличностных отношений необходимо рассмотреть, как складываются отношения в семье. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию. Её основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б) совместное проживание в одном помещение, в) общий совместный бюджет. Семья - это самое важное, что есть у человека. В семье мы рождаемся и, рано или поздно, мы вырастаем и создаем семью. В семье есть экономика - это зарплата мужа и жены, внутренняя и внешняя политика - это отношения внутри семьи. Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья.

Супружество – великий шаг для преображения человека. Однако, самое главное в семье - это любовь между мужем и женой. С этого начинается создание семьи.

В данном разделе я хочу рассмотреть взаимоотношения между супругами, а так же между родителями и их детьми. Я думаю, что логичнее сначала рассмотреть отношения между мужем и женой. Взаимная любовь между супругами - основная нравственная норма семьи. В союзе мужчины и женщины есть одна сквозная нить. Это полное принятие друг друга. Только при наличии терпимости и понимания раскрываются все заложенные в человеке возможности, только при этом каждый из супругов может полностью воплотиться как личность.

Непременным условием бесконфликтной семейной жизни является культура супружеского общения. Всегда нужно стараться видеть в другом что-то хорошее – это очень сближает супругов. Особенно важно поддерживать чувства собственного достоинства друг друга. Проявление уважения, нежности исключает грубость и небрежность. Знаменитый писатель Вольтер сказал: "Брак - самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью... Ваши дети, драгоценный залог, рожденный от любви, служат новыми узами ее".*

Родительское воспитание – прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте. В общении с детьми не следует обоим родителям во всем проявлять солидарность – она должна быть только лишь в оценке негативного поступка. Поддержание контакта особенно важно в общении с ребенком. Родителям надо знать самооценку своего ребенка и, не отвергая и не критикуя ее, советовать, что же нужно ему для того, чтобы соответствовать ей.

Родительская любовь - основа счастья и гордости детей. Это корень их жизни. Самой важной ответственностью родителей является не столько внешняя забота о детях, их здоровье, питании, одежде. Самое главное - это не столько экономическая среда, в которой растут дети, а какие отношения любви лежат в

*Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины, с. 235

~ 5 ~

основе воспитания ребенка. В семье мы усваиваем надлежащие принципы нравственного поведения, составляющие основу взаимоотношений с родителями,

братьями и сестрами. Этими нормами мы, естественно, будем руководствоваться в обществе. Насколько мы усвоили эти уроки в семье, настолько успешно сложится наша жизнь в обществе.

Родителям необходимо воспитывать свое дитя истинным сыном или дочерью, братом или сестрой, истинными супругами и истинными родителями, образцовыми и ответственными гражданами своего общества. Поэтому, семья - это школа, где учителя - это родители, а предмет - 4 сферы любви, или, как мы их называем, сферы сердца (дети, братья-. сестры, муж-жена, родители). Как родители могут учить этим вещам? Только своим примером. Поэтому, желание быть родителями ставит человека в положение учителя и обязывает его быть образцовой личностью, образцовым супругом и образцовым родителем.

2.2.2 Дружеское

Дружба как межличностное отношение.

Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее переходящая ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает? Не хватает, даже если сложились отношения в коллективе, если есть круг знакомых и приятелей. «В отличие от деловых отношений, основанных исключительно на общности занятий и соответствующем разделении обязанностей, дружба – отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь» - вот так оценивают дружбу ученые – психологи.

Дружба характеризуется, прежде всего, взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. По мнению Цицерона, «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений».

Дружба бывает разная. Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю свою жизнь кому-то. Дружба бывает и разной глубины. Ведь мы не зря употребляем разные слова: « знакомый», «приятель», «друг». Основное отличие заключается в том, что приятельские отношения складываются между людьми на основании каких-то, как правило, несущественных интересов и личных симпатий. Глубокого общего интереса, единых взглядов и устремлении, серьезной заинтересованности судьбой друг друга у приятелей нет. Такие отношения поддерживаются личными встречами, которые могут быть довольно редки, выполнением некоторых взаимных услуг, обменом мнениями, взаимным доброжелательством. У приятелей нет взаимной заинтересованности в совершенствовании личных качеств друг друга, в достижении каких-либо социально значимых целей. Поскольку такие связи не имеют прочной основы, то приятели легко расстаются, одни заменяются другими.

Самая великая, настоящая дружба – это когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, в самоотверженности друг ради друга. Не бывает и быть не может истиной дружбы только тогда, когда «друзья» стремятся использовать друг друга для своекорыстных интересов. Тогда дружба быстро чахнет и умирает.

В школьном возрасте общение со сверстниками становится важнейшим

фактором развития личности. Человек может силами – физическими и духовными

~ 6 ~

– с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Дружба делает нашу жизнь эмоциональнее, насыщение, богаче, интереснее. Ища задушевного друга, мы

пристально всматриваемся в поступки и отношения людей. Мы приобретаем собственный опыт взаимодействия с людьми, вырабатываем у себя определенные нормы поведения в группе, приобретаем общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде.

Если попытаться выделить основные параметры дружбы, то следует прежде всего отметить избирательность и глубину. Скорее всего, что больше всего друзей бывает в 5-6 классе. Но чем старше человек, тем более требовательно, придирчиво, принципиально он относится к дружбе и друзьям, то есть становится более избирательным в своих отношениях. Приятельские отношения начинают резко ограничиваться от подлинно дружеских, а друзья выбираются всерьез и надолго.

Каждый хочет видеть в друге самые лучшие качества и черты. Другом можно гордиться и даже похвастаться перед другими. Поэтому настоящих друзей не может быть много. Не случайно проведенные опросы показали, что большинство людей считает настоящую дружбу достаточно редким явлением. В дружбе человек учится, с одной стороны, умению раскрыться, а с другой стороны – понять другого человека. В связи с этим особой популярностью пользуются те, кто сам по-доброму и внимательно относится к людям. Обычно в общении такие люди отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они держаться естественно, уверенно, энергичны, помогают своим друзьям в разных делах и решении личных проблем.

Люди, обладающие противоположными качествами: неуверенные, замкнутые, скованные, непредсказуемые в сложных ситуациях, любящие только себя, - нередко вызывают к себе отрицательное отношение. Но следует подчеркнуть, что эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь избавится от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный.

Дружба предполагает некоторое сходство друзей, их близость в прямом переносном смысле. Но даже между близкими друзьями могут возникнуть ссоры. Собственно говоря, очень важной стороной дружбы является осознание того, что, даже ссорясь, мы в то же время остаемся друзьями.

Мы дружим с теми, кто имеет близкие нам взгляды на жизнь, кто разделяет наши увлечения и привычки, кто лучше остальных понимает нас, кто не имеет от нас никаких секретов. Этим требованиям лучше всего соответствуют наши сверстники. М поэтому среди друзей мы обнаруживаем людей одного возраста. На не интересно проводить время, делиться своими мыслями и прислушиваться к советам тех, кто значительнее старше нас и тем более младше.

2.2.3 Деловое

Межличностные отношения отличаются большим разнообразием. Отношения деловые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. Такие отношения еще называют «официальные». Они связаны с соблюдением определенных правил, формальностей, которые установлены или администрацией, или какими либо должностными лицами, или сложились в

результате традиций, принятой в данной среде.

~ 7 ~

Люди вступают в такие отношения не по своей воле, в силу личных отношений и чувств, а по обязанности, так как они находятся в одном коллективе, где

работают, учатся или осуществляют какую – то совместную деятельность. В деловых отношениях межличностных отношениях не принято, открыто выражать свои чувства и эмоции.

Итак, деловые отношения – это еще один вид межличностных отношений. Для того чтобы понять сущность межличностных отношений необходимо, на мой взгляд, рассмотреть, как складываются отношения в коллективе, то есть отношения между сотрудниками, а также отношения работодателя и работника.

Ведь именно ½ своего времени человек проводит на работе. Отмечено, что в коллективах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают активнее, чем люди находящееся в изолированном стоянии, либо в коллективах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Поэтому необходимо отметить, что такое коллектив, как складываются взаимоотношения между работниками, а так же их работодателями. Следует также понять, что межличностные отношения в коллективе значительно отличаются от взаимодействия людей в семье или в кругу друзей.

Между работниками очень редко возникает настоящая дружба. Отношения, как правило, остаются деловыми, даже если между людьми может быть личная неприязнь. Коллектив – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими данное общество. Следовательно, в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношение людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть реальным содержанием. Коллектив есть группа, где межличностные отношения объединяться общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Кроме этого необходимо заметить, что отношения между работниками отличаются то отношений с людьми выше их социального статуса (например, работодателем).

Самочувствие человека в коллективе, его удовлетворенность коллективом зависят не только оттого, что, во имя чего и какими средствами достигается. Здесь очень важна психологическая совместимость людей. Чем больше люди симпатизируют друг другу, стараются раскрыться для других и сопереживать другому, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив. Если человек ощущает доброе к нему отношение, поддержку и помощь со стороны окружающих, у него и настроение хорошее, и работа и учеба спорится.

Но даже в самом хорошем коллективе возможны конфликты. Они могут быть порождены внешними причинами. Причины могут быть и сугубо внутренними, например оскорбительная реплика, негативное поведение кого-либо могут сразу или через некоторое время вызвать ответную реакцию других. Если коллектив слабый, то для него конфликтная ситуация, как сильный ветер для песчаной россыпи: дунул – и нет ее. Сильный коллектив становится еще сильнее и сплоченнее. Для того чтобы отношения в коллективе с коллегами и работодателями стали более прочными, необходимо развивать в себе чувство коллективизма. Для этого нужно многое, и прежде всего постоянное понимание такой, казалось бы , очевидной истины, что всякий другой человек, в том числе и тот, который рядом с тобой, сложен и многообразен, как и ты. Он радуется за себя и за других коллег по работе. Но как трудно, порой невозможно представить себе

~ 8 ~

не то, что другой человек, а то, что происходит у него внутри, как если бы это было внутри нас.

2.3 Культура общения

Всему что «положено» делать в тех или иных случаях, нас учат с детства, а когда мы делаем то, что «не положено»,- наказывают. Представьте, что случиться, если люди перестанут следовать нормам и правилам, которые приняты обществе. Это приведет к ужасному хаосу, возращению к первобытной дикости. Следование социальным нормам делает людей ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки. Любому обществу, группе людей гораздо легче существовать, если они контролируют поведение и оказывают на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия соответствовали принятым нормам.

Еще глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В ΧΙV- ΧVΙ вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, «настраивать» людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших обществах слоях, как говорили, в высшем свете.

Этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей , проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный «колорит» в общепринятые поведенческие позиции. Так, этикет российского общества формировался в ΧVΙΙΙ в. На базе русских обычаев и традиций, своеобразно сочетавшихся с правилами европейского этикета, а в ΧΙΧ в. В нашей стране на основе дворянского этикета сложился этикет нарождавшейся буржуазии, появился этикет купеческий, мещанский. Каждый общественный слой отражал в поведении свое социальное положение.

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже найти его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с

~ 9 ~

малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности.

Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией

и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, идентификационную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.

Структура, основные правила и принципы современного этикета.

Рассмотрение структуры современного этикета предполагает выделение его форм, видов и подвидов (разновидностей).

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши межличностные отношения.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.Все действия, поступки, манеры человека так или иначе характеризуют его как хорошего воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, для всех граждан – общегражданский.

Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практически правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

Среди множества правил есть и два таких, которые пронизывают все поведения человека, придавая ему высоконравственный характер. Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере делать это как можно реже; второе - поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета, являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими идеями.

В основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Эти качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Любовь к людям и стремление их понять помогают найти правильный выход из сложного положения, принять человека таким, каков он есть.

При соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность поведенческих манер. Ошибочно думать, что в спорных ситуациях нет необходимости соблюдать правила эристики. Но для того чтобы успешно общаться в нужную минуту,

~ 10 ~

необходимы привычка к тому или иному этикетному действию, «отточенность» приятных манер, а они формируются путем постоянного внимания к своему

поведению и с помощью душевного труда.

В этике нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный, промах может привести к неудаче в общении. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид, так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, стоптанная или нечищеная обувь, мятая одежда, небрежный макияж, растрепанная прическа – всё это свидетельствует о неуважении к окружающим людям.

В соблюдение этикета важно и такое качество, как умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение и свое собственное и окружающих лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.

Необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета.

2.4 Симпатия и антипатия

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. В процессе установления межличностных отношений особое место занимают симпатия и антипатия. Наиболее часто чувства выражают симпатию – это чувство, характеризующееся внутренним доверием, расположением к другому человеку. Антипатия – чувство, противоположное симпатии; препятствует установлению контактов между людьми, вызывает отрицательные эмоции. Очень часто возникают такие ситуации, когда люди не могут объяснить причины появления симпатии и антипатии в отношениях. Эти чувства возникают как бы помимо их воли, хотя впоследствии, в процессе общения, отношения могут измениться. Однако, чаще всего, первично возникшее чувство преобладает и в последующем общении. Нередко благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Часто бывает затруднительно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек. Это отношение проявляется на уровне чувства, однако если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту основу. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношение к другим людям.

То же самое относится и к антипатии. Скорее всего, человек, который вам несимпатичен и вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах другого человека, совершил нехороший, с вашей точки зрения поступок, или другие проявления его вкусов, поведения не совпадают с вашими представлениями о должном – такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, но он мне нравится». Хорошо ли вы знаете человека, чтобы так утверждать да еще сделать свое мнение достоянием других людней? Справедливо ли ваше суждение? Не обидит ли оно понапрасну другого человека?Все ли сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?

~ 11 ~

Понять другого – важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя на их место. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские. Достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое, да настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделать шаг навстречу. Сложнее, если отношения с другим человеком противоположны приятельству или товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого, требуется приложить усилия.

В процессе межличностных отношений люди не просто обращаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они показывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

~ 12 ~

III. Заключение

При написании своего реферата я ставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Я считаю, что справилась с поставленной целью, потому что изучила достаточное количество литературы, подробно описывающую межличностные отношения. Я рассмотрела суть понятия «межличностных отношений», дала характеристику видов межличностных отношений, определила суть культуры общения, охарактеризовала такие понятия как симпатия и антипатия. И поняла, что межличностные отношения – это особый тип отношений, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности. Они могут быть разнообразными по форме и содержанию. Характер этих отношений зависит от многих факторов.

Человек – как существо социальное – неразрывно связан с обществом. В процессе своего взаимодействия с окружающим миром человек выполняет различные роли. Ведь каждый может быть чьим – то другом, товарищем, членом какого-либо коллектива.

Даже в самых мимолетных контактах в транспорте, на улице, в магазине – возникают элементы межличностных отношений. Человек испытывает различные эмоции и чувства, кого-то любит, уважает или нет, ценит или пренебрегает, стремиться кому-либо помочь или, наоборот, будет равнодушен к проблемам другого человека.

В процессе продолжительного общения возникают устойчивые отношения, характер которых зависит как от индивидуальных качеств личности, так и от норм, принципов, ценностей, принятых в обществе.

Межличностные отношения могут быть деловые, дружеские, или бытовые.

Итак, межличностные отношения – это сложный процесс взаимодействия людей. В этом процессе люди не просто общаются или действуют сообща при достижении каких-либо целей, они оказывают влияние друг на друга, проявляют себя как личности, получают определенную оценку со стороны окружающих людей.

~ 13 ~

IV. Список реферируемой литературы

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Экономистъ, 2004. – 288 с.

  2. Лебедев В.И. Психология управления – М.: Агропромиздат, 1999. – 176с.

  3. Макарова И.В. Психология: 2-с изд., доп. – М.: Юронт – Издат, 2000. – 237с.

  4. Рогов Е.И. Психология общения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001– 336 с.: ил. – (Азбука психологии)

  5. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины – М.: Изд-во – ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002 – 288 с. : ил. – (Азбука психологии)

~ 14 ~



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Межличностные отношения (2)

    Реферат >> Психология
    ... вторую систему прав и обязанностей. Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное ... более устойчивые ориентации. Хотя выражение «межличностные отношения» по-разному употребляется в психиатрии и в социальной ...
  2. Межличностные отношения (5)

    Реферат >> Педагогика
    ... межличностных отношений у детей 6-7лет психолого-педагогическом исследование. 1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе1.2. Особенности межличностных отношений ...
  3. Межличностные отношения (1)

    Контрольная работа >> Психология
    ... отождествлению понятий “общение”, “социальные отношения”, “межличностные отношения”. Однако эти понятия, будучи ... и при отрицательных социальных и межличностных отношениях. Межличностное взаимодействие предполагает совместимость и срабатываемость партнеров ...
  4. Межличностные отношения (4)

    Реферат >> Психология
    ... 2.........................................................................................15 Литература………………………………………………………….…..16 Межличностные отношения Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба ...
  5. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция

    Книга >> Психология
    ... К ПОНИМАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020279884338379