Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Визначення предмета - перше завдання будь-якої науки "Коли предмет науки визначений, завдання специфікації наукового знання вже вирішене", -...полностью>>
Психология->Учебное пособие
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в ...полностью>>
Психология->Реферат
Специфика предмета судебной психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения для установления истины,...полностью>>
Психология->Учебное пособие
Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей и вообще в связи с проблемами судопроизводства...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ: «МЕНЕДЖМЕНТА И ЭП»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Психология»

на тему:

«Психология коммуникации в организации»

ВЫПОЛНИЛ: АСЕССОРОВА Е.С.

СТУДЕНТКА 3 КУРСА

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ШИФР: 906190

ПРОВЕРИЛ: ____________________

Москва, 2008/2009 учебный год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Основы коммуникации………………………………………………………….4

2.Коммуникация как структура… ……………………………………………...6

2.1.Школа научного управления ………………………………………………6

2.2.Школа «человеческих отношений»…………………………………………8

2.3.Школа социальных систем…………………………………………………..9

2.4.Структура коммуникации в организации………………………………….10

3.Коммуникация как процесс…………………………………………………….14

3.1.Структура межличностной коммуникации в организации……………….14

3.2.Диалог как актуальное взаимодействие……………………………………14

3.3.Парциональное взаимодействие в организации……………………….…..17

3.4.Полное взаимодействие в организации……………………………………18

Заключение………………………………………………………………………...20

Список используемой литературы……………………………………………….21

Введение.

Современные ученые по-разному дают определение организационной коммуникации, начиная от «социального клея», помогающего организации быть сплоченной и целостной, и до «сущности организации».

В процессе своей трудовой или учебной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного или учебного процесса. Результат взаимодействия людей проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовле­творенности потребностей в общении, в привлекательности деятельности и куль­туры организации. Именно коммуникация формирует целостность организации.

Известный теоретик менеджмента Ч.Барнанд говорил: «Структура, обширность и сфера деятельности организации почти всецело определяется техникой коммуникации». Действительно, управленцы 80% своего времени посвящают каким-либо формам общения: им приходится разговаривать, слушать других, писать или читать материал, подготовленный другими.

В данной работе определим, что же такое коммуникация, а также рассмотрим процесс общения.

1. Основы коммуникации

Коммуникация в организации — это процесс общения, информационные взаимодействия, в которые люди вступают и которые поддерживают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных функций.

К организациям в данном случае относятся школы, вузы, различные коммер­ческие и государственные предприятия, в том числе управленческие и политиче­ские структуры. В психологии принято называть человека, передающего информацию (сооб­щение), коммуникатором, а того, кто воспринимает информацию или на кого оказывается воздействие, — реципи­ентом. (Их взаимодействие представлено на рис.1.)

Исследования показывают, что от 50 до 90% рабочего времени менеджера при­ходится на коммуникацию. При этом 85% японских, 73% американских и 63% анг­лийских менеджеров считают коммуникативную некомпетентность основным пре­пятствием на пути повышения эффективности деятельности организации.

Коммуникация людей в организациях — это их взаимодействие друг с другом преимущественно с целью:

- получения или сообщения информации, необходимой для качественного вы­полнения функциональных и должностных обязанностей;

Среда

Коммуникатор Реципиент

Обратная связь

Рис.1. Структура коммуникативного акта.

- собственно воздействия, т. е. управления поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;

- удовлетворения потребности в общении.

«В целом коммуникация в любой организации представляет собой единство двух взаимосвязанных аспектов: коммуникации как структуры сложившихся тра­диций, норм и стереотипов коммуникативного воздействия, т. е. элемента культу­ры организации, и коммуникации как динамического процесса, как элемента про­фессиональной деятельности людей и их взаимоотношений».*

Рассмотрение коммуникации как структуры взаимодействия персонала важно для понимания всего возможного диапазона его осуществления: от повсеместного контроля и регламентации, до стихийно складывающихся взаимодействий людей в организации. Коммуникация как структура в значительной степени опосредуется техноло­гией производства, материально-техническим, сбытовым, финансовыми и прочи­ми особенностями организации. Научное осмысление этого факта привело к воз­никновению в менеджменте логистики и реинжениринга корпорации, новейшим и высокоэффективным технологиям управления информационными и коммуникативными потоками в организации.

2. Коммуникация как структура.

В эволюции менеджмента можно выделить три основные школы, каждая из кото­рых внесла свои существенные изменения в понимание коммуникации как струк­туры организации: школу научного управления, школу «человеческих отноше­ний» и школу социальных систем.

2.1. Школа научного управления.

Ф. Тейлор в рамках развиваемой им теории научного управления отводил коммуникации роль передатчика информации от администрации к работникам, т. е. только сверху вниз. Горизонтальные связи, на­пример, между отделами или сотрудниками, не только не поощрялись, а исключа­лись. Этой идее более всего отвечает скалярный (вертикальный) принцип струк­туры организации (см. рис.2).

«А. Файоль, автор «административной доктрины» в управлении, обратил вни­мание на то, что, когда необходимо действовать быстро, скалярная структура ока­зывается неэффективной, так как действует очень медленно. Коммуникация, на­пример, исполнителя а с исполнителем б (см. рис.2, скалярная структура) могла произойти только последовательно через все восходящие ступени управления и высшее руководство, а затем через нисходящие ступени управления, на что требо­валось длительное время.

Скалярная Линейно-штабная Функциональная

структура структура структура

Штаб




ЛР

ЛР Зам.



ЛР

а б

Рис.2. Типы организационных структур: Д- директор; ЛР – линейный руководитель; зам. – заместители директора

А. Файоль предложил прямую экстренную, горизонтальную коммуникацию в организации, которая получила название мостки Файоля. Таким образом было внесено серьезное изменение в вертикальную, скалярную структуру коммуника­ции в организации.

Распространение линейно-штабных структур (рис.2) в промышленном ме­неджменте было связано с деятельностью Г. Эмерсона, автора первых работ об эф­фективности организации производства. Результаты научного анализа проблемы эф­фективного управления производством изложены Г. Эмерсоном в его знаменитой книге 1912 г. «Двенадцать принципов производительности»».*

Внедрение штабных структур позволило разделить коммуникативные функ­ции в организации на собственно управленческие и консультационные: линейные руководители сохраняют свою основную коммуникативную функцию передачи информации сверху вниз и воздействие на поведение подчиненных; штабные со­трудники признаны осуществлять специальные, консультационные функции. По существу произошло ис­кусственное разделение объема власти и ответственности между штабными и ли­нейными руководителями.

Такая структура обусловила то, что линейные руководители обладали макси­мальной ответственностью за исполнение решений консультантов и минималь­ной властью в принятии этих решений, тогда как консультанты обладали макси­мальной властью в принятии решений и минимальной ответственностью за их исполнение, за результаты работы линейных руководителей. Это может рассмат­риваться как пример запрограммированного структурного конфликта объема власти и ответственности, заложенного на уровне структуры организации.

При функциональной структуре организации (см. рис.2) консультанты пре­образовывались в заместителей директора и наделялись соответствующим объе­мом власти и ответственности. Смысл данной структуры заключа­ется в том, что каждый ведущий специалист в цехе обязан был подчиняться одно­-

временно как распоряжениям своего непосредственного начальника —

линейного руководителя цеха, так и главного, функционального специалиста (заместителя директора) по своему направлению. В этом случае нарушался принцип единона­чалия, т. е. у одного подчиненного оказывалось как минимум два руководителя, что приводило к возникновению функционального конфликта объема власти и от­ветственности.

В итоге в рамках данной школы чаще всего стали использоваться смешанные, линейно-функциональные структуры организации. Представители школы научно­го управления отождествляли структуру коммуникации и структуру организации.

В целом отношение к процессу коммуникации в рамках теории научного управ­ления ярко выражено у М. Вебера, в его принципе «формалистической безразлич­ности». По мнению М. Вебера: «коммуникация в бюрократической органи­зации не должна зависеть от личных качеств и настроения руководителя. Крите­рием эффективного общения является способность человека отключиться от лич­ных проблем и эмоциональных состояний и вести диалог только в деловых рамках».*



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Коммуникации в организации (9)

    Реферат >> Менеджмент
    Коммуникации в организации Содержание Введение…………………………………………………………………………………2 Понятие о коммуникации……………………………………………………..3 Сеть коммуникаций. Средства и каналы коммуникаций………………..5 ... слов. Согласно исследованиям психологов, значительная часть речевой ...
  2. Актуальные проблемы современного менеджмента. Виды коммуникаций в организации

    Реферат >> Менеджмент
    ... и доводит принятые решения до работников организации. Коммуникации в организации — это сложная, многоуровневая система. ... / А. П. Панфилова. – СПб., 2005 6. Снетков, В. М. Психология коммуникаций в организации: Учеб. пособие / В. М. Снетков. – СПб., 2000 ...
  3. Коммуникации в организации (8)

    Реферат >> Социология
    ... сущность коммуникаций в организации………………………………5 Анализ системы коммуникаций в организации………………………………….14 Совершенствование коммуникаций в организации ……………………………..17 ... 2008. – с. 103 1 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – с. 58 ...
  4. Коммуникации в организации (7)

    Реферат >> Менеджмент
    ... организации. Глава 1. Теоретические аспекты построения и протекания коммуникаций в организации. Понятие, значение и виды коммуникаций в системе менеджмента Коммуникации ... Communication («Невербальная коммуникация») американский психолог Альберт Мехрабиан ...
  5. Социальные коммуникации в организациях

    Реферат >> Социология
    ... организацией. Вертикальная и горизонтальная коммуникация в организации. Проблемы структурной организационной коммуникации. Специфика межличностной коммуникации в управлении организацией. Барьеры межличностной коммуникации ... сообщение, то психологи и работники ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0072429180145264