Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
адекватной среды жизнедеятельности инвалида; - восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и функций....полностью>>
Социология->Задача
Всякое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, - это эксперимент, более или менее успешный. Задача науки заключае...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и раз...полностью>>
Социология->Реферат
Інвалідність у дітей означає істотне обмеження життєдіяльності, вона сприяє соціальної дезадаптації, що обумовлена порушеннями в розвитку, утрудненням...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра “Гидравлики и гидропневмосистем”

КУРСОВАЯ РАБОТА

История русской интеллигенции

Конформизм и диссидентство в среде советской интеллигенции 70 - 80-х годов ХХ-го века

Оценка «5»!!!

Выполнил: студент АК-211

Проверила: Ахлюстина М. А.

Челябинск 2004 г.

План:

  1. Общественно-политическая обстановка 70-80-х годов ХХ-го века………….3

  2. Диссидентство. Движение правозащитников………………………………..7

  3. Конформизм………………………………………………………………...22

  4. Интеллигенция и перестройка: от демократизации общества до развала страны..…………………………………………………………………………..27

5. Список используемой литературы……………………………………….....33

1. Общественно-политическая обстановка 70-80-х годов 20-го века.

Концепция «развитого социализма». Смена курса в октябре 1964 г. Должна была не­избежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально сверты­вание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом.

Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Таковым стали концепция «развитого «социализма» и тео­рия перманентного обострения идеологической борьбы социалистической и капитали­стической систем по мере продвижения к коммунизму.

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967 г.) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического обще­ства», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на вполне реальный факт создания в СССР ос­нов индустриального общества. Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и от­носительной однородности советского общества; окончательного решения националь­ного вопроса; отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответ­ственно предполагалось и бесконечное его развитие. Это, в свою очередь, вело к фор­мированию у руководства КПСС благодушного и самоуспокоенного восприятия дейст­вительности. Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его по­строения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовал ХХII съезд КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее стано­вилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудо­вых успехах и достижениях. Не удивительно, что позже концепция «развитого социализ- ма» была названа идеологией застоя.

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал по существу из сталинского по­ложения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены в Конституции 1977 г.

Развитие социальной сферы. За период 1965 до начала 80-х годов были достигнуты значительные успехи в повышении материального уровня жизни советских людей. Росла заработная плата основных категорий трудящихся. Стали получать ежемесячную денежную оплату труда колхозники, росли пенсии и стипендии, существовала развитая система бесплатных социальных услуг, ощутимые льготы устанавливались для пенсионеров, инвалидов, участников Великой Отечественной войны – а это были десятки миллионов людей. Продолжалось жилищное строительство, минимальный продовольственный ассортимент был доступен каждому человеку.

Но и в социальной сфере накапливались противоречия из-за неспособности властей динамично направлять ее развитие. Нарастала трудовая апатия, многочисленные трудовые почины и разные формы соревнования при отсутствии стимулов превращались в кратковременные – к очередному юбилею – кампании и показуху; уравниловка и «выводиловка» в оплате труда на общественном производстве пробуждала частную инициативу, так называемую «теневую экономику» в мелких ее проявлениях: «левые» приработки, хищения на производстве («несуны») – мало кто жил «на одну зарплату».

Недовольство людей вызывали очереди в магазинах и ассортимента дефицит, низкое качество отечественных товаров побуждало к погоне за импортным, что порождало спекуляцию. Росли не обеспеченные товарами и услугами денежные сбережения населения в сберкассах, что рассматривалось идеологическими властями как показатель роста уровня жизни советских людей. Вызывала нарекания работа транспорта, низкая эффективность бесплатного медицинского обслуживания, качеству услуг. Молодые и образованные работники были недовольны своим медленным социальным продвижением.

В начале 80-х годов все социальные проблемы усугубились как в связи с полной недееспособностью политического руководства, так и в связи с внешней ситуацией. По уровню потребления алкогольных напитков СССР вышел на первое в место в мире, в провинции была фактически введена карточная система на основные продукты питания. Сократилась продолжительность жизни населения, увеличилась детская смертность. Реально наметилось снижение жизненного уровня населения.

Противоречия в развитии художественной культуры. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей – очерничтельства, с одной стороны, и лакировки действительности – с другой. Эта позиция прозвучала и в отчетном докладе ХХIII съезду КПСС. Однако в выступлениях на том же съезде руководителей региональных партийных организаций прозвучало требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикаций произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм, упадничество, тенденциозно искажают отдельные этапы жизни советского общества». В качестве примера была названа повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все завершалось благополучно после вмешательства партийных чиновников. А недостатки списывались на происки врагов или недостатки воспитания.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел и к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Значительно возросла и роль цензурного пресса. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали «ждановские» оценки отдельных произведений и их авторов, обвинявшихся в «мелкотемье», «натуралистическом описании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тез или иных действия советского руководства.

Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х – начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.

Объективно противостояли идеологии неосталинизма, застоя представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб русской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б. Васильев, Ю. Трифонов.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.

Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная рево-люция». Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю.Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

2. Диссидентство. Движение правозащитников.

Диссидент – 1. лицо, отклонившееся от господствующего вероисповедания, вероотступник 2. человек не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий.

Диссиденты – название участников движения против тоталитарного режима в СССР. С конца 1950-х гг. диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Подвергались репрессиям со стороны властей.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Истоки диссидентства

    Реферат >> История
    ... до середины 70годов сводились в ... господствующему конформизму. В ... Самодостаточность «нового диссидентства» привела, в ... всего в среде интеллигенции. Узнав ... и сельской интеллигенции и партийных и советских работников. ... половине 80годов украинское ...
  2. Отечественная история. Курс лекций (1)

    Конспект >> История
    ... 70-80годов международная обстановка резко обост­рилась, положение СССР в мире ухудшилось, внешнеполитическая активность Советского ... крестьянстве, в среде интеллигенции, в самом ... «культуре отцов». КОНФОРМИЗМ —1). Согласие, ... форме диссидентства (инакомыслия) ...
  3. Культура России советской эпохи

    Реферат >> Культура и искусство
    ... годы войны были созданы 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов. Среди ... были поставлены вопросы: Какова роль советской интеллигенции в обществе? Каковы ее ... диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья. Словом, культура советского ...
  4. Объект изучения социологии и его особенности

    Реферат >> Социология
    ... . Среди интеллигенции обычно ... советском обществе, начавшиеся во второй половине 80годов ... Умесао. В 70-е и 80годы наибольший вклад в ... годы XXI века появилось даже такое понятие, как интернет-диссидентство ... как все»; - конформизм, внешнее соглашательство, ...
  5. Серебряный век русской культуры (кон. ХIХ в.-нач. ХХ в.). 3. Тенденции развития современной социокультурной ситуации в России

    Лекция >> Культура и искусство
    ... годы, приобрели чудовищные масштабы. Среди ... и качественно выросла советская интеллигенция, которая стала ... идеалам революции; «диссидентство», «западничанье» с ... за культурой, духовный конформизм; 8) закрытость страны ... , Бельгия) в 7080-е гг. у социалистов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019350051879883