Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Педагогика
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Общение
между учителем и учеником - одна из
основных форм, в которой дошла до нас
тысячелетняя мудрость, накопленная
человечеством. В Новом Завете христианская
доктрина изложена по большей части в
виде общения Христа с учениками. А
дзэн-буддизм, религиозная философия,
почти не знавшая трактатов, как мозаика,
складывается из историй о монахах-учителях
и их учениках.
Различные новые
подходы в педагогической практике
(педагогика сотрудничества, коммунарская
методика и др.) с психологической точки
зрения связаны с переходом от системы
понятий и схемы анализа "субъект-объект"
к системе "субъект-субъект". Первая
схема, которая до последнего времени
преобладала в теоретических и
экспериментальных исследованиях,
представлена работами по психологии
педагогической деятельности. Вторая,
становящаяся все более популярной
сейчас, связана с работами по психологии
педагогического общения. Конечно,
категории "общение" и "деятельность"
- совершенно самостоятельны и описывают
различные реалии. Однако между ними
существует и диалектическая взаимосвязь.
Более того, можно утверждать, что
существуют виды деятельности, которые
принципиально строятся по законам
общения. Педагогическая деятельность
- одна из них.
"Учитель по определению
- человек, понимающий проблемы детей".
А. Адлер
Под педагогическим
общением обычно понимают профессиональное
общение преподавателя с учащимися на
уроке и вне его (в процессе обучения и
воспитания), имеющее определенные
педагогические функции и направленное
(если оно полноценное и оптимальное) на
создание благоприятного психологического
климата, а также на другого рода
психологическую оптимизацию учебной
деятельности и отношений между педагогом
и учащимся (А. А. Леонтьев).
Один из
критериев продуктивного педагогического
общения - это создание благоприятного
психологического климата, формирование
определенных межличностных отношений
в учебной группе. Межличностные отношения
в учебной группе действительно должны
формироваться педагогом целенаправленно.
При этом на определенных - высших -
стадиях основным их источником становится
саморазвитие коллектива. Но на начальных
этапах центральное место в формировании
высокого уровня межличностных отношений
принадлежит педагогу. Недаром поэты
Древнего Востока говорили, что ученики
подобны фруктовому саду, а учитель -
садовнику. Поначалу деревца слабые и
их жизнь полностью зависит от хлопот
садовника, но потом, окрепнув, они растут
сами и приносят сладкие плоды.
Проблема
эффективности общения приобрела в
последнее время большое значение. Ей
посвящены труды многих известных
психологов - А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова,
Е. С. Кузьмина, В. В. Знакова, А. А. Леонтьева,
А. А. Реана и др. Следует отметить, что в
качестве самостоятельного на-правления
выделяется проблема эффективного
педагогического общения (И. А. Зимняя,
Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А.
А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и
др.). Экспериментальные исследования
показывают, что среди множества задач,
встающих перед педагогом, наиболее
сложными оказываются задачи, связанные
с общением. Они предполагают, что педагог
обладает достаточно высоким уровнем
развития коммуникативных умений.
Педагогическое общение - это
профессиональное общение преподавателя
с учащимися на уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания), имеющее
определенные педагогические функции
и направленное на создание благоприятного
психологического климата, а также на
другого рода психологическую оптимизацию
учебной деятельности и отношений между
педагогом и учащимся.
А. А. Леонтьев
В исследовании С. В. Кондратьевой
анализируется взаимосвязь между уровнем
понимания педагогом учащихся и характерной
для него структурой педагогических
воздействий. (Уровень понимания педагогом
учащихся соотносится с уровнем
педагогической деятельности.) Результаты
исследования представлены в табл. 2.
Как видим, в структуре воздействий
преподавателей высокого уровня
деятельности на первом месте стоят
воздействия организующего характера,
а у преподавателя низкого уровня
деятельности-дисциплинирующего. Если
педагог не уделяет достаточного внимания
организации деятельности учащихся, то
впоследствии ему приходится тратить
силы и время на поддержание дисциплины.
Беспорядок возникает там, где нет
организации. Можно сказать и по-другому.
Беспорядок возникает не потому, что
люди анархичны и хаотичны, а потому, что
их деятельность бывает плохо организована.
В ходе описанного выше исследования
было установлено, что среднее количество
воздействий за одно занятие у преподавателя
высокого уровня деятельности равно 17,
а у преподавателя низкого уровня
деятельности - 69. Таким образом, при
высоком уровне деятельности воздействий
производится меньше, но сами по себе
они эффективнее.
Похожие страницы:
Педагогическое общение (1)
Курсовая работа >> Педагогика... в избирательном отношении. [6; 98 с.] Глава 2 Педагогическое общение 2.1 Понятия педагогического общения Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия ...Педагогическое общение (2)
Реферат >> ПедагогикаСодержание Введение 2 1. Особенности педагогического общения 4 2. Направленность педагогического процесса 6 3. Модели педагогического общения 7 4. Основные стороны педагогического общения 9 5. Механизмы межличностного восприятия ...Педагогическое общение (4)
Реферат >> Педагогика... деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит ... взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении: • конструктивная - педагогическое взаимодействие ...Педагогическое общение (5)
Реферат >> Педагогика... . В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности. Педагогическое общение в обучении и воспитании ...Педагогическое общение (6)
Контрольная работа >> Педагогика... деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от ... проблем современной школы - проблема педагогического общения. Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического ...