Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации законов, указов Президента, постановлений правительства Российской Феде...полностью>>
Государство и право->Реферат
Дела об изнасилованиях без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.131 УК РФ) возбуждается по заявлению потерпевшей. При наличии отягчающих обстоятельств пов...полностью>>
Государство и право->Реферат
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и гос...полностью>>
Государство и право->Реферат
Пожалуй, известный Указ Петра 1 «Табель о рангах», изданный 4 февраля 1722 г., заложил её прочную базу. В «Табель» были включены 94 наименования гражд...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение.

Для Российской Федерации, как и для любого федеративного государства, чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей (субъектов) и целого (федерации). Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

Все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что российский федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и, прежде всего, обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.

Предметом данного исследования является соотношение понятия суверенитета (государственного, народного и национального) с нормами, определяющими правовой статус Федерации и ее субъектов.

Объект исследования – федеративные отношения, складывающиеся между Федерацией в целом и субъектами, а также между субъектами в составе Федерации.

Целью данного исследования является выявление и изучение основных проблем российского федерализма на основании нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус субъектов.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

2) изучить нормы, определяющие правовой статус Федерации и ее субъектов;

3) сопоставить (попытаться обнаружить противоречия) конституции, уставы субъектов РФ с Конституцией РФ 1993 г. и между собой;

4) изучить реализацию на практике норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов.

Структура работы представляет собой два раздела, пять пунктов, введение, заключение, список литературы и приложение.

В первом разделе рассматриваются основные понятия исследования: федерализм и суверенитет. Во втором разделе изучаются проблемы суверенитета на примере различных субъектов. В приложение находятся сравнительные таблицы конституционных норм субъектов РФ.

Раздел I. Соотношение суверенитета и федерализма в Российской Федерации.

1.1. Современный взгляд на природу суверенитета.

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Государственный суверенитет – это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права1. В юридической литературе даются и иные определения данного понятия. Так, М.В.Баглай сформулировал следующее определение: «Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам2», - т.е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.

О.Е.Кутафин считает, что «суверенитет государства – это свойство государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами в международном общении»3. Таким образом, выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.4

Государственный суверенитет – исторически первая разновидность суверенитета, возникшая в связи с усилением монархической власти в ряде европейских государств в XV-XVII вв. благодаря сочинениям Н.Макиавелли, Ж.Бодена, Т.Гоббса, и др. Государственный суверенитет рассматривался ими как высшая, абсолютная, постоянная и свободная от законов власть над гражданами в политическом сообществе, чему способствовала особая роль государства в международном сообществе. В русской государственно-правовой школе данную концепцию поддерживали Г.В. Шершеневич, В.Ивановский. Развитие цивилизации имело, однако, ряд последствий для понимания государственного суверенитета. Теперь он стал рассматриваться не отдельно, а в комплексе с народным суверенитетом.

Под народным суверенитетом понимается верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе5. Народный суверенитет как понятие появилось в Новое время (в трудах Д.Локка, Ж.Руссо, других представителей либеральной доктрины) в результате противоречия между гражданским обществом и абсолютной властью государства. Стала очевидной необходимость признания всего населения страны быть единственным источником политической власти6. Государственный суверенитет стал рассматриваться как производный от народного суверенитета.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Норма ч.1 ст.3 Конституции РФ7 четко определяет субъект и единственны источник власти в Российской Федерации. Только народ как совокупность граждан, ассоциированных в едином государстве, полноправно осуществляет власть в стране. Конституция подчеркивает многонациональный характер народа, поскольку в России проживает более 150 национальностей. Формы осуществления народом принадлежавшей ему власти закреплены нормами ч.2 и 3 ст.3, а также ст.31-33 Конституции РФ, предусматривающей политические права граждан Российской Федерации8.

Согласно ч.2 ст.3 Конституции РФ, осуществление власти народом происходит в следующих формах: непосредственно, через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Здесь возникает вопрос, можно ли местное самоуправление относить к самостоятельной форме демократии или она является разновидностью непосредственной демократии, тем более что ст.12 Конституции РФ не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Суверенитет народа – это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти.

Следует отметить, что оба понятия суверенитета настолько взаимосвязаны, что невозможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, и, наоборот, - процветание развитого демократического государства, не признающего суверенитета своего народа. Условие нормального развития государства и общества заключается в степени сочетания государственного и народного суверенитетов, для чего исторически были выработаны специальные механизмы. Сегодня государственный и народный суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни. Данный дуалистический суверенитет можно определить как «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права»9.

Помимо государственного и народного суверенитетов, выделяется еще одна разновидность суверенитета – национальный суверенитет.

Национальный суверенитет как понятие имеет два смысла: общегражданское и этническое понимание.

Национальный суверенитет в общегражданском понимании отождествляется с государственным и народным суверенитетом. Понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальной принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство. Такое понятие нации закреплено в международных документах (Устав ООН, Декларация «О принципах международного права…»10, Хельсинский заключительный акт 1975 г.11 и др.). Отождествление национального суверенитета в этом значении с народным суверенитетом характерно для развитых стран со сложившимся гражданским обществом.

В соответствии с этническим пониманием национальный суверенитет рассматривается как способность того или иного этноса к самоопределению, включая выбор формы политической организации государственного устройства. Данное направление толкует с этнических позиций все национальное законодательство. Более всего такой подход характерен для государств с несформировавшемся гражданским обществом.

Российская Федерация не определилась с пониманием национального суверенитета. Единственным документом, где можно обнаружить попытку разрешения назревшей проблемы, является преамбула к Конституции РФ 1993 г. Однако из преамбулы тоже сложно заключить что-либо определенное относительно официального понимания национального суверенитета в России. С одной стороны, Конституция принимается «многонациональным народом Российской Федерации»12, что говорит об общегражданском понимании национального суверенитета; с другой стороны, Конституция принимается «исходя из общепризнанных принципов…самоопределения народов»13 (самоопределение народов признается и в ст.5 Конституции РФ), что можно толковать как признание обладания государствообразующей функцией за множеством национальных субъектов, т.е. признание этнического начала суверенитета. Двойственная позиция в отношении сведения суверенитета к неотъемлемому атрибуту этнической общности была незамедлительно использована республиками в составе РФ.

Таким образом, проблема суверенитета является одной из ключевых проблем российского федерализма, в разрешении которой должны быть заинтересованы все субъекты осуществления суверенитета: и народ, и государство, и этнические группы.

1.2. Российская Федерация как конституционная федерация.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Данная проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становиться сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах, ярким примером которых является Российская Федерация14.

Норма ч.1 ст.5 Конституции РФ в развитие ст.1 Конституции РФ, установившей Федеративный характер государства, закрепляет состав Российской Федерации, виды ее субъектов, важнейшие элементы статуса субъектов РФ и основные принципы федеративного устройства государства.

В классическом понимании, федерация – сложное (союзное) государство, в котором союзная (федеральная) власть распространяется на всю территорию данного государства, а субъекты федерации участвуют в формировании, осуществлении этой власти и имеют значительную государственную самостоятельность в пределах Конституции15. Однако, помимо термина «федерация», существует более широкое понятие «федерализм». Федерализм – это принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и плюрализм государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях16.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государственное устройство России, его структура

    Реферат >> Государство и право
    Государственное устройство РФ Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Федеративное государство – это союз государственных ... обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан Государственное устройство – ...
  2. Федеральное устройство России

    Реферат >> Политология
    ... оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительства и функционирования ее ... , «унитарное государство». Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной ...
  3. Особенности государственного устройства Российской Федерации

    Реферат >> Финансы
    ... ожидать более серьезных реформ, внес в государственное устройство России мало нового. Федерализм вначале не ...
  4. Автономия в государственном устройстве теория и практика реализации в современном мире

    Реферат >> Государство и право
    ... страны и требовала выработанной формы государственного устройства России, которая способствовала решению этой ... теорией и международной практикой федерализма. Федеративное государственное устройство России, неотъемлемым элементом которого является автономия ...
  5. Понятия и принципы федеративного устройства России

    Реферат >> Государство и право
    ... Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ ... обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности. Российская Федерация - ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015270709991455