Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Человеческая мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна. Это прекрасно характеризует заинтересованность общества к ней и то з...полностью>>
Философия->Реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозны...полностью>>
Философия->Реферат
Суррогатное материнство – это та из проблем, что относится к числу не столько медицинских, сколько этических и правовых. И мнений здесь может быть мно...полностью>>
Философия->Реферат
Изучение объектов микромира в нашей жизни, как раньше, так и в настоящее время, играют не маловажную роль. С давних пор людей интересовали вопросы, на...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гносеология 154


1.предмет философии. Структура философского знания.

В порядке рабочего определения можно сказать, что философия есть наука о методах и путях познания окружающего нас мира, о его сущности и месте человека в нем, о наиболее общих законах взаимосвязи и развития природы, общества и человеческого мышления.

Разумеется,это одно из десятков определений философии. Такое изобилие определений вряд ли может быть объяснено лишь субъективизмом их авторов. Главную же причину подобной познавательной ситуации можно понять только с учетом чрезвычайной сложности самого предмета, исследуемого философией. Если к этому добавить ту существенную эволюцию, которую претерпел предмет философии за тысячелетия ее функционирования, и невозможность общезначимости философских знаний в связи с социокультурными, идеологическими и иными различиями в типах философствования, то картина станет совершенно ясной.

Предмет философии-это всё сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют следующие единицы: гносеология, онтология, аксиология, методология. Ответ на деятельностный вопрос породил соответствующий компонент-«философия философии», или метафилософией, которая представляет собой суждения и умозаключения философии о самой себе, о своем смысле и предназначении.

2. философия и наука. Основные функции философии.

Философия зарождалась независимо друг от друга почти одновременно в Китае, Индии и а Западе (между 800 и 200 годами до н.э.). в это время в Китае жили и творили Конфуций и Лао-цзы, в Индии возникли Упанишады, жил будда. В совокупности мыслителями этих двух стран были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида Гераклида, платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

Таким образом, уже тогда, на заре цивилизации появилась настоятельная общественная потребность в научных знаниях об окружающем нас природном и социальном мире и месте человека в нем.

Наука изначально могла возникнуть только в нерасчлененном виде, без деления, скажем, на физику, химию, биологию и т.д., не говоря уже о более дробной дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в сущность вещей было довольно поверхностным. В этих исторических условиях наука включала в себя всю совокупность знаний о мире. Наука и философия были до того слиты, что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной философией в себя всей совокупности научных знаний. Но с самого начала возникновения науки начал действовать и один из основных законов ее развития- закон дифференциации научных знаний. Результатом является последовательное выделение все новых, относительно самостоятельных отраслей научного знания, в том числе сужение предмета философии. Чем дальше шло отделение отдельных научных отраслей, тем полезней для общества становилась философия, т.к. приобретала свое собственное лицо, свой собственный, не совпадающий с другими науками предмет исследования.

Функции философии:

1.мировоззренцеская.( связана с понятийным определением мира.) .в порядке рабочего определения можно сказать, что мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем.мировоззрение индивида может быть сформировано в результате научного образования либо сформироваться стихийно под воздействием социального окружения. Философия представляет собой лишь ядро мировоззрения, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания.

2. методологическая.( философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности) .Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Эти принципы могут быть различны. Например, можно подойти к одному и тому же изучаемому явлению как к развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному. В зависимости от этого и результаты исследования, и практические выводы из него будут существенно различаться. В истории философии прослеживаются два основных метода- диалектика и метафизика.

  • Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

  • Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к качественным.

  • Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

  • Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика переносит этот источник вне исследуемого предмета.

3. гуманистическая. Направлена на воспитание личности в духе гуманизма, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Философия началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым афоризмом о человеке как мере всех вещей. Сократ и платон, философы эпохи возрождения, ф.бэкон и гоббс, французские материалисты 18в, маркс и энгельс – все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего существа. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическое первоначало человека, то ли его зависимость от социальной среды. Кант в «критике чистого разума» сформулировал три вопроса, исчерпывающих проблему «человек и окружающий мир»:

  • Что я могу знать?

  • Что я должен делать?

  • На что я могу надеяться?

4. общекультурная. Эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с ее этой функцией происходило обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Цицерон заявлял «культура духа есть философия. Философия сегодня является важнейшим элементом духовной культуры человечества. Интегративная роль-философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. Но философия также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения.

5. прогностическая. Формирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

6.критическая. распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию.

7.Аксиологическая. любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей.

3.4. философия и мировоззрение.

Мировоззрение- целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение вселенной, земли и человека, объяснение природных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм.

Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.

Помимо мировоззренческих, религия имеет ряд иных функций6 объединительную (консолидирует общество вокруг идей), культурологическую (способствует распространению определенной культуры), нравственно-воспитательную (распространяет в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости).

Философия-особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании ( а не на вере либо вымысле), рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия-это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный характер.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм.

Космоцентризм- философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил- космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была характерна для древней индии, китая, иных стран востока, а также древней греции).

Теоцентризм-тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы-Бога ( в средневековой европе)

Антропоцентризм- тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека ( европа эпохи возрождения, нового времени, новейшего времени, современные философские школы).

Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. Для того, чтобы наглядно изобразить ее различные элементы, мы воспользуемся образом объемной фигуры - куба. Как, поворачивая куб, можно видеть его разные стороны, так и, обозревая мировоззрение, можно выделять в нем разные, но связанные друг с другом аспекты. Разумеется, само мировоззрение не обладает какой-либо геометрической формой. Это не более чем удобный дидактический прием.
       Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. (правая грань куба). Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения (они изображены на передней грани куба) Основной структурообразующий элемент мировоззрения - "проклятые" вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни.

       Среди них выделяются вопросы:

       - "О сущем" (что значить существовать и быть действительным или реальным);

       - "О должном" (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является "антиценностью"; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

       -"О реализации должного в сущем" (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями)

       Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросы. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы. Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.
       Мировоззренческие взгляды и убеждения не являются сухими теоретическими конструкциями, чисто "знаниевыми" образованиями. Они не только высказываются в виде абстрактных теоретических положений, но и выражаются в наглядных образах, символах, знаках. Человек фиксирует свое отношение к миру в понятиях и образах и одновременно эмоционально переживает его. Соответственно, в каждом феномене мировоззрения присутствуют основные уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание (верхняя грань куба).        Людям по-разному удается продвинуться на этих уровнях мировоззрения. Кто-то застывает на уровне образного мировосприятия, кто-то двигается дальше, в сторону миропонимания. Что касается философии, то она стремится развивать прежде всего понятийный или теоретический уровень мировоззрения. Хотя ни одному из философов не удается избежать ни образности, ни эмоциональности.

      

5. миф как историческая форма выражения мировоззрения. Основные функции мифа.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Философии (12)

    Шпаргалка >> Философия
    на экзаменационные вопросы по ФИЛОСОФИИ по книге А.В. Барковской и Е.В. Хомич«Философия. Ответы на ... развития (традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное). Философия по Конту может быть сохранена только ...
  2. Шпаргалка по Философии (26)

    Шпаргалка >> Философия
    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия, ее предмет и метод, функции в ... работ ни по богословию, ни по философии. Их произведения - по крайней мере ... следует признать первым философом как по времени, так и по величине. Недаром ...
  3. Шпаргалка по Философии (29)

    Шпаргалка >> Философия
    ... рассматриваться в качестве человекообразующего фактора. По мнению немецкого философа-культуролога Эрнста Кассиера, человек ... беседы о современном значении философии»). Философия в России – достаточно позднее явление. По времени ее возникновения ...
  4. Шпаргалка по Философии (18)

    Шпаргалка >> Философия
    ... вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия ... истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого ...
  5. Шпаргалка по Философии (8)

    Шпаргалка >> Философия
    ... "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений ... и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из ... прояснению, т.н. псевдопроблемы. По их мнению, философия вообще не имеет предмета ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019547939300537