Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Социальная работа — одна из самых гуманных профессий на свете. Врач лечит наши телесные недуги и следит за здоровьем, психолог и психотерапевт лечат н...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Социальная работа с молодежью, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в...полностью>>
Социология->Контрольная работа
С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным сло...полностью>>
Социология->Реферат
В настоящее время реклама является неотъемлемой частью жизни современного общества. Она ежедневно оказывает влияние на большинство населения, так как ...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по­жилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци­альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

В конце XX века в России в условиях экономи­ческого кризиса, безработицы, резкого изменения ха­рактера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опас­ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в сис­теме высшего образования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность — социальные науки.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии развития социального образова­ния вопрос о специализациях является приоритетным.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро­сов социальной работы — вопрос о принципах и фор­мах работы специалистов в области социальной работы.

Данное исследование посвящено экономико – правовой и социальной методики работы социальных педагогов.

Отсюда и цель нашей работы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов в Российской Федерации.

Объект исследования: особенности работы социального педагога.

Предмет исследования: экономико – правовая система процесса работы социального педагога в России.

Задачи исследования:

- обобщить научную литературу по теме социальной работе

- выявить систему ;

-обосновать пути решения проблемы успешной работы социальных педагогов.

В данной работе мы применили следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение источников по данной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Система подготовки социальных работников в России

1.1.Социальная работа как учебная дисциплина

Как отдельное направление общественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельности социальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].

12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);

активационная (содействие активизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением; необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);

организаторская (координация деятельности различных го­сударственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Должность специалиста по социальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи[12,78].

В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых ди­намично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной по­мощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помо­щи населению и экстренной психологической помощи по телефо­ну, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилита­ционных центров для детей и подростков с ограниченными воз­можностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся не­сколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].

В стадии решения находится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохране­ния, пенитенциарной системы, что соответствует мировой прак­тике.

Правовой основой деятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проект кото­рого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].

В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Гос­комобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «со­циальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обу­чения с присвоением квалификации «социальный работник»[12,69].

Учебный план включает общегуманитарные дисциплины (фи­лософия, политология, теория и история мировой и отечествен­ной культуры, основы экономической теории и др.) и дисципли­ны, непосредственно связанные со специальностью: теория и ме­тодика социальной работы (методологические основы социальной работы; содержание, направление, методы и технология социаль­ной работы; организация социальной работы; практическая пси­хология в социальной работе; медико-социальные аспекты соци­альной работы), социология (общая социология; общая социаль­ная технология; социология семьи), психология (введение в пси­хологию; дифференциальная психология; возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальная педагогика; об­щая педагогика для социальных работников; семейная педагоги­ка), правоведение (теория государства и права; гражданское пра­во; семейное право; жилищное право; трудовое право; право со­циального обеспечения; уголовное право и криминалистика), ме­дико-социальные основы здоровья (организация здравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная про­блема; основы здорового образа жизни с вопросами профилакти­ки наркомании, защиты ребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенности организма челове­ка, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение в педиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение в геронтологию; вопросы эпидемиологии и про­филактики инфекционных заболеваний[4,12].

На период утверждения учебного плана по специальности «со­циальная работа» предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в тру­довых коллективах; медико-социальная помощь населению; соци­альная работа с семьями и детьми группы риска; социальная рабо­та с молодежью. Силами временного научного коллектива под ру­ководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше ста программ по дисциплинам базового курса и специализаций.

С сентября-декабря 1991 г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовке кадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количество высших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и пере­подготовку, приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обучения началась в Амурском, Башкирском, Ива­новском, Северо-Осетинском, Удмуртском государственных уни­верситетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институ­те, Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов. Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].

Решен принципиально важный вопрос о переходе на подго­товку по социальной работе на трех уровнях высшего профессио­нального образования. Утверждены в качестве государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо­вания «Требования к обязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки бакалавра по направлению 521100 — "социальная работа"»[4,7].

Современное видение социальной работы как профессиональ­ной деятельности потребовало внесения в учебный план сущест­венных изменений. Новый проект включает дисциплины по четы­рем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культуро­логия, политология и др.), общие математические и естественно­научные дисциплины (математика, информатика и вычислитель­ная техника, концепции современного естествознания и др.), об­щепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в Рос­сии, социальная работа за рубежом, психология, практическая пси­хология и психодиагностика, конфликтология, общая и социаль­ная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социоло­гия, социальное право, этика социальной работы, экономика со­циальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специаль­ности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студен­тов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формы и методы работы социального педагога по профилактике агрессии и жестоколсти детей младшего

    Реферат >> Педагогика
    ... ] Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы социального педагога по профилактики жестокости и агрессивности у детей ... явления. Сущность это подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, ...
  2. Работа социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах

    Дипломная работа >> Социология
    ... о системе методов социальной педагогики ... работы: социально-экономические; организационные; психолого-педагогические 22. Социально-экономические методыработы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога ...
  3. Работа социального педагога с семьей

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... 1.2 Цели и задачи социального педагога в семье. Глава2.Работа социального педагога. 2.1 Методы и формы работы социального педагога с семьей. 2.2 Методы работы социального педагога с родителями. 2.3 Методы работы социального педагога с детьми. 4.Заключение ...
  4. Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида

    Реферат >> Педагогика
    ... 1.2. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей-инвалидов………………………………………………………………………...13 1.3. Формы и методы работы социального педагога с ... [15, c. 156] 1.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида. В конце XX ...
  5. Методы и формы работы социального педагога в органах социальной защиты

    Реферат >> Социология
    ... элементы .… 5 1.2.Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения ………….…………………………………………………………... 8 1.3.Классификации и назначения методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты по ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017869472503662