Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Особенность рыночной экономики, проявляющаяся в склон­ности к повторению экономических явлений, была замечена еще в первой половине XIX в. Изучая прич...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Человек всегда использовал природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет воз...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Вступая в XXI столетие, необходимо обратить внимание на те проблемы и тенденции общественного развития, которые требуют изменения сложившихся стереоти...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Данная тема очень актуальна. Экономические интересы представляют собой неотъемлемое звено внутреннего механизма развития, специфические движущие силы ...полностью>>

Главная > Закон >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

При сложившейся рыночной ситуации данной цене соответствует определенная величина спроса, равная определенному количеству данного товара. Чем выше цена данного товара, тем меньше число тех, кто готов его купить, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей. Такая зависимость между ценой товара и количеством купленного товара изображается в виде графика: по горизонтали показывают количество товара Q, а по вертикали — цену Р. Соединив полученные точки, получим линию DD (Д — от слова demand — спрос), которая называется кривой спроса.

Из графика видно, что между ценой и количеством покупок товара существует обратная (или отрицательная) зависимость, которую можно выразить математически:

где Qд — величина (объем) спроса на данный товар;

— знак "дельта" — всякое изменение: как возрастание, так и уменьшение.

Кривая спроса DD показывает, какое количество товара (Q) готовы купить покупатели в конкретный период времени при каждом данном уровне цен и при неизменных прочих факторах.

Обратную зависимость между ценой и количеством купленного товара в течение конкретного периода времени экономисты назвали законом спроса.

Вместе с тем бывают случаи, когда закон спроса не действует, а именно:

— при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

— для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и др.), выступающих средством вложения денег;

— при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие сопряженные товары. Скажем, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не ведет к росту спроса на него.

Необходимо различать изменение величины (объема) спроса и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара, сам спрос в этом случае остается неизменным, то есть происходит как бы «скольжение» величин спроса с одной точки на другую по неизменной кривой спроса. Изменение самого спроса (характера спроса) происходит тогда, когда начинают действовать факторы, прежде считавшиеся постоянными. Это видно из графика.

При изменении цены с Р1, до Р2, когда все факторы, кроме цены, неизменны, движение осуществляется вверх по кривой спроса, уменьшая количество приобретаемого товара с Q1, до Q2 (перемещение из точки А в точку В и т.д.).

Предположим теперь, что изменится значение одного из прочих факторов спроса, например, доход потребителя. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать большая величина спроса. Следовательно, произойдет смещение кривой спроса вправо из положения DD в положение D2D2. Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево, в положение D1D1. В этом случае говорят об изменении спроса. Таким образом, термином «спрос» описывается вся линия спроса, а термином «величина спроса» — отдельная точка на линии спроса.

На смещение кривой спроса, т. е. на изменение спроса, влияет множество факторов, которые называются неценовыми. К ним относятся:

1. Денежные доходы потребителей. Как уже было сказано, при повышении доходов спрос на большинство товаров растет.

2. Вкусы и предпочтения потребителей. Так, пропаганда здорового образа жизни снижает спрос на алкогольную и табачную продукцию и повышает — на велосипеды и туристическое снаряжение.

3. Число потребителей или масштабы рынка. Уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот. Сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает рост на медицинские услуги.

4. Цены на сопряженные товары. Например, повышение цены на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили.

5. Перспективные ожидания повышения или снижения цен.

Различают индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и совокупный (рыночный) спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Связь рыночного спроса с индивидуальным выявляется в следующей закономерности: рыночный спрос при каждом значении цены равен сумме спросов отдельных покупателей при этом же самом значении цены.

3.) Предложение и его функции. Закон предложения и кривая предложения.

Теперь рассмотрим предложение. Хотя в рыночной экономике спрос определяет предложение, это вовсе не значит, что предложение менее значимо, чем спрос. Его изучение также необходимо для правильного понимания и решения проблем, встающих перед предпринимателями и менеджерами. Как разработать план деятельности фирмы на будущее, чтобы она приносила максимальную прибыль? Что выгоднее: продолжить производство продукции или пора остановить предприятие? От решения этих вопросов зависит судьба предпринимательства и экономики в целом. Что же такое предложение? Это — желание и способность продавцов (производителей) предоставлять товары для продажи на рынке по определенной цене, то есть предложение — это не вообще произведенные блага, а только те из них, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей.

Характеристика предложения во многом аналогична характеристике спроса. Как из спроса отдельных покупателей формируется рыночный спрос, так из предложений отдельных продавцов возникает совокупное (рыночное) предложение. Для определения рыночного предложения необходимо сложить объемы предлагаемого отдельными продавцами товара при каждой возможной цене.

Здесь, как и в случае спроса, определяющим стимулом являются цены. Но если для увеличения спроса в качестве стимула выступает снижение цен, то для предложения — их рост.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения. Он также характеризует связь количества предлагаемого товара с ценой. Однако если зависимость между ценой и объемом спроса обратная, то между ценой и объемом предложения — прямая. Суть закона предложения сводится к следующему: количество предлагаемого товара находится в прямой зависимости от направления уровня цен в течение конкретного периода времени.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца сделать этот товар доступным, произвести его, предложить на продажу. Другими словами, по мере роста цен производители, заинтересованные в получении большей прибыли, будут направлять больше ресурсов на создание конкретного товара или услуги. И, напротив, по мере снижения цен производители будут предлагать к продаже меньшее количество товаров. В странах с развитой рыночной экономикой (чего пока нельзя сказать в полной мере о России) в соответствии с законом предложения рост цен стимулирует производство товаров и увеличивает их предложение. Это, в свою очередь, создает возможность для дальнейшего снижения цен на эти товары.

Выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке, графически можно изобразить в виде кривой предложения S (от англ. supply). Она показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях.

Предложение, как и спрос, рассматривается в экономике с количественных и качественных позиций. Количественная характеристика предложения выражается понятием «величина (объем) предложения», а качественная — «предложение». На графике точки А, В, С указывают на количество данного товара, которое производители (продавцы) хотят и могут предложить на рынок в определенный период времени по конкретной цене, т. е. они характеризуют величину (объем) предложения.

Изменение величины предложения предполагает передвижение, «скольжение» с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причина такого передвижения кроется в изменении цены на данный товар. Закон предложения как раз и отражает влияние цены именно на величину предложения.

Теперь обратимся к характеристике самого предложения. Экономисты используют понятие «предложение» для обозначения всей кривой предложения, т. е. всей совокупности зависимости между количеством предлагаемых к продаже товаров и уровнем цены на эти товары. В данном случае речь идет о желании и способности продавцов предложить покупателям определенное количество товаров и услуг при разных значениях цены. Это качественная характеристика предложения. Изменения в самом предложении проявляются, как показано на рисунке, в сдвиге кривой предложения вправо (S2S2) или влево (S1S1) от исходной позиции. Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево — сокращение. Это происходит, если цена на товар остается фиксированной, а «срабатывают» неценовые факторы. Основными из них являются: а) уровень технологии и организации производства; б) цены используемых ресурсов; в) налоги и субсидии; г) число производителей; д) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; е) перспективные ожидания продавцов и др. Все эти факторы оказывают воздействие на издержки производства. Например, новая технология, как правило, удешевляет ресурсы и, соответственно, снижает издержки производства. Следовательно, появляется возможность расширять предложение товаров и услуг. Налоги и субсидии могут стимулировать предложение либо, наоборот, сокращать его, при этом их воздействие носит различный характер. Повышение налогов уменьшает предложение, в то время как субсидии, напротив, при своем увеличении заинтересовывают производителя в большем объеме производства и предложения.

Зависимость величины предложения от цены, ее определяющей, и есть функция предложения от цены. Поэтому закон предложения можно выразить как функциональную зависимость формулой:

QS = f (P),

где QS — объем предложения товара в единицу времени;

Р — цена товара.

Но это частный случай более общей функции предложения. Зависимость предложения от всех факторов, включая, естественно, и цену данного товара, выражается как функция предложения:

S = f (P, Pа, Pв, ...T, G, К,...),

где S — предложение данного товара;

Р, Ра, Рв, ... — цена данного и всех других товаров (в том числе ресурсов для производства данного товара);

Т — уровень технологии;

G — влияние государства;

К — природно-климатические условия.

Таким образом, можно утверждать, что предложение выражает его функциональную зависимость от многочисленных факторов (качественная характеристика), тогда как величина предложения — это количественная определенность. Объем предложения изменяется под влиянием изменения цены на товар; характер предложения изменяется тогда, когда изменяются факторы, прежде выступавшие постоянными.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Рыночный механизм и его элементы (3)

    Реферат >> Экономика
    19 РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. КОНКУРЕНЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 4 3. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 9 4. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ...
  2. Рыночный механизм и его элементы (5)

    Реферат >> Экономика
    ... «Экономика» на тему: «Рыночный механизм и его элементы» Выполнил студент: ________________ ( ... Конкуренция и монополия в рыночном механизме. 2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма……………….….9 2.2 Взаимодействие монополии и рыночного механизма ...
  3. Рыночный механизм и его элементы (2)

    Реферат >> Экономика
    П.Г. Ермишин. Основы экономической теории Рыночный механизм и его элементы Рынок можно рассматривать по географическому ... - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны ...
  4. Рыночный механизм и его элементы (4)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является кон­куренция. Однако внутри самой рыночной системы происхо­дят ...
  5. Рыночный механизм и его функции

    Реферат >> Экономика
    Рыночный механизм и его функции План. Введение I. Рыночный механизм и его ... Конкуренция и монополия в рыночном механизме. Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма Взаимодействие монополии рыночного механизма III. Новое в развитии рыночного механизма ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019490718841553