Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Курсовая работа
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Постепенно экономика сформировалась как вполне точная наука, требовавшая четких взаимоувязанных определений сущности экономических процессов. Как и вс...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
В рыночной экономике заработная плата выражает непосредственный интерес: наемных работников, работодателей и государ­ства. Интерес государства заключа...полностью>>
Экономическая теория->Закон
Важнейшим фактором развития рыночной экономики субъектов Российской Федерации является использование прогрессивных интеграционных процессов путем разв...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Государственный бюджет как основное звено финансовой сина тему: системы

Студентка

ФФБД, 2 курс, ДФУ-2 _____________ А.В. Годун

Руководитель

доктор экон. наук, доцент _____________ Н.И. Базылев

МИНСК 2009

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31 с., 1 рисунок, 2 таблицы, 19 источников, 1 приложение.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ, ПРОФИЦИТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, НАЛОГИ, ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БЮДЖНТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ.

Объектом является бюджетная система, предметом – бюджет государства.

Цель работы – анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

А.В. Годун __________________

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...4

1 Понятие государственного бюджета и его составляющие……..6

1.1 Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения………………………………………………..6

1.2 Состав и структура государственного бюджета……………..10

2 Государственный бюджет Республики Беларусь………………............16

2.1 Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь…………………16

2.2 Бюджетный дефицит в Республике Беларусь…………………………22

2.3 Проектирование бюджета на современном этапе………….....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28

Список использованных источников……………………………….29

Приложение А. Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы…………………………………..................................30

ВВЕДЕНИЕ

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Содержание бюджета Республики Беларусь на 2009 г. показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам. Также использовалась литература, посвященная этому вопросу и видения путей его развития. В частности были использованы и проанализированы работы Сэмуэльсона и Нордхауса, Сорокиной, Дорнбуша и Фишера, Ковалевой, и других авторов, чьи работы затрагивают вопрос о составе и механизме функционирования государственного бюджета.

Тема работы широко освещена в литературе и в периодических изданиях, но разные авторы рассматривают актуальные проблемы с разных точек зрения. В учебном пособии «Государственный бюджет» под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

В «Основах теории финансов» под редакцией Л.А. Дробозиной бюджет рассматривается как основной централизованный фонд денежных средств.

Наиболее точным определением бюджета является приведенное Т.В.Сорокиной в книге «Бюджетный процесс Республики Беларусь»: бюджет – это совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.

Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в разделе «Основные термины и определения» представляет бюджет как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц ...".

Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.

1. Понятие государственного бюджета и его составляющие

1.1 Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми то­варно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство произво­дит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в своей финансовой деятельности составляет смету доходов и расходов на определенный период. Организационная деятельность государ­ства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджет­ного фонда и осуществления государственных расходов.

Процесс трансформации бюджета в фи­нансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств. [15, с.57]

На начальных этапах своего развития государство имело возможнос­ти значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контри­буций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Од­нако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных от­ношений, а вслед за ними и государственных институтов, расширяют­ся функции государства. Государство начинает осуществлять созидатель­ные функции: стоить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, на­логами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают со­ставляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государст­венного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в кон­це XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.

Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономичес­кой категории, а также выражает совокупность определенных экономи­ческих отношений.

Государственный бюджет как экономическая категория представля­ет собой совокупность экономических отношений по поводу формиро­вания и использования государственного централизованного фонда де­нежных средств. Экономические отношения - главный сущностный при­знак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. Бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак бюджета - его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, програм­ма государственного развития. Материальное воплощение бюджет обре­тает в реальном процессе поступления и использования централизован­ного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкрет­ная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внеш­него развития, национальных особенностей и др. [15, с.59]

Бюджетные отношения характеризуются многообрази­ем, поскольку опосредуют разные направления распреде­лительного процесса (между секторами экономики, сфера­ми общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). Формы бюджетных отношений зависят от методов ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граж­дан, а также задач, решаемых государством на каждом эта­пе исторического развития.

Объективный характер бюджетных отношений обус­ловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального до­хода, необходимая для расширенного воспроизводства на нужды всего общества, удовлетворения социально-куль­турных потребностей граждан, решения задач обороны страны, возмещения общих издержек государственного управления. Бюджетные отношения — это органичная часть экономической структуры общества, их функционирова­ние объективно предопределено необходимостью матери­ально-финансовой базы для осуществления государством его функций.

Бюджетные отношения в процессе функционирования материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централи­зации финансовых ресурсов в руках государства и определяется такими факторами, как: уровень развития экономи­ки; методы хозяйствования на предприятиях; решаемые обществом экономические и социальные задачи; масштабы намечаемых структурных изменений в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.[ 12, с. 89]



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы

    Реферат >> Финансы
    ... работы можно сказать, что государственный бюджет – это главное звено финансовый системы, основной финансовый план образования, распределения и использования ...
  2. Финансовая система сущность, структура и функции

    Курсовая работа >> Финансы
    ... экономических форм в виде доходов и расходов.8 Государственный бюджет как основное звено финансовой системы Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ...
  3. Государственный бюджет, как звено финансовой системы

    Реферат >> Экономика
    ... состояния государственного бюджета РФ, как звена финансовой системы В данной части курсовой работы мною будут сформулированы основные результаты ...
  4. Государственный бюджет (16)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... в Республике Беларусь. ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 1.1 Сущность и содержание государственного бюджета Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет ...
  5. Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016310214996338