Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Контрольная работа
Понятие «глобализация» введено в научный оборот совсем недавно Считается, что впервые оно было использовано в научной публикации в 1983 г Происхождени...полностью>>
Социология->Реферат
Проблема социальной инфраструктуры весьма важна и уникальна для социологии жизни Никакое общественное сознание, никакая деятельность человека, социаль...полностью>>
Социология->Курсовая работа
При исследовании спектра функций, осуществляемых городом, выявляются радикальные сдвиги, вызванные изменением типа хозяйства Промышленная революция пр...полностью>>
Социология->Реферат
Задовго до XIX століття учені замислювалися над природою відносин між людьми, над важкою долею більшості людей, над проблемою пригноблюваних і пригноб...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Балаковский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Психологические особенности молодости

Фамилия студента

Сонников

Имя студента

Артём

Отчество студента

Дмитриевич

№ контракта

14700070701105

Содержание

Введение

1 Молодость как период развития в онтогенезе

1.1 Общие положения о развитии в молодости

1.2 Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей

2 Молодёжь в социальной жизни

2.1 Психологические и социальные проблемы в молодости

2.2 Молодёжь как социально-психологическая группа

Заключение

Глоссарий

Список используемой литературы

Приложение А

Введение

XX век часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычно основывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы.

С другой стороны, молодежь принято ругать за то, что она олицетворяет собой непочтительность, заносчивость, самодовольное невежество, порицающее все, и что она многого не понимает и не принимает. Этот возраст принято считать, взбалмошным, бурным, беспощадным и даже развратным.

Именно в молодости люди чаще всего вступают в брак, очень большая часть которых в скором времени распадается, после чего остаётся масса взаимных обид и претензий.

Любопытно, что самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а именно: 1) как своеобразный «аванс» жизни на будущее; 2) как право на ошибки; 3)как возраст разрешенного недомыслия; и отсюда, как следствие, заниженность у ряда представителей этого возраста требований к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более — нежелание принимать ответственность за других (например, за сексуального партнера и детей).

Эти чисто эмоциональные оценки не стоило бы и упоминать, если бы в них не раскрывалась одна примечательная особенность молодости — ее противоречивость, ее переходный, «временный» характер, характер «ожидания взрослости».

Как объект научного исследования молодежь выступает довольно своеобразно. Масса психологических данных, полученных психологией о закономерностях психических процессов человека, добыта в основном на «испытуемых» из разряда молодых людей, которые легче и охотнее всего идут на эту роль. Поэтому, когда мы говорим о взрослых «стандартах» и «нормах» в психологических экспериментах, речь чаще всего идет о выборке лиц от 18—20 до 30 лет.

Объект исследования – молодость как период развития в онтогенезе.

Предмет – психологические особенности молодости.

Цель – изучение психологических особенностей молодости.

Задачи:

  • Изучить психологическую литературу по данной теме.

  • Проанализировать молодость как период развития в онтогенезе.

  • Раскрыть психологические особенности молодости.

1 Молодость как период развития в онтогенезе

    1. Общие положения о развитии в молодости

Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках развития. Так, В. Квин1: 18 40 лет; Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20 40 лет).

Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20 23 года) примерно до 30 лет, когда век «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых).

Условно определяя молодость в пределах от 20 23 лет и до 30, надо иметь в виду, «...что "молодежь" не столько возрастное понятие, пишет И.В. БестужевЛада, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей разного возраста.

Здесь основным критерием часто служит понятие: «начинающий». «Молодой ученый», «Молодой работник», «Молодой поэт» И т. д.

Молодость для большинства молодых людей и студенческая пора.

Молодость это и самоопределение и начало профессиональной деятельности.

Молодость это и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.

Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития:

  • оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-25 лет (Е.Ф. Рыбалко2);

  • средний возраст олимпийских чемпионов среди женщин 23,6 лет, для мужчин 25,3 года; · активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев3);

  • в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристика ми взрослости.

В молодости может сохраняться гетерохронность развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. Если Л.С. Выготский 4отмечал, что в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального, то Б.Г. Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости чело века как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком-то направлении.

Одни авторы считают, что развитие когнитивной сферы индивида прекращается на рубе же 18-20 лет, в последующие годы происходит снижение интеллектуальных показателей. Другие доказывают, что в период молодости, ранней взрослости когнитивное развитие продолжается.

Динамика и направление развития Когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. И динамика развития когнитивной сферы человека при достижении молодости (ранней взрослости) в значительной степени имеет индивидуальноситуативную обусловленность. С. Пако считает, что в этом процессе участвуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится одаренность индивида. У более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одарённых. Внешние факторы это социально-экономические и культурные условия. После школы образование носит не столько обязательную, сколько личностную обусловленность. Большую роль играет самообразование и самореализация. И развитие когнитивной сферы связано с развитием и формированием личности.

Начало молодости воспринимается как положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты. Строительство семьи стремление женщин, хотя они в не меньшей степени, чем мужчины, устремлены и на карьерные цели.

Развитие молодого человека (по В. Окум) в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я:

  • Я как индивидуум

  • Я как член семьи

  • Я как работник

В молодости человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен, поэтому прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи.

Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в интеллектуальном и физическом труде. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают своё дальнейшее развитие и творческое совершенствование (М.В. Гамезо)

Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости, подчеркивает А.В. Толстых5, состоит в реализации возможностей саморазвития человека.

Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Как отмечал Б.Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. В связи с этим необходимо ознакомиться с понятием аномия. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие, как ценностно-нормативный вакуум (своего рода отсутствие норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Аномия порождает циничное и безответственное отношение молодежи к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подрастающего поколения, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психологические особенности учения взрослых

    Контрольная работа >> Психология
    ... к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости. Отставание психологического возраста может иметь место в случае ... психологами, - кризис ухода на пенсию. 2. Психологические особенности учения взрослых Изменения в общественной жизни ...
  2. Психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях

    Реферат >> Психология
    ... молодежных объединений в России; исследовать психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях. ... характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как ...
  3. Психологические особенности адаптации работников

    Реферат >> Психология
    ... в труде. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально- психологических особенностей трудовой организации (коллектива ... данные, наклонности, социальные, психологические и физиологические проявления молодого человека. Для управления ...
  4. Психологические особенности процесса адаптации студентов к учебе в высшем учебном заведении

    Реферат >> Психология
    ... адаптации студентов к учебе в ВУЗЕ, и выявление психологических особенностей отмеченного процесса|. В соответствии с целью исследования ... культурно разрешительной деятельности осуществляется адаптация молодые к определенным нормам, показателями которых ...
  5. Психологические особенности обслуживания гостей в средствах размещения

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... размещения. Предмет исследования – психологические особенности обслуживания гостей. Цель исследования ... виду испытательный срок, ротация молодых кадров по подразделениям фирмы, ... целях практикуется непродолжительное подключение молодых работников к работе ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017309188842773