Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
В современной жизни конфликт, к сожалению, является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, а соответственно частью нашей жизни По...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Одной из предпосылок к изучению тенденции личности к конфликтному взаимодействию выступает усложнение системы связей личности с окружающей ее предметн...полностью>>
Психология->Реферат
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать Как и у многих понятий, в те...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Исследователи этого направления опираются на открытую Чарльзом Дарвиным (1809-1882гг) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной а...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В структуре когнитивных процессов наиболее значимы следующие связи: восприятие пространственных признаков - опосредованное запоминание (г=0,645, р<0,000), восприятие времени - распределение внимания (г=0,493, р<0,009), избирательность внимания — опосредованное запоминание (г=0,528, р<0,005), переключение внимания - невербальная память (г=0,542, р<0,003).

Наиболее значимые внешние связи: избирательность < внимания - мышечный тонус (г=0,597, р<0,001), избирательность внимания - окраска кожных покровов (г=0,623, р<0,001), избирательность внимания — состояние слизистой оболочки рта (г=0,552, р<0,003), избирательность внимания — импульсивность-размеренность поведения (г=0,573, р<0,002), объем внимания — расслабленность-напряженность поведения (г=0,497, р<0,008).

Самый важный результат данного раздела следует из сопоставительного анализа организаций структур состояний, когнитивных процессов и внешних связей в "обычной" и "трудной" ситуациях. Сравнивая коэффициенты организаций интеркорреляционных связей по таблицам 8 и 12, можно заключить, что личностный смысл ситуации исследования влияет на организацию взаимодействия состояний и когнитивных процессов. В типичных состояниях средней и низкой интенсивности (начало и конец занятия) степень интеграции структур состояний и когнитивных процессов усиливается, в состояниях высокой интенсивности (середина занятия), напротив, снижается.

Одинаковую динамику показывает структурная организация когнитивных процессов в "обычной" и "трудной" ситуации: возрастание когерентности структуры процессов в диапазоне от состояний высокой интенсивности к состояниям низкой интенсивности (в "обычной" ситуации коэффициент организации принимает соответственно значения 5 — 1 — 13, в "трудной" ситуации 7-3 — 19). Следовательно, структурная организация когнитивных процессов является относительно инвариантной по отношению к влиянию личностного смысла (хотя наблюдается незначительное повышение интеграции структуры в "трудной" ситуации).

С учетом результатов, полученных в разделах 2.3 и 3.2.1 можно предположить, что структуры когнитивных процессов и психических состояний находятся в отношениях координации (относительной автономности и взаимного дополнения) [110, с. 16].

Обобщим результаты данного раздела в виде следующих выводов: 1. Основное отличие ситуаций исследования с доминированием процессуальной направленности и направленности на самоутверждение заключается в строении организующих связей. В случае процессуального личностного смысла (по сравнению со смыслом самоутверждения) усиливается взаимосвязь когнитивных процессов и состояний средней и низкой интенсивности. В то же время, снижается уровень интеграции с состояниями высокой интенсивности. Следовательно, функция личностного смысла заключается в организации взаимодействия между состояниями и когнитивными процессами.

  1. Сопоставительный анализ структурно-динамических характеристик взаимосвязи типичных состояний и когнитивных процессов в зависимости от смысловых особенностей ситуации позволил выявить инварианты взаимодействия. К ним относятся: структурная организация когнитивных процессов, основным свойством которой является возрастание когерентности структуры в диапазоне от состояний высокой интенсивности к состояниям низкой интенсивности; снижение продуктивности сосредоточенности внимания в середине и конце учебных занятий; более высокая вариация показателей когнитивных процессов по сравнению с состояниями. Кроме того, независимо от смысловых особенностей ситуации взаимодействие с психическими состояниями проходит через те когнитивные процессы, которые сохраняют свою продуктивность по сравнению с последующими этапами учебного занятия (либо статистически достоверно ее улучшают). Таким образом, основная линия взаимодействия между состояниями и когнитивными процессами проходит через наиболее "сильные" элементы.

  2. В случае доминирования процессуального смысла диагностическую ценность для изучения состояний высокой интенсивности представляют показатели сосредоточенности и устойчивости внимания, по отношению к состояниям низкой интенсивности — устойчивости, сосредоточенности и переключения внимания. Показатели продуктивности этих процессов статистически достоверно снижаются.

  3. В случае процессуальной направленности личностного смысла ведущими звеньями взаимодействия когнитивных процессов и типичных состояний являются: в начале занятия —устойчивость и сосредоточенность внимания, со стороны состояний физиологические процессы; в середине учебного занятия — вербальная память и объем внимания, переживания и поведение; в конце занятия - избирательность внимания, со стороны состояний — показатели физиологических процессов. Таким образом, выявлена специфика взаимодействия состояний и когнитивных процессов, обусловленная смысловыми особенностями ситуации исследования.

3.3 Эмпирическая модель взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

Эмпирическая модель взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов позволяет наглядно представить результаты проведенных исследований. Модель является функциональной, поскольку описывает влияние состояний и когнитивных процессов друг на друга. Следовательно, на ее основе можно разрабатывать способы регуляции состояний и когнитивных процессов.

В качестве теоретического основания используется концепция "многоуровневой системы регуляции жизнедеятельности" Г. Ш. Габдреевой. В системе выделяется пять уровней:

  • социально-психологический (регуляция межличностных отношений);

  • личностный (регуляция поведения личности);

  • уровень психических процессов (управление и регуляция деятельности);

  • уровень психических состояний (регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний);

  • уровень регуляции функциональных состояний.

Согласно данной концепции все уровни системы жизнедеятельности человека взаимосвязаны, изменение на любом из них неизбежно ведет к изменению всей системы в целом. Следовательно, осуществляя целенаправленную регуляцию одного из уровней, можно оптимизировать состояние всей системы [38].

По мнению автора, наиболее эффективным путем оптимизации системы жизнедеятельности субъекта является сфера управления психическими состояниями, которые в этом случае "приобретают функцию регулятора отношений, поведения, деятельности и даже функционального состояния организма" [там же, с.518]. Изменения в психические состояния можно вносить непосредственно прямым путем и опосредованно - через близкие уровни, благодаря их нисходящим и восходящим влияниям [там же].

В рассматриваемой концепции уровни регуляции когнитивных процессов и психических состояний являются соседними, что позволяет на основании проведенных нами эмпирических исследований описать характер нисходящих и восходящих влияний.

Концепция Г. Ш. Габдреевой позволяет упорядочить результаты проведенных эмпирических исследований и описать отношения состояний и когнитивных процессов в качестве составляющей системы регуляции жизнедеятельности субъекта.

Взаимосвязь психических состояний и когнитивных процессов. Согласно результатам исследования, повышение интенсивности состояний в ходе учебной деятельности увеличивает продуктивность когнитивных процессов. По-видимому, здесь проявляется эффект эмоциональной активации познавательных процессов [27, 29]. В свою очередь, увеличение продуктивности когнитивных процессов связано с ростом интенсивности состояний. Тем самым, один из способов активизации интенсивных положительных состояний студентов в ходе учебной деятельности может заключаться в создании условий для продуктивной умственной деятельности. В свою очередь, возникшие положительные состояния высокой интенсивности будут способствовать поддержанию продуктивности когнитивных процессов [185, 186].

Влияние на продуктивность когнитивных процессов можно оказывать через саморегуляцию состояний, направленную на достижение оптимального состояния. Выявление оптимальных состояний студентов в ходе учебной деятельности может являться перспективным направлением исследований отношений состояний и когнитивных процессов. Основным критерием оптимального состояния является максимальное проявление функции, включенной в выполняемую деятельность [67]. Например, в исследованиях познавательных процессов, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой, в структуре свойств внимания было выделено два основных фактора: объемный, связанный с выраженностью объема, устойчивости и концентрации внимания (сколько информации воспринимается и как долго она задерживается в поле сознания), и регулятивный, связанный со свойствами избирательности и переключения внимания (насколько управляемым является процесс переработки информации) [цит. по 173, с.64]. Оптимальными состояниями относительно этих факторов, в контексте данного исследования, будут являться состояния средней интенсивности в начале учебного занятия (в случае процессуальной направленности личностного смысла). Таким образом, достижение таких состояний как интерес (заинтересованность), любопытство, спокойствие и др. в начале учебных занятий может выступать в качестве одной из задач учебной деятельности студентов.

Наибольшую "чувствительность" во взаимодействии с психическими состояниями в ходе учебной деятельности показали процессы внимания (особенно сосредоточенность внимания), что выражается в росте их коэффициентов вариаций и статистически достоверном снижении продуктивности в состояниях высокой и низкой интенсивности. Это можно интерпретировать как нарушение процессов сознательного контроля над выполнением деятельности при отрицательных состояниях высокой и низкой интенсивности, а также как уменьшение количества перерабатываемой информации, снижение "пропускной способности" когнитивной системы [87, с.21]. Процессы сосредоточенности и устойчивости внимания могут иметь диагностическую ценность при изучении состояний в учебной деятельности.

Следует отметить, что выявленная в ходе исследования взаимосвязь характеристик интенсивности состояний и продуктивности внимания вполне закономерна, поскольку внимание традиционно соотносится с сознанием и представлениями об уровне бодрствования [136; 31, с.586]. Это отражено, например, в континууме активации Д. Линдсли, на основе которой создана классификация неравновесных состояний. Сосредоточенность; внимания снижается как при сильном эмоциональном возбуждении, так и при состояниях пониженной психической активности (сонливость). Сознание становится расплывчатым, соответственно внимание — диффузным и рассеянным [136, с.42]. Поскольку вниманию присуща организационная функция в отношении психической деятельности, то нарушение сосредоточенности (рассеянность) может являться показателем ее дезорганизации [43].

Влияние личностного смысла на взаимосвязь состояний и когнитивных процессов. Процессуальный смысл выполняет функцию организации взаимодействия между состояниями и когнитивными процессами, снижая их взаимозависимость в состояниях высокой интенсивности и усиливая ее в состояниях низкой и средней интенсивности. В количественном отношении процессуальный личностный смысл способствует снижению интенсивности состояний и повышению продуктивности когнитивных процессов, тем самым способствуя оптимальному взаимодействию.

На основании этих эмпирических результатов для оптимизации отношений состояний и когнитивных процессов можно предлагать приемы смысловой регуляции, направленные на создание и поддержание операциональной направленности личностного смысла в ситуациях учебной деятельности студентов. Действительно, по определению Д. А. Леонтьева: "Смысловая регуляция может рассматриваться как система психологических механизмов, обеспечивающих сообразность протекания деятельности интенциональной сфере ее субъекта" [89, с.148]. Смысловая регуляция играет главенствующую роль в системе внутренней регуляции конкретной деятельности и заключается, в том числе, в согласовании целей и мотивов деятельности. Эта форма регуляции определяет детерминацию отношений состояний и когнитивных процессов со стороны субъекта учебной деятельности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020110607147217