Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
В современной жизни конфликт, к сожалению, является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, а соответственно частью нашей жизни По...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Одной из предпосылок к изучению тенденции личности к конфликтному взаимодействию выступает усложнение системы связей личности с окружающей ее предметн...полностью>>
Психология->Реферат
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать Как и у многих понятий, в те...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Исследователи этого направления опираются на открытую Чарльзом Дарвиным (1809-1882гг) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной а...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 7 Статистический вес когнитивных процессов при взаимодействии с психическими состояниями

Значения весов

Когнитивные процессы

Начало

Середина

Конец

занятия

занятия

занятия

Объём внимания

0

3

0

Сосредоточенность

0

0

0

Избирательность

0

0

0

Распределение

2

9

0

Переключение

0

14

0

Устойчивость

1

8

0

Вербальная память

4

0

3

Память на числа

0

0

0

Опосредованное запоминание

0

0

0

Оперативная память

0

16

1

Восприятие пространства

0

1

1

Восприятие времени

0

3

0

Итого

7

54

5

В состояниях высокой интенсивности (середина занятия) статистически достоверно снижается сосредоточенность и повышается устойчивость внимания (см. приложение 3, таблица 3.3). Объяснить эту противоречивую тенденцию можно следующим образом. "Трудная" ситуация характеризуется доминированием состояния "эмоциональной напряженности" среди других состояний высокой интенсивности. Однако это состояние обладает флуктуирующим влиянием на протекание психических процессов испытуемых (в том числе познавательных), что выражается в безошибочном и быстром решении части заданий или некоторых тестов в отдельные периоды деятельности. Однако эти периоды носят фрагментарный и неустойчивый характер [102, с.67]. Результат этого специфического влияния может выражаться в разнонаправленной динамике показателей сосредоточенности и устойчивости внимания.

При состояниях низкой интенсивности (конец занятия), среди которых преобладает утомление, статистически достоверно снижается продуктивность сосредоточенности, избирательности и устойчивости внимания. Этот факт отражает взаимосвязь состояний низкой интенсивности и высокой нагрузки на внимание в ходе учебного занятия. Действительно, результаты эмпирических исследований умственного утомления показали, что данное состояние обусловлено неравномерным характером нагрузки на разные психические системы человека в процессе умственной деятельности. Наряду с сенсорными видами утомления можно выделить различные формы утомления, связанные с когнитивными процессами мышления, памяти, внимания и др. В когнитивной сфере выделяются своеобразные "слабые места", которые в наибольшей степени подвергаются утомлению. Вследствие этого утомление носит избирательный характер и связано с понижением продуктивности тех когнитивных процессов, которые наиболее загружены в ходе деятельности [140].

Интересным является факт повышения продуктивности распределения внимания на фоне состояний низкой интенсивности (конец занятия). Цо отношению к данному процессу состояния низкой интенсивности не являются отрицательными, поскольку способствуют его продуктивности. Можно предположить, что в ходе учебной деятельности происходит некоторое развитие распределения внимания. Это отражает известный факт, что способность к распределению внимания "весьма упражняема" [138, с.426]. В контексте данного исследования распределение внимания более подвержено упражнению, чем негативному влиянию состояний напряжения и утомления.

Подытожим результаты раздела с точки зрения самоорганизации неравновесных состояний и когнитивных процессов.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют заключить, что взаимодействие между состояниями и когнитивными процессами подчиняется определенным закономерностям, которые качественно различны для состояний разной интенсивности.

В начале занятия структуры внешних связей и когнитивных процессов сопоставимы по степени интеграции. В середине занятия преобладают отрицательные состояния высокой интенсивности, происходит дезинтеграция связей в структуре когнитивных процессов с одновременной интеграцией различных когнитивных процессов в структуру состояний, при этом возрастает устойчивость связей и частота коррелирования. Как следствие, структура внешних связей по степени интеграции значительно превосходит структуру когнитивных процессов, что сопровождается возрастанием неустойчивости последних и снижением сосредоточенности внимания. В конце занятия доминируют отрицательные состояния низкой интенсивности, при этом устойчивые связи между когнитивными процессами и состояниями, характерные для предыдущего этапа, распадаются. В то же время усиливаются процессы интеграции в структуре когнитивных процессов, снижаются показатели избирательности и устойчивости внимания. Коэффициент организации когнитивной подсистемы (см. таблицу 8) превышает соответствующий показатель для системы внешних связей (показатель организации вычислялся как сумма баллов по всем статистически значимым связям: р < 0.05 - 1 балл, р < 0.01 — 2 балла, р < 0.001 — 3 балла).

Таким образом, наиболее выраженной особенностью взаимодействия когнитивных процессов и состояний разного уровня интенсивности является соотношение показателей организации структур когнитивных процессов и внешних связей.

Кроме этого, специфика взаимодействия состояний и когнитивных процессов проявляется в том, что на каждом этапе учебных занятий, сопровождающихся актуализацией типичных неравновесных состояний, ведущими звеньями взаимосвязей являются разные когнитивные процессы и показатели состояний. В начале занятия: вербальная память, со стороны состояний — показатели физиологических процессов. В середине — переключение внимания, оперативная память, со стороны состояний — переживания, физиологические процессы. В конце занятия — вербальная память, со стороны состояний нет выраженных ведущих показателей.

Интересно отметить, что закономерные изменения организации наблюдаются и в структуре состояний. Так, А. О. Прохоровым показано, что в диапазоне от состояний низкой интенсивности к состояниям высокой интенсивности происходит возрастание когерентности структуры состояний [125, с. 105]. Сопоставляя эти данные с показателями организации структур когнитивных процессов (см. таблицу 8), можно заключить, что различия содержатся в разнонаправленной динамике показателей организации структур состояний и когнитивных процессов в состояниях высокой и низкой интенсивности. Другими словами, середина учебных занятий сопровождается дезинтеграцией связей внутри когнитивной структуры с одновременной интеграцией связей в структуре состояний, конец занятий — характеризуется обратным процессом. Следовательно, специфика взаимодействия когнитивных процессов и состояний разного уровня интенсивности заключается также в соотношении степени их структурной организации. Таким образом, взаимодействие между состояниями и когнитивными процессами относительно их структурной организации подчиняется принципу "синхронных колебаний".

На основании выявленных системных закономерностей, для описания взаимодействия изучаемых психических явлений могут быть предложены два интегральных показателя. Первый отражает отношение организаций когнитивной подсистемы и внешних связей. В случае взаимодействия процессов и состояний средней интенсивности данный показатель близок к единице, при взаимодействии процессов и состояний высокой интенсивности — меньше единицы, для взаимоотношений процессов и состояний низкой интенсивности - больше единицы. Второй характеризует отношение уровней структурной организации когнитивных процессов и психических состояний. Для равновесных состояний он примерно равен единице, для состояний высокой интенсивности — меньше единицы, низкой интенсивности — больше единицы. Предложенные показатели характеризуют своеобразие взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов субъекта. Выражения "больше единицы", "меньше единицы", "равен единице" отражают качественные особенности самоорганизации состояний и когнитивных процессов.

Обобщим основные результаты исследования по данному параграфу в виде следующих выводов:

  1. Специфика взаимоотношений когнитивных процессов и типичных состояний заключается в активизации на каждом этапе учебного занятия различных звеньев взаимодействия. В начале занятия ведущими звеньями являются вербальная память, физиологические процессы, в середине — переключение внимания, оперативная память, переживания и физиологические процессы, в конце занятия — вербальная память, со стороны состояний ведущие показатели не выражены.

  2. Взаимодействие когнитивных процессов и типичных состояний выражается в переструктурировании связей внутри когнитивной подсистемы, а также в снижении продуктивности сосредоточенности внимания в состояниях высокой интенсивности, устойчивости и избирательности — в состояниях низкой интенсивности. Наиболее устойчивы во взаимодействии с состояниями процессы памяти и восприятия. Показатели их продуктивности относительно постоянны при всех типичных состояниях. Ведущими элементами в структуре когнитивных процессов являются: при состояниях средней интенсивности — переключение внимания и восприятие пространственных признаков, при состояниях низкой интенсивности — сосредоточенность внимания. При состояниях высокой интенсивности ведущий элемент структуры когнитивных процессов не выражен.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018198490142822