Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями мо...полностью>>
Психология->Реферат
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вар...полностью>>
Психология->Реферат
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темпера...полностью>>
Психология->Реферат
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими де...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 5 Статистический вес компонентов состояний при взаимодействии с когнитивными процессами

Значения весов

Психические состояния

Начало

Середина

Конец

занятия

занятия

занятия

Физиологические реакции

4

22

2

Переживания

1

18

2

Поведение

2

14

1

Итого

7

54

5

На втором этапе занятия взаимодействие состояний и когнитивных процессов качественно меняется (см. рисунок 16). В структуре когнитивных процессов происходит разрушение прежних связей, элементы становятся дискретными, в то же время намечается тенденция к дифференциации различных показателей. Имеются две статистически значимые связи: объём — сосредоточенность внимания (г=-0,598, при р<0,003), вербальная — невербальная память (г=-0,447, при р<0,032).

Низкий уровень организации структуры когнитивных процессов и отсутствие структурообразующего элемента сопровождается интеграцией с показателями состояний, наблюдается динамическое единство двух структур. В то же время, во взаимодействие с состояниями вступает небольшое количество процессов. Ведущими элементами взаимодействия являются переключение внимания, оперативная память (см. таблицу 7), со стороны состояний — физиологические процессы, переживания (см. таблицу 5).

Между состояниями и процессами основная часть связей имеет положительную направленность, отметим наиболее устойчивые их них: оперативная память - необдуманность-продуманность поведения (г=0,639, при р<0,001), переключение внимания — сонливость-бодрость переживания (г=0,625, при р<0,001), распределение внимания - ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта (г=-0,631, при р<0,001), распределение внимания - окраска кожных покровов (г=-0,683, при р<0,001).

На третьем этапе учебного занятия структура когнитивных процессов вновь претерпевает трансформацию: увеличивается ее связность (см. рисунок 17), появляются ведущий элемент — сосредоточенность внимания (см. таблицу 6). Отмечается большое количество устойчивых связей. Данная структура когнитивных процессов взаимосвязана с состояниями низкой интенсивности (среди которых преобладает утомление). Подобные системы характеризуются длительностью происходящих в ней процессов, преобразование её в новое состояние требует времени [110].

Наиболее устойчивые взаимосвязи наблюдаются между переключением и сосредоточенностью внимания (г=0,573, при р<0,001), восприятием пространственных признаков и восприятием времени (г=0,537, при р<0,001). В целом когнитивный комплекс более интегрирован и устойчив, чем на предыдущих этапах исследования. Наблюдавшаяся тенденция к дифференциации показателей в структуре когнитивных процессов обрела выраженные формы.

Ф



Взаимодействие когнитивных процессов и психических состояний низкой интенсивности (конец учебного занятия).

Выделяются следующие "триады": восприятие пространственных признаков — восприятие времени — избирательность внимания; вербальная память - невербальная память — сосредоточенность внимания; сосредоточенность внимания — переключение внимания — оперативная память. Таким образом, в ходе взаимодействия с состояниями различной интенсивности происходит перестройка структуры когнитивных процессов на основе принципа их дифференциации. На первом этапе занятия когнитивные процессы взаимосвязаны между собой, на втором - намечается тенденция к дифференциации показателей различных когнитивных процессов, которая завершается формированием на третьем этапе учебного занятия выраженных "триад" (которые можно назвать подсистемами внимания, памяти и восприятия).

В структуре внешних связей ведущим элементом является вербальная память (см. таблицу 7). Со стороны состояний нет выраженного ведущего элемента (см. таблицу 5). Степень интеграции структур состояний и когнитивных процессов близка к ситуации начала учебного занятия.

Таблица 6 Статистический вес когнитивных процессов в их общей структуре

Значения весов

Когнитивные процессы

Начало

Середина

Конец

занятия

занятия

занятия

Объём внимания

0

2

2

Сосредоточенность

0

2

8

Избирательность

1

0

2

Распределение

0

0

0

Переключение

4

0

5

Устойчивость

1

0

0

Вербальная память

0

1

2

Память на числа

0

1

3

Опосредованное запоминание

1

0

0

Оперативная память

3

0

5

Восприятие пространства

4

0

6

Восприятие времени

0

0

5

" Итого

14

6

38

Отметим статистически значимые внешние связи: вербальная память — сердечнососудистая система (г=-0.35, р<0.05), вербальная память - проявления органов дыхания (г=-0.41, р<0.02), вербальная память - неуправляемость- управляемость поведения (г=-0.42, р<0.02), оперативная память — тяжесть- легкость переживаний (г=-0.35, р<0.05), восприятие пространственных признаков - напряженность-раскрепощенность переживаний (г=0.37, р<0.04).

Динамика учебного занятия (фактор времени) статистически достоверно влияет на продуктивность избирательности, распределения, устойчивости, переключения внимания (см. приложение 3, таблицу 3.2). Конкретизация изменений по этапам учебного занятия показывает, что изменение продуктивности статистически достоверно для показателей устойчивости, сосредоточенности, избирательности и распределения внимания (см. приложение 3, таблица 3.3). Динамика продуктивности других когнитивных процессов характеризуется разнонаправленными тенденциями, не достигающими уровня статистической значимости (описательные статистики когнитивных процессов представлены в приложении 3, таблица 3.1). Рассмотрим продуктивность отмеченных характеристик внимания.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015439987182617