Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В этом реферате мы рассмотрим роли теории личности в развитии психологии, вслед за чем обсудим, что за смысл вкладывается в понятия «личность» и «теор...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Однією з найхарактерніших рис нашого духовного життя є той факт, що, перебуваючи під постійним впливом все нових і нових вражень, ми відзначаємо й зау...полностью>>
Психология->Учебное пособие
В лекции излагаются основные сведения об одном из современных подходов в суггестивной психотерапии – эриксоновском гипнозе Рассматриваются как теорети...полностью>>
Психология->Статья
Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся И если в зарубежной психологической науке такое положение...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 3 Влияние психических состояний на когнитивные процессы

Зависимая переменная: КП

Источник изменчивости

Сумма квадратов

(вБ)

М

Средний квадрат (МБ)

Значение Р-

критерия

Р- уровень

Модельный

59,430

52

1,143

1,525

0,026

ЛС

3,010

1

3,010

4,018

0,047

ПС

5,893

2

2,947

3,933

0,022

ВР

0,576

2

0,288

0,384

0,682

РЕФ

3,526

2

1,763

2,353

0,099

ЛС * ПС

0,452

2

0,226

0,302

0,740

ЛС * ВР

3,162

2

1,581

2,110

0,125

ПС*ВР

8,783

4

2,196

2,931

0.023

ЛС * ПС * ВР

2,984

4

0,746

0,996

0,412

ЛС * РЕФ

0,313

2

0,157

0,209

0,812

ПС * РЕФ

7,885

4

1,971

2,631

0,037

ЛС * ПС * РЕФ

1,615

4

0,404

0,539

0,707

ВР * РЕФ

1,249

4

0,312

0,417

0,796

ЛС * ВР * РЕФ

1,350

4

0,337

0,450

0,772

ПС * ВР * РЕФ

6,184

8

0,773

1,032

0,415

ЛС * ПС * ВР ♦РЕФ

7,439

7

1,063

1,418

0,202

Общий

173,317

204

Коэффициент детерминации Й.2 = 0,343

Обозначения: ПС — психические состояния, КП — когнитивные процессы, ЛС - личностный смысл, РЕФ - рефлексивность, ВР - время.

Необъясненную часть дисперсии можно отнести к влиянию не учтенных когнитивных процессов, скорее всего мышления, выступающего в качестве существенного интегратора познавательных процессов, их "организующего начала" [143].

На рисунке 9 показана взаимосвязь состояний и когнитивных процессов в зависимости от времени. В начале занятия наиболее высокую продуктивность когнитивных процессов демонстрируют испытуемые в состояниях средней интенсивности, в середине и конце занятия — в состояниях высокой интенсивности. Из графика видно, что независимо от времени испытуемые переживающие состояния пониженной психической активности показывают сравнительно низкие результаты.

Таким образом, временной фактор опосредует влияние состояний на когнитивные процессы субъекта. Этот результат согласуется с положением Ю. Е. Сосновиковой о важной роли времени в изучении психических состояний. В свое время автор отмечала, что время является эффективным средством регуляции психических состояний, при этом путь воздействия на состояния через время лежит через управление деятельностью человека [152, с.114].

На рисунке 10 показано, что влияние состояний на когнитивные процессы опосредовано рефлексивностью. Наибольшую продуктивность когнитивных процессов демонстрируют студенты, имеющие средние и высокие показатели по уровню рефлексивности. При этом в состояниях высокой интенсивности наиболее продуктивны испытуемые со средним уровнем рефлексивности. Тем самым, подтверждается положение о связи успешности интеллектуальной деятельности с достаточно высоким уровнем развития рефлексии [75].

Интересными в плане данного исследования являются следующие закономерности: в состояниях пониженной психической активности, независимо от уровня рефлексивности, испытуемые показывают низкие результаты; в случае низкого уровня рефлексивности, независимо от интенсивности состояний, когнитивные процессы оказываются малопродуктивны.

Эти результаты свидетельствуют о том, что связь между характеристиками состояний и когнитивных процессов является сложной и опосредованной. Высокий уровень рефлексивности не обязательно является фактором успешной умственной деятельности, как видно из представленных результатов, она зависит от интенсивности переживаемых состояний. С другой стороны, высокая продуктивность когнитивных процессов в состояниях средней психической активности связана с высоким уровнем рефлексивности. Таким образом, результаты исследования показывают опосредующую роль рефлексивности при влиянии психических состояний на продуктивность когнитивных процессов.

По результатам дисперсионного анализа установлено, что влияние личностного смысла на взаимосвязь состояний и когнитивных процессов заключается в снижении продуктивности когнитивных процессов в "трудной" ситуации. Эти данные вполне согласуются с результатами, полученными И. И. Наенко [102].

Можно предположить, что снижение продуктивности когнитивных процессов в случае доминирования направленности на самоутверждение связано с психологическим механизмом самооценки, под воздействием которого субъект "склеивает" себя с результатами своей деятельности, вследствие чего становится излишне зависимым от своих достижений и успеха. В случае неудач и совершаемых ошибок снижается самооценка, теряется уверенность в себе, что приводит к актуализации деструктивных психических состояний. Н. В. Самоукина назвала описанный механизм "стрессом достижений" [142, с.336]. Здесь психические состояния выступают опосредующим звеном влияния самооценки на продуктивность интеллектуальной деятельности. Это положение получило экспериментальное подтверждение в исследованиях, выполненных на выборке подростков [107].

Кроме того, результаты проведенного дисперсионного анализа показывают, что влияние интенсивности состояний заключается в повышении продуктивности когнитивных процессов в диапазоне от состояний низкой интенсивности к состояниям высокой интенсивности. В целом, это подтверждает общий принцип влияния эмоциональных состояний на познавательную деятельность: благоприятность стенических и неблагоприятность астенических состояний [82, с. 151].

Другое объяснение — различия в уровневых характеристиках психических состояний. Среди "отрицательных" состояний высокой интенсивности, на которые указывали испытуемые в своих отчетах, чаще всего встречается состояние напряжения. Однако психическая напряженность среднего уровня не является отрицательным состоянием, напротив, она способствует повышению продуктивности когнитивных процессов [106].

Далее рассмотрим обратное влияние когнитивных процессов на интенсивность состояний как зависимую переменную. В таблице 4 представлены результаты дисперсионного анализа, показывающие влияние рефлексивности, личностного смысла, времени и продуктивности когнитивных процессов на психические состояния. По результатам дисперсионного анализа установлено, что относительно средней интенсивности состояний групповые средние статистически достоверно различаются (Р-критерий Фишера) по переменным: личностного смысла (р<0.032), времени (р<0.045), когнитивных процессов (р<0.000), рефлексивности (р<0.023), а также по взаимодействию переменных рефлексивности и продуктивности когнитивных процессов (р<0.018).

Рассмотренная факторная модель объясняет 27% дисперсии средней интенсивности состояний и обладает высоким уровнем статистической значимости (р<0.009). Логично предположить, что необъясненная часть дисперсии связана с влиянием личностных факторов. Действительно, в исследованиях А. О. Прохорова установлено, что по сравнению с когнитивными процессами, психологические свойства личности в значительно большей степени "включены" в функциональную структуру состояний, при этом основное количество связей приходится на черты характера. Эти результаты свидетельствуют о том, что психические состояния во многом являются отражением свойств характера как совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности [124].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002161979675293