Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В этом реферате мы рассмотрим роли теории личности в развитии психологии, вслед за чем обсудим, что за смысл вкладывается в понятия «личность» и «теор...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Однією з найхарактерніших рис нашого духовного життя є той факт, що, перебуваючи під постійним впливом все нових і нових вражень, ми відзначаємо й зау...полностью>>
Психология->Учебное пособие
В лекции излагаются основные сведения об одном из современных подходов в суггестивной психотерапии – эриксоновском гипнозе Рассматриваются как теорети...полностью>>
Психология->Статья
Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся И если в зарубежной психологической науке такое положение...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рисунок 8 Динамика средних показателей продуктивности когнитивных процессов в ходе учебного занятия студентов.

На рисунке 8 изображена динамика средних показателей когнитивных процессов. Использование средних значений позволяет снизить высокую вариацию показателей характерную для психических явлений и проследить основные тенденции их изменений [40]. Приведенные закономерности свидетельствуют о том, что различные когнитивные процессы по-разному взаимодействуют с психическими состояниями. В то же время, на рисунке 8 можно видеть, что средняя продуктивность когнитивных процессов изменяется незначительно. По-видимому, это указывает на существование некоторых механизмов регуляции продуктивности в системе когнитивных процессов (взаимокомпенсации продуктивности в случае ее снижения у отдельных когнитивных процессов).

Структура взаимосвязей состояний и когнитивных процессов.

Следует отметить, что на протяжении всех этапов занятия коэффициент взаимной детерминации состояний и когнитивных процессов практически не меняется и составляет около 7%. Это говорит о том, что непосредственная взаимозависимость состояний и когнитивных процессов в динамическом плане незначительна. В свое время Я. Рейковский, на основании изучения содержательной стороны отношений эмоциональных состояний и познавательных процессов, пришел к аналогичному выводу. Главной детерминантой познавательных процессов является связь с внешним миром, эмоциональные состояния лишь окончательно их "оформляют" [136, с.231].

На первом этапе занятия количество связей 30 из них 26 отрицательных, наиболее значимые корреляции: устойчивость внимания — состояние мышечного тонуса (г=-0.33, р<0.001), устойчивость внимания - тоскливость- весёлость переживаний (г=-0.30, р<0.002), устойчивость внимания - пассивность-активность переживаний (г=-0.26, р<0.007), устойчивость внимания - интенциональность переживаний (г=-0.30, р<0.002). Соотношение гибких и жестких связей 13%. Включенность когнитивных процессов во взаимодействие 8%. Ведущий элемент взаимодействия со стороны когнитивных процессов — устойчивость внимания, со стороны состояний — показатели переживания и физиологических процессов.

На втором этапе занятия общее число корреляций 29 из них 8 отрицательных. Наиболее значимые корреляции: переключение внимания - ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта (г=-0.25, р<0.01), вербальная память - кожные ощущения (г=-0.26, р<0.009), вербальная память - пассивность-активность переживаний (г=0.27, р<0.006), вербальная память - сонливость-бодрость переживаний (г=0.29, р<0.004), вербальная память - вялость-бойкость переживаний (г=0.26, р<0.008), вербальная память - неадекватность-адекватность поведения (г=0.27, р<0.005). Устойчивость взаимосвязей между состояниями и когнитивными процессами 21%, включенность во взаимодействие 8%. Ведущие элементы: со стороны состояний показатели переживания, поведения; когнитивных процессов — вербальная память.

На третьем этапе занятия 61 корреляция, из них 1 отрицательная. Таким образом, от первого к последнему этапу учебного занятия происходит снижение числа отрицательных корреляций между состояниями и когнитивными процессами.

Устойчивость связей 25%, включенность во взаимодействие 17%. Наиболее значимые корреляции: избирательность внимания — пассивность- активность переживаний (г=0.36, р<0.001), избирательность внимания — импульсивность-размеренность поведения (г=0.32, р<0.001), избирательность внимания — состояние слизистой оболочки полости рта (г=0.26, р<0.009), избирательность внимания — тоскливость-весёлость переживаний (г=0.25, р<0.01), избирательность внимания — грустность-оптимистичность переживаний (г=0.28, р<0.004), избирательность внимания — интенциональность переживаний (г=0.28, р<0.004), избирательность внимания — тяжесть-лёгкость переживаний (г=0.27, р<0.006), избирательность внимания — пассивность- активность поведения (г=0.29, р<0.003), избирательность внимания - неуправляемость-управляемость поведения (г=0.26, р<0.009), избирательность внимания — необдуманность-продуманность поведения (г=0.27, р<0.006), избирательность внимания — неуверенность-уверенность поведения (г=0.26, р<0.008), сосредоточенность внимания — неадекватность-адекватность поведения (г=0.29, р<0.003), опосредованное запоминание - окраска кожных покровов (г=0.25, р<0.01), опосредованное запоминание — напряжённость- раскрепощённость переживаний (г=0.27, р<0.007), восприятие времени — скованность-раскованность переживаний (г=0.27, р<0.006).

Ведущие элементы взаимодействия: показатели переживаний, поведения; со стороны когнитивных процессов — избирательность внимания, невербальная память.

Кроме того, в конце занятия наблюдается наибольшее количество взаимосвязей между структурами состояний и когнитивных процессов по

сравнению с предыдущими этапами, в то же время эти взаимосвязи отличаются низкой устойчивостью.

Центральная линия взаимодействия на последнем этапе учебного занятия проходит через показатели избирательности внимания и переживаний. Напряженность компоненты переживаний может быть связана с противоречием между требованием быть эффективным в ситуации исследования и нарастанием мотива прекращения деятельности. Последнее выражается в активизации состояний низкой эффективности, таких как усталость, равнодушие и апатия, снижении показателей по субшкалам печаль-радость, пассивность-активность переживаний, что приводит к снижению избирательности внимания (в силу положительного знака корреляционных связей между показателями переживаний и избирательности внимания). Снижение избирательности внимания показывает нарушение регулятивной составляющей внимания в конце учебного занятия, говорит о трудностях в избирательной обработке информации.

Резюмируем основные результаты предварительного исследования:

  1. Результаты предварительного исследования подтверждают правомерность применения динамического метода для решения задач исследования и уточняют феноменологическую картину взаимодействия, в частности указывают на возможность выделения групп типичных неравновесных состояний на каждом этапе учебного занятия: средней интенсивности — в начале занятия, высокой интенсивности — в середине, низкой интенсивности - в конце занятия.

  2. Показатели, полученные при помощи выбранных методик диагностики когнитивных процессов, обнаружили статистически достоверные изменения в ходе исследования (кроме объема внимания, невербальной памяти и восприятия времени). Следовательно, набор предлагаемых тестовых заданий достаточно "чувствителен" для решения поставленных задач и целесообразно его применение в последующих эмпирических исследованиях.

  3. Апробация динамической схемы эмпирических исследований показала, что психические состояния имеют тенденцию к сохранению исходных характеристик интенсивности в течение актуальных отрезков времени (десятки минут). Следовательно, в ходе учебного занятия активизируются, прежде всего, оперативные психические состояния, основная функция которых — связывание психических процессов и свойств с целью обеспечения адекватной реакции на ситуацию [124]. Эти состояния представляют собой реакции личности и характеризуются относительно простой структурой (моносостояния).

  4. Полученные результаты позволяют предположить, что важным фактором взаимодействия когнитивных процессов и психических состояний может являться личностный смысл. На это указывает ведущая роль переживаний как компоненты психических состояний на всех этапах учебного занятия студентов ("сквозной" элемент взаимодействия). Это косвенно подтверждает представления о переживаниях как опосредующем звене взаимоотношений состояний и когнитивных процессов [161].

  5. Результаты исследования показали, что взаимозависимость когнитивных процессов и психических состояний невысока — коэффициент взаимной детерминации, вычисленный по средним значениям интеркорреляций, не превышает 7%. Это указывает на необходимость поиска и выделения опосредующих факторов взаимодействия состояний и когнитивных процессов.

  6. Проведенное с позиции общего исследование не позволило выявить влияния состояний на структурную организацию когнитивных процессов. Коэффициент организации последней оказался инвариантным относительно взаимодействия с состояниями в ходе учебной деятельности. Следовательно, дальнейшие исследования взаимодействия состояний и когнитивных процессов необходимо проводить с позиции типичных состояний.

  7. Проявляется тенденция согласованного изменения структур когнитивных процессов и состояний в динамике, что выражается в синхронизации показателей их вариаций (динамика средних коэффициентов вариации состояний и когнитивных процессов имеет взаимообратный характер). Кроме того, отмечается тенденция повышения устойчивости структуры когнитивных процессов в диапазоне от состояний высокой интенсивности к состояниям низкой интенсивности.

  8. Обнаружена более высокая вариация показателей когнитивных процессов по сравнению с показателями психических состояний на всех этапах учебного занятия. Можно предположить, что данная закономерность свидетельствует о большей неустойчивости информационных показателей в ходе учебной деятельности студентов по сравнению с энергетическими составляющими состояний. Наименьшей устойчивостью отличаются показатели переживаний и внимания.

Глава 3. Исследование рефлексивных, смысловых и динамических характеристик взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

В данной главе представлены результаты эмпирических исследований с позиции типичных состояний. Классификация типичных состояний произведена на основе концепции неравновесных психических состояний А. О. Прохорова [125]. В первом разделе рассматривается влияние рефлексивности, личностного смысла и динамического фактора (времени) на взаимосвязь состояний и продуктивности когнитивных процессов. Во втором разделе исследуется влияние личностного смысла на структурную организацию взаимодействия состояний и когнитивных процессов, рассматриваются особенности самоорганизации состояний и когнитивных процессов в структурно-динамическом плане. В третьем разделе обсуждаются результаты проведенных эмпирических исследований, приводится эмпирическая модель взаимодействия когнитивных процессов и психических состояний, предлагаются практические рекомендации для улучшения организации учебного процесса.

3.1 Влияние рефлексивности, личностного смысла и времени на взаимосвязь психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

В соответствии с теоретической моделью взаимодействия, поочередно рассмотрим состояния и когнитивные процессы в качестве зависимых переменных.

При анализе когнитивных процессов как зависимой переменной модель дисперсионного анализа статистически значима на уровне р<0.026 и объясняет 34% дисперсии средних значений когнитивных процессов (см. таблицу 3). Это подтверждает, что выделенные нами переменные оказывают статистически достоверное совокупное влияние на среднюю продуктивность когнитивных процессов. Статистически значимыми (Б - критерий Фишера) являются влияния личностного смысла (р<0.047), интенсивности состояний (р<0.022), взаимодействия переменных времени и интенсивности состояний (р<0.023), взаимодействие рефлексивности и интенсивности состояний (р<0.037).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001924991607666