Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Способность Уолта Диснея соединять новаторское творчество с успешной деловой стратегией и общественными потребностями позволили ему создать империю ра...полностью>>
Психология->Контрольная работа
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что ког...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальність дослідження. Підлітковий вік традиційно вважається більш складним періодом розвитку, ніж середнє дитинство. Це час фізичних, когнітивних ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Принцип развивающего обучения направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка. В специальной школе такое развитие личности учащегося ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Из составляющих состояний наибольшей вариацией отличаются показатели переживаний (см. рисунок 5). На первом этапе учебного занятия наибольшая вариация наблюдается по характеристикам: тоскливость — весёлость (34%), сонливость - бодрость (36%), вялость — бойкость (34%) переживаний. На втором этапе высокая вариация состояний связана с характеристикой напряжённость - раскрепощённость переживаний (36%). На третьем этапе наибольшей вариацией отличаются волевые процессы (35%), сонливость - бодрость (38%) и напряжённость - раскрепощённость (38%) переживаний. Таким образом, психические состояния испытуемых демонстрируют высокую вариацию по характеристике интенсивности переживаний на первом и последнем этапах учебного занятия. Интересно отметить, что в состояниях высокой интенсивности наблюдается выраженный эффект "воронки" - увеличение однородности проявлений их характеристик. Эта закономерность отмечается также в исследованиях состояний студентов в ситуации сдачи экзамена [125, с.74].

Когнитивные процессы (за исключением вербальной памяти) характеризуются высокими показателями коэффициентов вариаций на всех этапах учебного занятия (см. рисунок 6). На первом этапе наибольшей вариацией отличается показатель восприятия пространственных признаков (42%), в середине - сосредоточенности внимания (46%), в конце — сосредоточенности (48%) и устойчивости внимания (47%). В целом, на всем протяжении учебного занятия наблюдается высокая вариация параметра внимания, который вносит наибольший вклад в среднюю вариацию показателей когнитивных процессов.

Динамика средних коэффициентов вариации когнитивных процессов в ходе учебного занятия.

Таким образом, наименьшую устойчивость в ходе учебной деятельности студентов демонстрируют показатели переживаний, со стороны когнитивных процессов — параметры внимания. Эти психические процессы могут играть существенную роль в детерминации психических состояний в ходе учебных занятий [125]. В силу этого они могут представлять интерес в качестве объектов педагогического воздействия, развивающих мероприятий, саморегуляции и т.д.

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов

В первую очередь рассмотрим изменения в структуре когнитивных процессов в ходе учебного занятия.

В начале занятия интенсивность взаимодействия между показателями когнитивных процессов находится на среднем уровне, что выражается в умеренных показателях устойчивости их структуры (соотношение гибких и жестких связей) (см. рисунок 7). Начиная с середины занятия, структура когнитивных процессов становится менее устойчивой, происходит усиление взаимодействия между когнитивными процессами (рост числа корреляций), в то же время преобладают неустойчивые связи (р<0.05). В конце учебного занятия наблюдается рост интенсивности и устойчивости взаимодействия, при этом последний показатель, по отношению к предыдущему уровню, увеличивается в 2 раза. Инвариантной связью, сохраняющейся в структуре когнитивных процессов на протяжении всего учебного занятия, является: сосредоточенность — переключение внимания.

Таким образом, структура когнитивных процессов с позиции общего демонстрирует колебания устойчивости во времени. В то же время, несмотря на отмеченные тенденции, обнаруживаются инвариантные особенности структуры когнитивных процессов: постоянство степени интеграции (коэффициент организации структуры когнитивных процессов от начала к концу учебного занятия соответственно принимает значения: 22 — 21 — 22), сохранение взаимосвязей между показателями сосредоточенности и переключения внимания в ходе учебного занятия. Это свидетельствует об относительной автономности когнитивной подсистемы и ее устойчивости к изменениям в ходе взаимодействия с психическими состояниями (с позиции общего).

Одна из причин колебания устойчивости структуры когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов видится в динамических изменениях другой составляющей — психических состояний, их модальности, знака и интенсивности. Учет указанной динамики состояний может способствовать более полному пониманию изменений в подсистеме когнитивных процессов.

Динамика продуктивных характеристик когнитивных процессов.

Статистическая достоверность различий продуктивности когнитивных процессов в динамике проверялась при помощи процедуры многомерного дисперсионного анализа с последующими множественными сравнениями по методу Шеффе [104, с.197].

В таблице 2 представлены результаты статистической проверки гипотезы о влиянии динамического фактора (времени) на продуктивность когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов. Статистически достоверные различия обнаружены для большинства процессов, за исключением объема внимания, невербальной памяти и восприятия времени. Последующие множественные сравнения позволили конкретизировать изменения продуктивности когнитивных процессов по этапам учебного занятия (результаты представлены в приложении 2, таблица 2.3). Из показателей памяти статистически достоверные изменения обнаружены только для опосредованного запоминания, продуктивность которого возрастает на последнем этапе занятия. Схожую динамику имеет продуктивность восприятия пространственных признаков, она статистически достоверно повышается в конце занятия. По-видимому, здесь проявляется эффект упражнения. К. К. Платонов отмечал, что "сущностью упражнения является установление обратной связи с результатом повторения, знание последнего, а тем самым и результата упражнения" [114, с. 179]. На основе упражнения происходит формирование психических процессов, при этом упражнение опирается на тренировку и без нее невозможно. Сущность тренировки — в простом повторении действий [там же].

Показатели распределения, сосредоточенности и устойчивости внимания статистически достоверно снижаются, начиная с середины занятия, избирательности и переключения внимания - в конце занятия. В целом, процессы памяти и восприятия имеют схожую динамику, их продуктивность не изменяется, либо улучшается. Продуктивность внимания снижается от первого к заключительному этапу занятия. Статистические характеристики когнитивных процессов с позиции общего представлены в приложении 2 (таблица 2.2).

Таблица 2 Статистическая достоверность изменений продуктивности когнитивных процессов в динамике

Зависимая переменная

Сумма квадратов (вБ)

Средний квадрат (МБ)

Значение Б-критерия

р- уровень

Объем внимания

16,203

2

8,Ю1

2,765

0,065

Избирательность внимания

63,458

2

31,729

8,009

0,000

Распределение внимания

59,007

2

29,503

8,350

0,000

Устойчивость внимания

341,183

2

170,592

56,198

0,000

Сосредоточенность внимания

346,458

2

173,229

37,942

0,000

Переключение внимания

53,928

2

26,964

5,893

0,003

Вербальная память

12,373

2

6,186

3,785

0,024

Невербальная память

3,536

2

1,768

0,378

0,685

Оперативная память

32,529

2

16,265

3,456

0,033

Опосредованное запоминание

77,196

2

38,598

9,074

0,000

Восприятие пространства

39,340

2

19,670

4,280

0,015

Восприятие времени

21,673

2

10,837

2,361

0,096

Примечание. Коэффициенты детерминации И2: избирательность внимания (5%); распределение внимания (5,2%); устойчивость внимания (27,1%); сосредоточенность внимания (20%); переключение внимания (3,7%); вербальная память (2,4%); оперативная память (2,2%); опосредованное запоминание (5,7%); восприятие пространства (2,7%).

Можно предположить, что устойчивость продуктивности восприятия и памяти во взаимодействии с состояниями обусловлена более высоким уровнем их развития в возрасте 19-20 лет по сравнению с вниманием (выборку настоящего исследования составили студенты именно этого возраста). Например, по результатам эмпирических исследований, проводившихся под руководством Б.Г.Ананьева, обнаружено, что возраст 18-26 лет является периодом сравнительно низкого уровня развития внимания, особенно низки показатели в 18-21 год. В 19 лет наблюдается минимальный уровень развития концентрации, в 18, 20, 21 - устойчивости внимания [132, с.82-86]. В то же время в возрасте 18-20 лет отмечается наиболее высокий уровень развития памяти в онтогенезе. В периоде от 18 до 24 лет отмечается наивысший уровень развития вербальной кратковременной памяти (процесс запоминания) [там же, с.115-116].

В примечании к таблице 2 показано, что наибольший вклад в вариабельность продуктивности когнитивных процессов вносят параметры устойчивости и сосредоточенности внимания (суммарный вклад 47,1%).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019159317016602