Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями мо...полностью>>
Психология->Реферат
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вар...полностью>>
Психология->Реферат
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темпера...полностью>>
Психология->Реферат
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими де...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Методики измерения психических явлений и статистические методы обработки результатов исследований

Подбор методик для динамического исследования осуществлялся на основе следующих критериев:

  • методики должны быть краткими, занимать небольшое время на инструкцию и получение данных (2-3 минуты для каждой методики);

  • общее время на выполнение всего комплекса методик не должно превышать 30 минут;

  • методики должны обладать достаточной чувствительностью к изменению психического состояния [128, с.11; 110, с.132].

Методики измерения когнитивных процессов.

В контексте данной работы когнитивные процессы понимаются как акты взаимодействия человека с миром, обеспечивающие его отражение и вызывающие изменения в самом познающем субъекте [22, 90]. При этом учитывается, что отдельные когнитивные процессы являются различными аспектами единой когнитивной системы взаимодействия с миром. В то же время, без анализа отдельных когнитивных процессов представление о целостности психики превращается "в голую абстракцию". Постановка перед субъектом задачи "запомнить", "распознать", "быть внимательным", усиливает вклад соответствующего когнитивного процесса в общую целостную динамику [22, с.6].

В настоящем исследовании для оценки продуктивности когнитивных процессов не использовались семантические шкалы, отличающиеся простотой и позволяющие сократить время на сбор эмпирических данных. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, характеристики интеллектуальных процессов, полученные по шкалам самоотчета, показывают слабые корреляции (менее 0,3) с реальными когнитивными способностями [195]. Во-вторых, точное понимание испытуемыми собственных когнитивных процессов зависит от уровня адекватности и дифференцированности "Я- концепции", что требует дополнительной проверки. В-третьих, существует общая проблема надежности полученных данных при помощи письменного опроса (в том числе применительно к самооценке когнитивных характеристик), поскольку результаты опроса носят декларативный характер и не могут считаться достаточно надежными даже при полной убежденности испытуемого в своей искренности [56]. И в-четвертых, в методиках изучения психических состояний шкалы семантического дифференциала предназначены преимущественно для оценки показателя интенсивности того или иного процесса [125].

По этим соображениям для измерения характеристик когнитивных процессов использовались известные и хорошо зарекомендовавшие себя методики. Основным показателем продуктивности когнитивных процессов выступала успешность выполнения заданий, отражающая уровень развития когнитивных функций [155]. Показатель успешности является комплексной, интегральной характеристикой. Он включает в себя количественные (скорость) и качественные (точность) параметры когнитивного процесса [118].

Показатель успешности традиционно принято соотносить со способностями. Интеллектуальная способность — это "индивидуально- своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы)" [173, е.138]. Согласно В. Д. Шадрикову, способность является свойством функциональной системы, которое обнаруживает себя в ситуации выполнения субъектом определенного задания и фиксируется в виде показателей эффективности этого вида деятельности [179].

Кроме того, успешность является показателем эффективности переработки информации, поскольку включает оценку правильности и точности нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. М. А. Холодная соотносит показатель успешности с конвергентными способностями, которые характеризуют адаптивные возможности индивидуального интеллекта с позиции успешности индивидуального интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности [173].

Уровневые свойства интеллектуальных процессов характеризуют достигнутый уровень развития познавательных психических функций, выступая в качестве основы познавательного отражения. Изучение уровневых показателей соответствует психометрическому (тестологическому) подходу в изучении интеллекта [там же].

В современных руководствах нет единых правил, применяемых для подсчета успешности. Для решения задач исследования в эмпирической части работы применялась известная и простая формула: А=Т+С, где Т — количество правильно выполненных заданий теста, С - поправка на ошибки. Данная формула наиболее часто предлагается для оценки успешности когнитивных процессов в учебном пособии В. Л. Марищук с соавторами [96].

Выбор когнитивных процессов для проведения исследования определялся на основании систематики психических явлений В. А. Ганзена, согласно которой процессы внимания и памяти являются сходными по своей логической структуре, представляя уровень сознания [40].

Поскольку в условиях данного исследования внимание реализуется преимущественно через перцепцию, то рассматривались также процессы восприятия.

Совместное рассмотрение восприятия, внимания и памяти соответствует когнитивному подходу к познавательным процессам, в контексте которого различные процессы рассматриваются в качестве составляющих единого механизма переработки информации. Так, Д. Норман отмечает: "Обычно считается, что исследования внимания, восприятия и памяти различны и независимы. Эти три сферы должны, в конце концов, объединиться в одну картину переработки информации" [цит. по 118, с.91].

Таким образом, для измерения характеристик когнитивных процессов использовались методики диагностики объёма внимания — методика К.К.Платонова [119], устойчивости внимания - корректурная проба Бурдона [118], сосредоточенности внимания - тест Пьерона-Рузера, переключения внимания - методика "Шифровка" [109], распределения внимания — таблицы Шульте [96], избирательности внимания - методика Торндайка [128]. Для измерения показателей оперативной памяти, запоминания числового и вербального материала, восприятия времени, восприятия пространственных признаков использовались методики, представленные в сборнике психодиагностических методик [96]. Продуктивность опосредованного запоминания изучалась с помощью методики JL С. Выготского [64].

Параллельные формы тестовых заданий по каждой методике диагностики когнитивных процессов разрабатывались при помощи перемешивания, перестановки заданий, разбиения стимульного материала на три равные части (такой прием используется также с целью снижения эффекта упражняемости при выполнении предлагаемых заданий тестов) [96, 128]. В случаях, когда требовалось исключить неявные закономерности в числовом стимульном материале, использовалась программа генерации случайных чисел, входящая в статистический пакет EXEL 2003. Представленные способы не влияют на результаты измерения когнитивных процессов, поскольку в применяемых стандартизированных методиках правильный ответ на любое задание оценивается одинаково (присваивается один и тот же балл). В силу того, что все тестовые задания равноценны, их перестановка и перемешивание не оказывают влияния на итоговые показатели продуктивности когнитивных процессов.

Таблица 1 Статистические характеристики тестовых шкал для измерения продуктивности когнитивных процессов

Объем внимания (М=5; сг=2; 2=1,108, при р<0,172)

"Сырые" баллы

<4

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Распределение внимания (М=6; а=2; 2=1,146, при р<0,144)

"Сырые" баллы

<6

6

7

8-9

10

11

12

13

14

15

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Устойчивость внимания (IV

=5,5; о=2; 2=1,

)63, при р<0,209)

"Сырые" баллы

<353

353467

468551

552595

596669

670719

720804

805886

887973

>973

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сосредоточенность внимания (М=5,7; а=2; 2=1,264, при р<0,

082)

"Сырые" баллы

<47

47-54

55-60

61-68

69-76

77-86

87-89

90-96

97-99

100

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Переключение внимания (М=5,7; а=2; 2=1,178, при р<0,12^

)

"Сырые" баллы

<30

30-33

34-35

36-38

39-41

42-44

45-47

48-50

51-59

60

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оперативная память (М=5,7; сг=2; 2=1,28

6, при р<0,073)

"Сырые" баллы

<10

10

11_16

17-19

20-26

27-33

34-36

37-38

39

40

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Опосредованное запоминание (М=5,8; а=2; 2=1,267, при р<0,1

)81)

"Сырые" баллы

1

2-3

4

5

6-8

9-11

12

13

14

>15

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Восприятие пространства (М=5,2; ст=2; 2=1,3, при р<0,0б!

0

"Сырые" баллы

<2

2

3

4

5-7

8

9-10

11-12

13

14

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Восприятие времени (М=5,7; а=2; 2=1,08

8, при р<0,187)

"Сырые" баллы

<45

45-54

55-68

69-76

77-82

83-87

88-92

93-94

95-97

98-100

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00148606300354