Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Нынешний курс государственной политики направлен на омоложение кадрового состава органов власти. Для привлечения молодежи, способной реально качествен...полностью>>
Психология->Реферат
Личностное общение предполагает наличие обратной связи в форме встречной информации о результатах взаимодействия. Наиболее полно обратную связь отража...полностью>>
Психология->Реферат
Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает д...полностью>>
Психология->Реферат
Проблема лидерства активно изучается уже более 50 лет. В настоящее время для практиков и теоретиков доступны сведения о более чем несколько десятков т...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.1 Основные этапы исследования взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов

Первый этап исследований был посвящен разработке тестовых шкал с целью получения оценок индивидуальных результатов испытуемых посредством их сопоставления с тестовыми нормами. Для этой цели формировалась выборка стандартизации, репрезентативная генеральной совокупности, на которой проводись эмпирические исследования.

Согласно положениям математической статистики, измерение в тестовой шкале какого-либо свойства на выборке стандартизации должно обеспечивать нормальное распределение. Соответствие выборочного распределения нормальному распределению является наиболее весомым аргументом в пользу того, что признак измерен в метрической шкале [104, с.59].

Построение метрических шкал имеет существенное значение для проводимых нами эмпирических исследований, поскольку организация исследований предполагает впоследствии использование статистических процедур, требующих представления зависимых переменных в метрической шкале. Такими процедурами являются многофакторный (ANO VA) и многомерный (MANOVA) дисперсионный анализ. Построенные тестовые шкалы когнитивных процессов представлены в параграфе 2.2.

Кроме этого, на первом этапе проводились предварительные эмпирические исследования с позиции общего, цель которых состояла в проверке возможности применения диахронного (динамического) метода для решения поставленных задач. В ходе этих исследований проверялась эффективность теоретической модели взаимодействия применительно к выбранной схеме эмпирических исследований, "чувствительность" методик когнитивных процессов к взаимодействию с психическими состояниями, уточнялась дальнейшая стратегия эмпирических исследований. Результаты предварительного исследования изложены в параграфе 2.3.

Второй этап направлен на изучение влияния рефлексивности, личностного смысла и динамического (временного) фактора на взаимосвязь состояний и продуктивности когнитивных процессов.

Для активизации типичных неравновесных состояний были выбраны различные этапы учебного занятия студентов (начало, середина и конец). Информационная насыщенность ситуации исследования создавалась посредством ответов на комплекс диагностических методик в быстром темпе при создаваемом дефиците времени. Измерение показателей психических состояний и когнитивных процессов выполнялось трижды в последовательном порядке, через равные промежутки времени длительностью 30 минут. Исследование проходило в условиях реальной учебной деятельности. Начало учебного занятия совпадало со временем начала "второй пары" (10 часов 10 минут). Студенты осуществляли учебную деятельность в обычном режиме под руководством преподавателя. В начале, середине и конце занятия проводились диагностические "срезы" (учебная деятельность прерывалась на 27-30 минут). Таким образом, общая продолжительность учебного занятия, включая время, затраченное на тестирование, соответствовала по длительности "двум парам" (сдвоенному учебному занятию).

Для изучения влияния личностного смысла на взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов была воспроизведена схема эмпирических исследований, предложенная Н. И. Наенко [102]. Были сформированы две одинаковые по составу выборки, каждой из которых в одних и тех же условиях учебной деятельности (содержание занятия, аудитория и время его проведения) предлагались аналогичные тестовые задания. Каждая группа состояла из 48 человек, студентов в возрасте 19-20 лет. Различия в характере исследований, проводимых с этими двумя группами, заключались в содержании предъявляемых инструкций и поведении экспериментатора в процессе исследований. У испытуемых актуализировались два мотива: "процессуальный" и "самоутверждения". Для создания операциональной (процессуальной) направленности личностного смысла, инструкция была нацелена на процесс выполнения заданий, а не на значимость исследования для респондента или исследователя. Испытуемым сообщалось, что получаемые данные необходимы для проверки существующих статистических норм. Тем самым выполнение предлагаемых тестовых заданий представлялось как способ сотрудничества с исследователем, не имеющего для студентов "проверочного" значения. Поведение исследователя характеризовалось как "деловое" и "раскованное".

С целью активизации личностного смысла самоутверждения инструкция была направлена на создание индивидуальной и социальной значимости исследования. Испытуемым сообщалось о важности проводимых исследований для улучшения организации учебного процесса, кроме того, в индивидуальном плане подчеркивалось испытательное значение тестирования (показать предел интеллектуальных возможностей). Поведение исследователя в этом случае было нацелено на создание у студентов "стресса неуспеха" (неодобрительные замечания по отношению к испытуемым, создание "нервозности" и спешки, сообщение недостоверных результатов по ходу выполнения тестовых заданий).

Соответствующие создаваемые ситуации классифицировались как "обычная" и "трудная". В "обычной" ситуации содержание цели и мотива деятельности совпадают, либо находятся в близких отношениях (цель — выполнить задание, мотив — найти правильные варианты ответов). В "трудной" ситуации мотив и цель деятельности расходятся, объективное значение деятельности и ее личностный смысл для испытуемых различается (цель — выполнить задание, мотив - проявить себя с наилучшей стороны) [102, с.44].

Данная схема эмпирических исследований отвечает требованиям ситуационного подхода в психодиагностике, согласно которому испытуемый реагирует не только на тестовые задания, но и на целостную ситуацию в соответствии со своей мотивацией и отношением с исследователем [56].

Третий этап включал изучение структурно-динамических особенностей взаимодействия состояний и когнитивных процессов, обусловленных влиянием личностного смысла. Кроме этого, на данном этапе изучались процессы самоорганизации состояний и когнитивных процессов, выделялись интегральные показатели взаимодействия.

По нашему мнению, на данном этапе возможно применение методов синергетики. Подтверждением этому служит тот факт, что ряд ведущих исследователей связывают прогресс в изучении психических состояний с использованием системного подхода и концепций синергетики [125, 180]. Другим аргументом может являться концепция уровней исследования психики человека Б. Ф. Ломова, согласно которой изучение состояний и процессов относится к базовому уровню общей психологии. Исследования этого уровня реализуют связь психологии с фундаментальными науками — физикой и математикой, следовательно, здесь возможно применение методов естественных наук [цит. по 12].

Основная идея синергетики заключается в том, чтобы "...искать качественные изменения в макроскопических масштабах" [167, с.45]. Реализация этой идеи определяет в качестве самостоятельной задачи поиск и выделение интегральных показателей взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов. На необходимость поиска таких характеристик указывала Ю. Е. Сосновикова, которая выдвинула гипотезу о существовании общего интегративного показателя психических состояний человека. Идеи автора пересекаются с положениями синергетики, например Ю. Е. Сосновикова отмечала, что нужно "сосредоточить внимание на изучение интегративных качеств, которые дает система взаимосвязей психических компонентов, реализующихся в функции состояний при взаимодействии человека со средой в конкретной ситуации" [152, с.96].

На важность выделения инвариантных параметров отношений различных психических явлений указывал и В. А. Ганзен. Эти показатели позволяют существенно сжимать информацию при описании психологических систем, характеристики которых отличаются высокой степенью вариативности [40, с.27].

На данном этапе в качестве основного метода исследования будет использоваться динамический метод. Согласно Н. М. Пейсахову, все системы психических явлений, изучаемые психологией, являются динамическими [110, с. 17]. В противовес аналитическому подходу, рассматривающему динамику отдельных показателей, вне их взаимной зависимости и связи, системно-динамический подход позволяет изучать изменение структуры отдельных подсистем, а также отношений между показателями подсистем. Таким образом, наряду с динамикой отдельных показателей, изучается динамика целостных структур (динамика взаимосвязей или корреляционных связей). Главная задача состоит в том, чтобы установить закономерности динамики структур. Далее приведем понятия, на которых базируется системно- динамический подход.

Система - это объект любой природы, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое [110, с. 16].

Структура - связи и отношения между компонентами системы [там же].

Организация — процесс и результат связывания отдельных элементов в подсистему (а подсистем в систему) [там же].

Понятие "оптимальный" характеризует наилучший из возможных вариантов [там же с.19].

Переход системы из одного состояния в другое составляет процесс изменений. Качественные изменения в системе наступают в том случае, если она приобретает свойства (качественная характеристика), которых не было в исходном состоянии [там же с.126].

Изучение нескольких последовательных "срезов" позволяет говорить о динамике системы. В качестве динамических характеристик будут рассматриваться величина и направление сдвигов отдельных параметров (коэффициентов вариаций, показателей продуктивности когнитивных процессов и интенсивности состояний и др.). Также будут приняты во внимание структурные характеристики: состав, теснота и направление связей между элементами взаимодействующих подсистем состояний и когнитивных процессов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019669532775879