Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Под восприятием детьми роли родителей, и в частности под принятием этой роли подразумевается процесс идентификации В литературе идентификация рассматр...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого осн...полностью>>
Психология->Реферат
Что такое идеология и в чем ее необходимость? У многих наверняка сложилось мнение о том, что идеология, это средство давления государственных органов ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Идея развития личности является одной из центральных в истории становления психологии как науки, однако, в рамках каждой теории, занимавшейся рассмотр...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В научном исследовании учебной деятельности и практических действиях по ее формированию ведущую роль играет методология общей теории деятельности, разработанная в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. Согласно определению С. Л. Рубинштейна: "...деятельность — это активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры" [138, с. 172]. Основной или конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Предмет деятельности подчиняет и преобразует деятельность субъекта и в то же время выступает как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств в результате деятельности субъекта [88, с.29].

Теория учебной деятельности создавалась на основе общей теории деятельности усилиями научной школы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Учебная деятельность рассматривалась в качестве одного из основных видов деятельности человека, порождаемой особой потребностью, направленной на преобразование деятельного субъекта, его самоизменение в процессе учения. "...Учебная деятельность - это обязательно деятельность предметная, вносящая изменения в предметы. Однако ее цель и результат не изменения, производимые в предметах, а заранее заданные изменения в самом субъекте" [181, с.161].

Основные положения теории учебной деятельности и ее отличия от других видов деятельности сформулировал В. В. Давыдов:

  1. Во всех формах деятельности, кроме учебной деятельности овладение знаниями, умениями и навыками происходит как побочный процесс в составе основной деятельности, направленной на выполнение других неучебных задач, как в труде, игре и т.д. Учебная же деятельность направлена на выполнение учебных задач и овладение учебным материалом, при этом усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности.

  2. Своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления усваиваются теоретические знания, содержанием которых является происхождение, становление и развитие какого-либо предмета. Учащийся не выполняет учебной деятельности, если знания ему даются в "готовом виде".

  3. Для формирования полноценной учебной деятельности необходимо решать учебные задачи, в ходе которых находится общий подход для решения класса сходных задач. Решение таких задач позволяет учащимся усваивать "общее" до усвоения его частных проявлений [50, с.37-39].

Согласно подходу Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, учебная деятельность должна быть направлена на формирование теоретического мышления [49, 181]. Теоретическое мышление связано с формированием понятий, которые в процессе обучения возникают внутри последовательности "восприятие-представление-понятие". Понятие абстрагируется от черт отдельных восприятий и представлений и является результатом обобщения, в итоге осуществляется переход от конкретного, чувственного к абстрактному, мыслимому [46 с.21-23]. В понимании учебной деятельности В. В. Давыдовым, наряду с процессом мыслительного анализа, большое значение отводится одному из качеств сознания — рефлексии, благодаря которой осуществляются такие компоненты учебной деятельности как контроль и оценка [49, с.141]. На значительную роль рефлексии в регуляции учебной деятельности указывают также и другие исследователи [60, 63].

В трудах представителей педагогической психологии [47, 48, 165] подчеркивается, что для успешного формирования учебной деятельности необходимо отрабатывать с учащимися учебно-познавательные действия и способы выполнения этих действий. Способы выполнения учебно- познавательных действий должны стать предметом специального усвоения учащимися на уроках. Важно, чтобы при выполнении учебно-познавательных действий и операций учащиеся осмысливали их структуру. Структура действий и операций, применяемых при решении определений познавательной задачи, представляет собой способ решения данной задачи. По мере переноса этих способов в новые учебные ситуации они постепенно приобретают все более обобщенный характер и превращаются в обобщенные приемы учебно- познавательной деятельности.

Другое направление деятельностного анализа учения связано с определением специфики строения его исходных и развитых форм [164]. Развитая форма учебной деятельности у студентов высшей школы характеризуется как функционально обособившаяся деятельность, осознаваемая во всех своих структурных компонентах — целях, мотивах, способах, контрольно-корректировочных и оценочных действиях. По мнению В. Я. Ляудис, поскольку учебная деятельность есть изменение субъекта деятельности, его превращение из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими, то ее можно определить как "...деятельность по самоизменению, саморазвитию" [94, с.39].

И. А. Зимняя с сотрудниками развивает личностно-деятельностный подход, согласно которому личностный фактор является важнейшей детерминантой учебной деятельности. В качестве ведущей деятельности студенческого возраста рассматривается познавательная деятельность, которая определяет развитие психических процессов и становление личности. Познавательная деятельность мотивируется не только познавательными

потребностями, но и потребностями личностного плана: достижения, самоутверждения, уважения. В отличие от школьников, познавательная деятельность студентов отличается внутренним контролем и оценкой собственной эффективности. Таким образом, сущность познавательной деятельности студентов выражается положением о сознательно организуемой и регулируемой деятельности [63, 130].

Кроме того, одной из важнейших задач учебной деятельности является исследование содержания понятия "субъект учебной деятельности" [50, с.42]. Методологический принцип субъектного подхода "внешнее через внутреннее" помогает раскрыть решающую роль субъекта в различных видах активности, в том числе - в ходе учебной деятельности.

Согласно Б. Г. Ананьеву, структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующим предмету и средствам деятельности. Анализ структуры субъекта деятельности связан с исследованием способностей как характеристики, выражающей готовность к деятельности, а также с изучением творческого мышления, представляющего наиболее активную и продуктивную форму деятельности человека. Таким образом, человек становится субъектом в процессе своей профессиональной деятельности и творчества как высшего ее уровня. Ядром организации человека является личность [6].

Другого подхода придерживаются последователи научной школы С. Л. Рубинштейна, считающие субъекта центральным звеном человека. С помощью категории субъекта выражается активность личности, проявляющаяся, в том числе, в выборе значимых ситуаций. Субъект — это качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности [цит. по 144, с.270].

Субъект учебной деятельности характеризуется как общими свойствами, присущими субъекту познания, общения, жизни/ так и специфическими свойствами, посредством которых выявляются его особенности как субъекта образовательного процесса [63, с. 131]. Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая определяется мотивами. Учебную деятельность характеризуют преимущественно два типа мотивов - мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии студентов и преподавателей. В ходе учебной деятельности мотивация достижения подчиняется познавательной или профессиональной мотивации [130].

Выводы по главе 1

Проведенный в главе теоретический анализ проблемы отношений психических состояний и когнитивных процессов позволяет сформулировать следующие основные выводы:

  1. Проблема взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов является актуальной не только по причине недостаточной разработанности данного вопроса в контексте педагогической психологии, но также ввиду ее теоретической значимости для понимания функционирования психики как целостной системы, раскрытия причинно-следственных механизмов и интрапсихических отношений в психике.

  2. Психические состояния и когнитивные процессы, представляя различные классы психических явлений, обладают специфическими характеристиками. В то же время, большинством исследователей эти психические явления рассматриваются в качестве единой взаимодействующей системы. Следовательно, категория взаимодействия и динамический подход могут выступать в качестве обоснованной методологической установки эмпирических исследований.

  3. На взаимосвязь состояний и когнитивных процессов влияют как собственные характеристики состояний (модальность, знак, интенсивность, уровень) и когнитивных процессов (когнитивный стиль, уровень развития, степень структурированности процесса и др.), так и многочисленные личностные факторы (мотивация, отношение к целям и задачам деятельности, саморегуляция, самооценка, эмоциональный интеллект и др.). Следовательно, взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов необходимо рассматривать в качестве личностного феномена, что предполагает раскрытие активной, регуляторной природы личностных характеристик во взаимоотношении этих психических явлений. Этот подход отвечает требованиям субъектно-деятельностной парадигмы, занимающей ведущее место в отечественной психологии.

  4. Важнейшими личностными характеристиками, влияющими на взаимодействие состояний и когнитивных процессов, являются личностный смысл и рефлексия субъекта. Кроме того, взаимоотношения состояний и когнитивных процессов могут быть обусловлены динамическим фактором. Совместное исследование функциональной роли этих характеристик во взаимоотношениях состояний и когнитивных процессов могло бы способствовать более глубокому их пониманию.

  5. Психические состояния влияют на качество и продуктивность когнитивных процессов, выполняют активизирующую, интегрирующую и регулирующую функции. Когнитивные процессы реализуют функции отражения и активизации психических состояний. Прослеживается тенденция рассматривать влияния состояний на процессы как более значимые: состояния "подчиняют", "организуют" когнитивные процессы, последние в основном "вызывают" психические состояния и "протекают" на их фоне.

Глава 2. Организация и методы исследования

В данной главе представлены методики изучения психических явлений, процедура исследования на каждом этапе, контингент испытуемых, статистические методы обработки результатов. В заключительном разделе представлены результаты предварительных исследований, целью которых являлась проверка выбранной схемы исследования и "чувствительности" диагностических методик для решения поставленных задач.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019359588623047