Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Актуальность исследования темы любви определяется тем, что романтические отношения являются чрезвычайно важной сферой межличностного взаимодействия, о...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказыва...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность Человек как субъект деятельности большу...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Воображение (фантазия) – это психическпий процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта Воображение относится ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.4 Особенности отношений психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов

В свое время Н. Д. Левитов среди важнейших задач, связанных с решением проблемы психических состояний, отмечал необходимость изучения их взаимосвязи с познавательными процессами в ходе учебной деятельности. В практическом плане это могло бы способствовать улучшению учебно- воспитательной работы, выработке эффективных методов по преодолению отрицательных состояний, созданию обоснованных способов педагогического воздействия на основе понимания состояний учащихся [82, с.24].

Актуальность изучения взаимосвязи состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности сохраняется и до сегодняшнего дня. В педагогической психологии, в отличии, например, от психологии операторского труда, отношения состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов практически не исследованы. Отдельные редкие исследования лишь затрагивают данную проблему или имеют к ней косвенное отношение.

Так, А. О. Прохоровым изучались типичные состояния студентов. На 80% уровне частоты встречаемости выделены следующие состояния: беспокойство (встревоженность), веселость, бодрость, задумчивость, заинтересованность, любопытство, леность, радость, усталость и др. Установлено, что по сравнению с деятельностными состояниями школьников, учителей и преподавателей вузов, количество значимых состояний наибольшее. Например, у учителей 37, школьников 24, преподавателей 17. Эти результаты свидетельствуют о том, что деятельность студентов, по сравнению с другими группами, отличается разнообразием форм и содержаний, выполняемых функций. Другая причина большого числа значимых психических состояний у студентов, по мнению автора, связана с совпадением периода профессиональной подготовки и профессионального становления личности студента как будущего специалиста (формирование соответствующих профессионально значимых черт личности), что может приводить к "всплеску" значимых состояний [123].

В другом исследовании изучалось влияние состояний на динамику когнитивных процессов в ситуации экзамена. Было установлено, что во время сдачи экзамена происходит разделение динамики когнитивных процессов: у одних студентов наблюдается стабилизация показателей и адекватная ситуации продуктивность процессов, у других - происходит уменьшение их продуктивности. Для лиц, демонстрирующих первый тип динамики, характерны состояния напряженности и сосредоточенности, тогда как для лиц со вторым типом динамики — страх и волнение. Таким образом, было установлено, что состояния обуславливают продуктивность когнитивных процессов в соответствии со своими качественными характеристиками [125, с.76].

Взаимосвязь психических состояний и когнитивных процессов осуществляется также опосредованно — через систему саморегуляции состояний. Это связано с тем, что процессы саморегуляции осуществляются при активном участии когнитивных процессов: восприятия, представлений, мнемических процессов, мышления и др. [126].

Когнитивный компонент выделяется в большинстве концепций саморегуляции состояний. Например, Л. Г. Дикая наряду с активационно- энергетическим и эмоциональным компонентами рассматривает когнитивный компонент саморегуляции психофизиологического состояния, который отвечает за оценку собственного состояния, а также за выбор способа произвольной саморегуляции. Автором было установлено, что в модель поведения адаптивных студентов когнитивный фактор вносит наибольший вклад (наряду с фактором эмоциональной устойчивости) [52].

Роль когнитивных процессов и их вклад в выбор способов саморегуляции состояний рассматривается также в концепции саморегуляции психических состояний А. О. Прохорова. Как показывают результаты исследования, в саморегуляции состояний значительное место занимают способы, опирающиеся на когнитивные процессы: переключение внимания, анализ ситуации, позитивное мышление и др. Анализ связей между способами саморегуляции состояний и уровнем продуктивности когнитивных процессов показал, что "высокопродуктивные" студенты в большей степени характеризуются использованием "физических" и интеллектуализированных способов саморегуляции, тогда как "низкопродуктивные" - чаще применяют общение и пассивные способы саморегуляции [126, с.123].

В другом исследовании изучалось влияние рефлексии на саморегуляцию состояний психических состояний студентов. Студентам предлагалось описать состояния, характерные для учебной деятельности: актуальное состояние, желаемое состояние (идеальное состояние, к которому стремится субъект), переходные состояния (состояния, возникающие в процессе перехода от актуального состояния к желаемому). Кроме того, выяснялась индивидуальная длительность перехода к желаемым состояниям ("быстро", "медленно", "постепенно", минута, месяц и т.д.). Показатели рефлексии вычислялись на основе количества определений, характеризующих состояния. Было установлено, что длительность перехода к желаемому состоянию напрямую зависит от уровня осознаваемости состояния. Студенты с высоким уровнем рефлексии в 2-3 раза быстрее достигают желаемого состояния, при этом указывались четкие сроки их достижения. "Нерефлексирующие", как правило, давали расплывчатые ответы ("не знаю", "долго", "по-разному" и т.п.). Кроме того, студенты с высоким уровнем рефлексии актуального состояния также наиболее полно описывали и желаемое. Таким образом, уровень рефлексии влияет на процесс саморегуляции состояний следующим образом: чем выше осознанность состояний, тем быстрее переход в желаемое состояние и успешнее регуляторный процесс. И наоборот, чем уровень рефлексии ниже, тем труднее процесс регуляции состояния и импульсивнее принимаемые решения [126].

В. А. Якунин изучал связь между уровнем развития интеллекта и формами его реакций на фрустрацию. Для оценки интеллекта и характеристик личности в исследовании использовались набор интеллектуальных заданий Д. Векслера и личностный опросник Р. Кэттела. Было показано, что интеллект играет особую роль преимущественно в формировании направления эмоциональных реакций. Чем выше уровень интеллекта студентов, тем вероятнее ожидать внешнеобвинительной формы эмоциональной реакции. Лица же с менее высоким интеллектом в ситуациях фрустрации более склонны брать вину на себя. Таким образом, было установлено, что по отношению к формам реакции на состояние фрустрации познавательные процессы выполняют "осведомительную и регулятивную функцию" [182, с.23].

В контексте исследования психических состояний студентов в компьютеризованной деятельности было установлено, что продуктивности внимания и мышления пользователей ЭВМ способствуют состояния заинтересованности, сосредоточенности, хорошего настроения и др. [145]:

Исследования (основанные на идеях Б. Г. Ананьева) психологических и психофизиологических особенностей студентов проводились в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского государственного университета. Отметим те немногочисленные исследования, которые, так или иначе, имеют отношение к проблеме взаимосвязи состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов.

В одном из них изучались функциональные состояния студентов после длительной и психически напряженной работы. В исследовании применялась одна из популярных методик самооценки функционального состояния "САН" (названная по первым буквам слов "самочувствие", "активность", "настроение"). По результатам эмпирических исследований было установлено, что напряженная умственная деятельность ведет к снижению среднего уровня самочувствия, активности, настроения независимо от пола испытуемого' и учебной специализации. Автор предполагает активное участие в данной ситуации механизмов саморегуляции головного мозга, благодаря которым взаимодействие коры и подкорковых структур приводит функциональные системы к оптимальному уровню [37].

В работе И. Г. Гериха показана роль организации мнемической структуры во взаимодействии с функциональными состояниями. Измерялись показатели состояний (методика "САН"), механической кратковременной памяти (методика Джекобсона), способности к заучиванию вербального материала (запоминание 15 слов), логическая память и др. Было показано, что при высоком уровне организации мнемической структуры улучшение характеристик функционального состояния сопровождается повышением показателей памяти, при низком уровне - обычность или снижение ее продуктивности. Таким образом, организация процессов памяти выступает опосредующим фактором при влиянии функциональных состояний на процессы запоминания, заучивания, воспроизведения числового и вербального материала, являющегося основным видом информации в учебной деятельности студентов [42].

Таким образом, исследования взаимосвязи состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов проводились преимущественно в контексте изучения саморегуляции, интеллекта, функциональных состояний студентов. Более предметно данная проблема стала изучаться лишь в последнее время. В качестве примера можно привести исследования взаимосвязи когнитивных процессов и функциональных структур психических состояний (обзор этих исследований приведен в параграфе 1.3. в обоснование динамического аспекта взаимоотношений состояний и когнитивных процессов) [124].

Рассмотрим далее проблему студенчества как особой возрастной категории. В рамках теории учебной деятельности заслуга постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Ю. Н. Кулюткина, А. А. Реана, Е. И. Степановой, В. А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал, позволяющий рассматривать студента как субъекта учебной деятельности.

Студенческий возраст (от 17-18 лет до 35-40 лет) рассматривался Б. Г. Ананьевым в качестве специальной онтогенетической стадии в том случае, когда классификационным принципом возрастной периодизации являлся принцип социализации индивида. Автор приводит следующее определение студенческого возраста: "Воспитание специалиста, общественного деятеля и гражданина, освоение и консолидация многих социальных функций, формирование профессионального мастерства - все это составляет особый и важнейший для общественного развития и становления личности период жизни, обозначаемый как студенческий возраст" [5, с.5].

Эмпирические данные, полученные Б. Г. Ананьевым и его учениками, свидетельствуют о том, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта. Основным компонентом структуры интеллекта в студенческом возрасте является показатель долговременной памяти, за ним следует показатель словесно-логического мышления.

В коллективном комплексном исследовании студентов в рамках лаборатории дифференциальной психологии и антропологии Ленинградского университета были получены экспериментальные данные, как в обычных условиях учебной деятельности, так и в ситуациях интеллектуального напряжения (экзаменов). Было установлено, что в структуре личности студентов наиболее значимым является интеллектуальный фактор (первый фактор), он включает ряд положительных корреляций с общим показателем умственного развития (0,81), вербального (0,57), невербального интеллекта (0,72), внимания (0,62), общей успешности учения (0,40). При сопоставлении функциональных проб в состояниях, предшествующих экзамену (ожидание) и непосредственно следующих за ним (переживание успеха или неуспеха, умственного утомления и др.) были установлены психофизиологические сдвиги, характеризующие "цену интеллектуального напряжения" у разных студентов в связи со структурными особенностями их личности. Кроме этого, было обнаружено, что в интеллектуальный фактор входит отрицательная корреляция с основным обменом (-0,46). Следовательно, более высокий интеллектуальный уровень характеризуется не только более высокими уровнями внимания и других когнитивных процессов, но и меньшими энергетическими затратами организма на процесс умственной деятельности [6, с.257]. Изучение энергоинформационных соотношений позволяет, по мнению исследователей, определить показатели индивидуальной психофизиологической зависимости студентов [там же].

В заключение данного параграфа рассмотрим понятие учебной деятельности.

В современном психологическом словаре учебная деятельность определяется как "особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий" [20, с.564]. В студенческом возрасте учебная деятельность приобретает исследовательский характер и становится основой развития у студентов прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления [там же, с.566].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016341209411621