Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
(На первой странице бланка) На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни Некоторые из них могут быт...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Развод оказывает огромное влияние на развитие ребенка Больше всего дети боятся, что они не смогут больше общаться с отцом или матерью, с бабушкой или ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Практически каждый человек когда-то становится родителем Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со свои...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Возрастающее количество стрессогенных факторов, характерных для современного общества, необходимость переработки большого количества информации в сжат...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

При чрезмерном напряжении наблюдалось значительное снижение показателей объема, устойчивости, концентрации, переключения внимания. Существенно понижается продуктивность кратковременной памяти и логического мышления. Таким образом, результаты исследования показывают, что при высоком уровне нервно-психического напряжения происходит дезорганизация когнитивной деятельности субъекта [там же, с. 126].

Механизм отношений когнитивных процессов и состояний напряжения Т. А. Немчин описывает на основе теории функциональных систем. Причиной перехода от состояния оперативного покоя к состоянию повышенной активности, субъективно переживаемому как умеренное напряжение, является, по мнению автора, информация об изменении внешних условий, поступающая через анализаторы на перцептивно-гностический уровень нервно-психической организации индивида. Гностические функции внимания, памяти, логического мышления активизируются и повышают свою продуктивность, обеспечивая адекватное отражение ситуации и оптимальную эффективность. В итоге формируется адекватная оценка ситуации и программируемый желаемый результат, который является системообразующим фактором. В состоянии чрезмерного напряжения указанный механизм нарушается, что приводит к неадекватной оценке ситуации и нарушению координации деятельности подсистем, приводящих в итоге к дезорганизации деятельности [там же, с.130].

Таким образом, автор придает решающее значение в процессе адаптации к трудной ситуации информационному блоку функциональной системы нервно-психического напряжения. Основным фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающих процесс адаптации к сложным условиям, является не столько объективная сущность ситуации, сколько ее субъективная оценка человеком [там же, с. 15].

Аналогичные исследования применительно к уровневым характеристикам состояния стресса проводил Л. А. Китаев-Смык. Результаты исследований показали, что на фоне стрессового состояния возможно не только ухудшение показателей когнитивных процессов, но и значительное их улучшение, в соответствии с показателями участия этих функций в деятельности (при сохранности мотивационных факторов, побуждающих индивида к целенаправленной деятельности). Реализуется принцип "усиления главного направления" за счет ослабления второстепенных, который подчиняется закону Йеркса-Додсона (при увеличении экстремальности стрессогенного фактора вслед за улучшением показателей когнитивных процессов наступает их ухудшение).

При умеренном стрессе когнитивные процессы характеризуются обострением внимания и мышления, способностью принимать инсайтные решения. Увеличение экстремальности стрессора обусловливает "сужение" внимания, приводящего к потере важной для деятельности информации. Кроме того, искажается восприятие времени, снижается сосредоточенность внимания, показатели оперативной памяти и мышления. В то же время фактор экстремальности носит субъективный характер, изменение интерпретации ситуации, определенности, значимости определяют возможности управления когнитивными проявлениями стресса [78].

Другой важной характеристикой, оказывающей влияние на взаимодействие с когнитивными процессами, является полярность состояний.

В исследованиях выполненных А. О. Прохоровым показано, что в общем случае отрицательные состояния ухудшают, а положительные повышают продуктивность когнитивных процессов. По мнению автора, причина указанных отношений лежит в различиях состояний, переживаемых субъектом, вследствие которых, интегрирующая и дифференцирующая функции состояний по-разному связывают динамические характеристики процессов с качественно различными состояниями [124].

Влияние отрицательных психических состояний на когнитивную подсистему в целом показано в эмпирических исследованиях Н. Д. Заваловой с соавторами. В определенных условиях летной деятельности психические состояния могут приводить к распаду целостного психического отражения по механизму перестройки доминантных отношений между его основными уровнями: восприятием, представлением, мышлением. В случае доминирующего значения одного из уровней, может наблюдаться значительная деформация системы когнитивных процессов [59].

В исследованиях Н. Н. Даниловой, Ю. В. Фуколовой показано, что цветовое восприятие существенно зависит от полярности состояний человека. Например, неприятные переживания увеличивают чувствительность к красному цвету, тогда как положительные эмоции делают человека более чувствительным к синему цвету. В условиях психического напряжения происходит ухудшение различения цветовых стимулов, редукция желтой составляющей цветового восприятия [51].

Влияние позитивных эмоциональных состояний на когнитивные процессы интенсивно изучается в зарубежной психологии. Результаты исследования памяти показывают, что в позитивных эмоциональных состояниях ассоциативные процессы протекают более продуктивно. По сравнению с негативными состояниями, испытуемые легче обнаруживают связи между различными явлениями, мыслями и идеями [197].

Влияние положительных состояний на процессы мышления изучала А. М. Isen с сотрудниками. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что переживание позитивных состояний способствует увеличению продуктивности мышления, улучшению понимания сложных ситуаций, повышению продуктивности вербальных ассоциаций [188-190].

Схожие результаты получила В. L. Fredrickson. Позитивные состояния (к которым автор относит спокойствие, удовлетворенность, радость, интерес, безмятежность и др.) благотворно влияют на мышление — увеличивается репертуар мыслительных действий, улучшается понимание сложных задач, повышаются результаты тестов на креативность и сообразительность [185, 186]. На основании эмпирических исследований автор предлагает "теорию расширяющего и улучшающего воздействия позитивных эмоций" (The Broaden-and-Build Theory of Positive Emotions), согласно которой комплекс положительных эмоциональных состояний значительно увеличивает потенциал мышления, как следствие возрастает физический, интеллектуальный и социальный ресурс индивида. Аналогичные экспериментальные данные, показывающие позитивное влияние состояния радости и удовлетворенности на продуктивность памяти и мышления, приводятся в работе [9].

Таким образом, рассмотренные эмпирические данные говорят о функциональной асимметрии положительных и отрицательных психических состояний. Отрицательные состояния (дистресс, тревога, страх, лень, усталость и пр.) как правило, связаны с дезорганизацией когнитивных процессов и снижением их продуктивности. Позитивные эмоциональные состояния (спокойствия, интереса, радости, любви, удовлетворенности др.), напротив, могут являться важным источником повышения интеллектуальной эффективности человека.

Далее рассмотрим некоторые характеристики когнитивных процессов, которые могут влиять на их взаимосвязь с состояниями.

Одной из таких характеристик является индивидуальный когнитивный стиль. Согласно М. А. Холодной, когнитивные стили - это метакогнитивные способности, отвечающие за регуляцию интеллектуальной деятельности [172, с.199]. Их основные функции — участие в построении объективированных ментальных репрезентаций происходящего и контроле аффективных состояний в условиях познавательного отражения. В литературе имеются данные относительно взаимосвязи когнитивных стилей и эмоциональных состояний. Например, когнитивный стиль "аналитичность" преимущественно связан с проявлениями состояний страха и дистресса, оперирование когнитивным стилем "синтетичность" связано с состоянием гнева [19, с.202].

Подверженность когнитивных процессов влиянию состояний зависит также от "степени структурированности познавательного процесса" [136, с. 223]. Под этим термином Я. Рейковский понимал степень выделения отражаемого явления среди других явлений (например, фигуры из фона), степень выделения компонентов явления и связей между ними, а также меру определенности структуры и организации явления. Степень структурированности познавательного процесса зависит, прежде всего, от свойств познаваемой действительности: чем менее организован сам предмет познания, тем менее структурирован познавательный процесс. Данная характеристика зависит от условий, в которых происходит познание, например, плохое освещение; расплывчатое изображение, даваемое проектором и др. [там же, с.225]. Согласно Я. Рейковскому, чем больше структурирован когнитивный процесс, тем меньше он подвержен влияниям эмоциональных состояний.

Кроме того, в последнее время в рамках психодиагностики возникает тенденция рассматривать методики измерения когнитивных процессов как проективные или квазипроективные [108]. Тем самым привлекается внимание к качественному анализу процесса выполнения заданий и подчеркивается зависимость характеристик когнитивных процессов от личностных факторов. Таким образом, частично реализуется целостный подход к психике, поскольку снимается противопоставление личностных тестов и тестов на измерение характеристик познавательных процессов.

Помимо "собственных" характеристик на взаимоотношения состояний и когнитивных процессов, по-видимому, влияют и другие психологические (и психофизиологические) факторы, например непроизвольная регуляция. Современные представления о непроизвольной регуляции активационных компонент состояний связаны с теорией саморегуляции психического тонуса американского психофизиолога Д. Фримана [187].

По мнению Л. Г. Дикой, в обычных ситуациях саморегуляция состояния "вплетена" в выполняемую деятельность как ее подсистема через активационные компоненты. Изменения в состоянии совершаются автоматически, регулируются на неосознаваемом, непроизвольном уровне, отражаясь в активации физиологических показателей. В усложненных условиях (дефицит времени, повышение требований к точности, избирательности и пр.) у человека возникает необходимость в анализе "цены" и средств деятельности, что проявляется в возрастании тенденций к общению с товарищами и экспериментатором, повышении двигательной и речевой активности, учащенной смене поз, в показателях дыхания, пульса и др. Указанные проявления характеризуют непроизвольную саморегуляцию состояний, которая направлена в основном на активационно-энергетические компоненты. Осознание несоответствия актуального состояний требованиям деятельности приводит к превращению саморегуляции в самостоятельную деятельность со своим мотивом, целью, образом состояния. Основной мотив деятельности по саморегуляции состояний - избегание негативных и стремление к позитивным психическим состояниям.

Автор отмечает, что меньше всего возможностей по совмещению двух видов деятельности представляет та деятельность, которая требует устойчивого внимания, исключающего его переключение на саморегуляцию состояния. Так, была показана малоэффективность саморегуляции состояний в условиях сложной интеллектуальной активности (решении визуальных и вербальных задач) [54].

Аналогичный механизм регуляции состояния монотонии описывает Е. П. Ильин. В данном случае, ведущим признаком является снижение психической активности, что выражается в потере интереса к работе, снижении внимания, увеличении времени зрительно-моторной реакции, усилении парасимпатических влияний. Однако такое снижение вступает в противоречие с целями и задачами деятельности, поэтому включаются регулятивные механизмы, которые призваны активизировать функциональные системы. Саморегуляция осуществляется через повышение двигательной активности, приводящей к увеличению потока проприоцептивных импульсов в кору головного мозга. Таким образом, взаимосвязь состояния монотонии и когнитивных процессов опосредовано непроизвольными регуляторными механизмами индивида [66].

Другой характеристикой, влияющей на взаимосвязь состояний и когнитивных процессов, может являться самооценка личности. Например, Э. Л. Носенко приводит данные, согласно которым при одинаково высоком уровне развития интеллекта, индивидуумы с низкой самооценкой менее успешно справляются с выполнением интеллектуальных заданий, чем индивиды с высокой самооценкой. В своих эмпирических исследованиях (выполненных на выборке подростков) автор показал, что психологическим механизмом влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности являются эмоциональные состояния субъекта [107].

На важную роль самооценки в детерминации состояний напряженности указывает также И. И. Наенко. Самооценка выполняет в деятельности регулирующую роль, которая проявляется в особенностях целеобразования, уровне притязаний, в отношении к предмету и условиям деятельности [102, с.72].

Кроме того, в различных отраслях психологии приводятся данные, позволяющие предположить, что на отношения состояний и когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления) могут оказывать влияние антипационные процессы [97], соотношение оценок экстремальности ситуации и способности ее преодоления, а также мотивация достижения [18, 191], значимые личные цели [196] и др.

Итак, взаимодействие состояний и когнитивных процессов обусловлено характеристиками переживаемых состояний (знак, интенсивность, уровень, модальность) и когнитивных процессов (уровень развития когнитивных процессов, степень организации когнитивных подсистем). Кроме того, исследователи отмечают влияние личностных характеристик: самооценки, саморегуляции, когнитивного стиля и др. По-видимому, ни один из этих факторов не позволяет точно прогнозировать взаимосвязь состояний и когнитивных процессов. Например, хотя большинство авторов указывает на влияние уровневых показателей состояний на характеристики когнитивных процессов, в то же время отмечается, что результат взаимодействия зависит от включенности в него факторов мотивации достижения, саморегуляции, оценки и интерпретации ситуации и т.д.

Таким образом, отношения психических состояний и когнитивных процессов отличаются сложностью и многоаспектностью. Представляя собой единую динамическую систему, взаимодействие процессов и состояний подвержено влиянию множества личностных характеристик. Учитывая данное обстоятельство, возникают вопросы о степени взаимозависимости процессов и состояний, функциональной роли тех или иных личностных параметров их взаимоотношений, а также о существовании собственных, внутренних закономерностей их взаимодействия.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс усвоения в учебной деятельности

    Реферат >> Психология
    ... в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются ... учебной деятельности студентов. М., 1994. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Лингарт Й. Процесс ...
  2. Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов

    Дипломная работа >> Психология
    ... когнитивные факторы, когнитивный ... е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными ... взаимодействия ... как состояние (С.Л. ... Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов ...
  3. Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

    Реферат >> Педагогика
    ... процесс психической регуляции конкретной деятельности; - процесс ... когнитивных ... состояний", видов удовлетворения или результатов. Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности студентов ... взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность ...
  4. Психические состояния (3)

    Реферат >> Психология
    ... взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния ...     1.    Производственные психические состояния   Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим ...
  5. Информационный стресc в учебной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо­ционального (психического) состояния на процесс ... учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016319751739502