Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Контрольная работа
Политическая практика даже развитых и стабильных демократических государств показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предпол...полностью>>
Политология->Реферат
Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие – менее активное. Тех, кто принимает н...полностью>>
Политология->Реферат
Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты как культура для избранных натур. Она в опред...полностью>>
Политология->Реферат
Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Политика как общественное явление

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5

1.1.Содержание политики…………………………………………………….8

2. Природа политики……………………………………………………………10

2.1. общественный смысл и функции политики……………………………14

3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………...16

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературных источников…………………………………………...…20

Введение

В практической жизни человека ни какие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы, и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения групповых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы. Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп. Актуальность темы работы проявляется в том, что на данном этапе государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах общественной жизни общества, что не может не поднимать значения политики, так как этот процесс происходит со стремлением демократизации общественной жизни. [3]

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание. [1]

Термин "политика" относится к сущностно оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии и споры по сей день. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой - ориен­тировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения, политика возникла более 2,5 тысячеле­тий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание термина "политика". В его интерпретациях всякий раз на первый план выходили, в зависимости от обстоятельств, те или иные свойства данного общественного явления. В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н. э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи­ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу­дарство). Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли­сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис­пользовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, за­данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи­вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи­модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Мак­су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвы­чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле­ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум­ной жены, которая стремится управлять своим мужем". Современное понимание политики многозначно. Так, на­пример, в третьем издании (1961) международного словаря аме­риканского лексикографа Н. Уэбстера (1758 - 1843) политика определяется следующим образом:

  1. раздел этики, связанный более с государственным и об­щественным организмом в целом, чем с отдельной личностью, разновидностью (подраздел) нравственной философии, имею­щей дело с этическими отношениями и обязанностями прави­тельств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика;

  2. политические действия, практика;

  3. политические отношения или деловое соревнование меж­ду соперничающими группами интересов, а также индивидуу­мами за власть и лидерство;

-действия в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями внеправительственной (неправящей группы);

  • политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

  1. политическое руководство (проведение политики) в част­ных делах;

  2. политические принципы, убеждения, мнения или симпа­тии отдельной личности (женская или иная политика);

  1. общая совокупность взаимодействующих и обычно кон­фликтующих отношений между людьми, живущими в обще­стве; отношения между лидерами и нелидерами в любом соци­альном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

  2. политическая наука.

Подобная многозначность термина "политика" всякий раз требует уточнения значения, в котором он употребляется: в научном или обыденном. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, тре­буют внимания и контроля со стороны государства. Такое вни­мание выражается в формировании задач развития и определе­нии средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характе­ристикой активного человеческого начала: способности созна­тельно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия ". Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характери­зуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчер­пывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосудар­ственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские груп­пы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагмати­ческое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выяв­ления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института. Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. "Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти­туции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре­бовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям, и он свободен, пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы­вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе­мы призвана политика. Помимо названных подходов к раскрытию содержания политики весьма распространенным был метод, основанный на придании ей тех или иных смыслов существования в общественной жизни в целом. В связи с этим политика понималась и понимается - как форма реализации каких-либо этических целей, например, умножения блага или управления в соответствии со справедливостью (Платон) или осуществления рационального мышления (Гегель); как средство господства одних над другими или поддержания целостности общества и установления социального баланса (Дебре); форма распределения ценностей (Ласуэл) либо осуществления общей воли (Руссо) и т. д. Вывод: Безусловно, все эти интерпретации политики раскрывают ее сущностные черты и свойства, существующие в действительности. И поэтому все они, углубляя человеческое представление об этом явлении, обладают правом на существование. [2]



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Политика как общественное явление (4)

    Реферат >> Политология
    ... науки позволяет рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой ... связи многие исследователи многомерность политики видят ...
  2. Политика как общественное явление (5)

    Реферат >> Политология
    ... Политика как общественное явление. Новосибирск 2010 Содержание Введение…………………………………………………………………………….....3 1. Происхождение политики…………………………………………………..….......4 1.1 Сущность и функции политики……………………………………………....….5 2. Политика как общественное явление ...
  3. Политика как общественное явление (7)

    Контрольная работа >> Политология
    ... и основные черты политики 4 2. Политика как общественное явление 7 3. Структура политики 12 4. Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни 16 ...
  4. Политика как общественное явление (8)

    Контрольная работа >> Политология
    ... РАБОТА по курсу «Политология» Тема: «Политика как общественное явление» Вариант № 2 Выполнил: студент 2 курса юридического ...
  5. Политика как общественное явление (3)

    Реферат >> Политология
    ... : Политика, как: общественное явление План: Введение 3 Сущность и понятие политики. Многообразие определений политики. 4 Структура политики. 6 Функции политики 7 Взаимоотношение политики с другими ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021538734436035