Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В течение всей своей жизни мы находимся в поисках своей индивидуальности, неповторимого образа, который будет нравиться нам, будет комфортен и привлек...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Развитие сети классов интегрированного обучения и воспитания вызывает вопросы специфики коррекционно-педагогического процесса в тих классах Важнейшим ...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Актуальность исследования темы Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальн...полностью>>
Психология->Дипломная работа
С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, ка­ковы границы его возможност...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Корсаковский синдром

Люди, страдающие Корсаковским синдромом, не способны запомнить информацию на текущее событие (фиксационная амнезия). При этом страдают фиксация впечатлений и репродукция. Так же наблюдается амнестическая дезориентировка во времени, то есть человек теряется во времени.

Формальные процессы мышления поражаются в несколько меньшей степени. Так, пациент, после еды тут же о ней забывает, однако способен еще сносно играть в шахматы (правда, если доска с фигурами находится перед глазами). Ходы в игре носят ситуационный характер — о том, какими они были задуманы несколько минут назад, больной не помнит.

Больные, проблемы с памятью не осознают, поэтому жалоб у них нет. Но часто они пытаются замаскировать провалы памяти. Люди чувствуют недостаток памяти, но часто очень быстро забывают об этом.

Наблюдается при органических поражениях мозга, вызванных интоксикациями, травмами, инфекциями, алкогольным полиневритическим психозом (корсаковский психоз), опухолями, инсультами. Больные не способны запомнить обстановку, окружающих лиц, не ориентируются в месте и времени, не помнят, с кем они только что разговаривали, чем занимались, но могут рассказывать о своем участии в событиях, которые якобы только что происходили и которых на самом деле не было (конфабупяции). Выявляются повышенная истощаемость, вялость, адинамия. Фон настроения может быть апатическим, подавленным, эйфорическим. Время от времени возникают отдельные галлюцинации, нестойкие бредовые идеи, о которых тут же забывается.

Внешне поведение больных упорядоченное. Отмечаются лишь малоподвижность, отсутствие инициативы. Настроение чаще безразличное, иногда сниженное, со слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью; в ряде случаев - благодушно-приподнятое (эйфория). При грубом расстройстве запоминания сохраняются память на события, происходившие до болезни, на профессиональные знания, прежний опыт. Мышление как бы обусловлено только внешними впечатлениями. Отсутствует внутренняя активность, направленность на достижение определенной цели.

Тем не менее, больные сохраняют способность разумно рассуждать, делать верные умозаключения, если не требуется опоры на воспоминания о текущих событиях.

Дефект памяти со временем может сглаживаться, быть неизмененным, но в случае прогрессирования болезни к фиксационной амнезии присоединяется амнезия ретроградная. Выделяют непродуктивный вариант Корсаковского синдрома — фиксационная амнезия с благодушным настроением, но без конфабуляции. Корсаковский синдром наблюдается при интоксикациях, черепно-мозговых травмах, инфекционных заболеваниях, сосудистых процессах (нарушения васкуляризации в области гиппокампа, лимбических структур). В качестве самостоятельного выделяется не всеми.

Заключение

В данном реферате было рассмотрено некоторые виды нарушения памяти, причины их возникновения и синдромы. Но нужно осознавать, что не вся наша память изучена полностью. Для ученных все еще остается загадкой, например, то, как мы можем запомнить такое огромное количество информации. Существует еще один интересный факт на счет нашей памяти. Ученные долгое время думали, что за воспоминание из прошлого и мыслей о будущем отвечают разные участки нашего мозга, так как, когда мы вспоминаем прошлое, мы соединяем картинки в мозге и получаем воспоминания. Но как показали исследования, за эти два функция отвечает одни и те же участки нашего мозга. Нарушение памяти – это не просто потеря памяти, это также потеря своей личности. Память формирует индивидуальность, характер человека.

К концу жизни наша память наполняется опытом, тайнами, мечтами. Но в момент смерти, они высвобождаются в одном безмолвном и невидимом выбросе. Возможность помнить прошлое – это одно из чудес природы, она очень необычная. Наша память развивается с нами всю жизнь, она содержит все о нас. Наша память – это мы сами.

Список используемой литературы

  1. Гершон Э.С., Ридер Р.О. Важнейшие психические расстройства и мозг // В мире науки, 1992.

  2. Дмитриева Т.Б., Дроздов А.З., Коган Б.М., Маньковская И.В., Наумович А.О., Сафуанов Ф.С., Филатов Т.С. Депрессивные синдромы при психопатиях (клинические, психологические и нейрохимические аспекты // Социальная и клиническая психиатрия, 1994, том 3, №3.

  3. _Гамезо М.В, Домашенко И.А Атлас по психологии // Уч пос 2004 -276с

  4. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология.Секреты поведения Homo sapiens.

  5. Гендерная психология_Бендас Т.В_Уч пос_2006 -431с

Оглавление

Введение.

Роль гиппокампа.

Нарушение памяти в пожилом возрасте.

Болезнь Альцгеймера.

Корсаковский синдром.

Заключение.

Список используемой литературы.

Реферат по курсу Психология на тему:

«Способности и возраст»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. СПОСОБНОСТИ

1.1 СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

1.2 УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

1.3 СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ

2. ЗАДАТКИ

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗРАСТА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопостав­ляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убежда­емся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно, воспитываются и преобразуются. Таким образом, способности человека, развиваются с возрастом и самим человеком.

Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница лишь в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Чем раньше мы обратим внимание на наши задатки и способности, тем раньше сможем развить их или помочь в определении рода занятия. Ведь человек всегда стоит на перепутье дорог с вопросом (куда пойти учиться, работать и чем хотелось бы заниматься, что бы это доставляло не только удовольствие, но и приличный доход).

  1. Способности

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.[3]

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. [3]

Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.[1]

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и увеличивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его.

    1. Структура способностей

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, основным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец, высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

1.2 Уровни развития способностей

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. В процессе, овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности.

1.3 Способности и задатки

Каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами — осознанностью, целенаправленностью и т.д.). Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.

Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками.

2. Задатки

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Задатки не малозначимы, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Они бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений, их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону.

Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Сравнение задатков с почвой, а способностей с тем, что на ней может вырасти, конечно же, только аналогия, но она позволяет понять проблему соотношения между предпосылками развития (задатками) и результатом развития (способностями), не впадая в крайности, не преувеличивая, но и не отрицая роли врожденного. [4]

  1. Взаимосвязь способностей и возраста

Безусловно, способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве.

Развитие способностей у детей происходит в процессе обучения и воспитания. Способности у ребенка формируются в процессе обучения материальной и духовной культуры, техники, науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Они одновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. В процессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразные и более совершенные способности. Самые первые проявления задатков превращают их в элементарные способности.

Вместе с тем каждая начинающаяся скла­дываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития спо­собностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в раз­витии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфиче­ские врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста. [5]

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Эта готовность в обуче­нии и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмот­ности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключи­тельно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы. [5]

В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Они могу проявиться в успешной учебе, в том, что у разных детей различные склонности к разным предметам, и они с разной глубиной осваивают знания. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерий одаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к какому-либо виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется — на основе задатков — индивидуально своеобразный склад способностей.

Развитие человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений.

Лучшим периодом развития способностей является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни, человек продолжает развивать новые и совершенствовать старые способности. Но этот процесс уже происходит значительно медленнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999.

215 с.

  1. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. – М.: Высшая школа, 1989. 96 с.

  2. Кузин В.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1984. 88с.

  3. Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98- 107.

  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.



Похожие страницы:

  1. Нарушения памяти. Амнезия

    Реферат >> Психология
    Содержание Вступление. Понятие памяти……………………………………….2 ПамятьОбщие представления о памяти. Процессы памяти. Круг явлений памяти………………………………………………………………...5 Нарушения памяти. Амнезия………………………………………..8 Список литературы ...
  2. Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи

    Дипломная работа >> Психология
    ... ранее выявление и коррекция нарушений памяти уже у детей дошкольного ... с нормой отмечаются нарушения речеслуховой памяти, зрительной памяти, а также ... средний уровень сформированности зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные ...
  3. Нарушение памяти и их коррекция

    Реферат >> Психология
    ... о памяти, рассмотреть виды нарушений памяти, методы коррекции памяти. Задачи: 1.Выявить общие сведения о памяти. 2. Определить виды нарушения памяти ...
  4. Нарушения памяти (амнезии)

    Реферат >> Психология
    ... из их памяти. "Антеретроградная амнезия" - нарушение памяти на события ... . (3) "Постгипнотическая амнезия". Нарушения памяти, проявляемые как забывание событий, ... г. 8. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (нарушения памяти при глубинных поражениях мозга). Москва ...
  5. Индивидуальные особенности и нарушения памяти

    Контрольная работа >> Психология
    План Введение Общее представление о памяти 1.1 Определение памяти 1.2 Виды памяти Индивидуальные особенности памяти Нарушения памяти Заключение Список использованной ...

Хочу больше похожих работ...