Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
По данным многих исследований, педагоги являются профессиональной группой, особенно подверженной дезадаптивным тенденциям Дезадаптации педагога способ...полностью>>
Психология->Реферат
Воздействовать на допрашиваемого - это значит вызвать у него нужное чувство, стремление и действие, убедить и побудить думать и поступать так, как это...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы е...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Организация – это социальная целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система,...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

В активной речи данная категория детей употребляет преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Для данной категории детей типичен высокий уровень сформированности таких составляющих функционального развития речи, как зрительное восприятие и зрительно-предметная память, отсутствие грубых нарушений слухо-речевой памяти.

Итак, общее недоразвитие речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Часто делают ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Таким образом, нарушения речи накладывают отпечаток на формирование неречевых психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым недоразвитием и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития памяти.

Итак, память есть запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли.

Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития. Для детей с общим недоразвитием речи первого уровня типичен низкий уровень сформированности акустического восприятия; слухоречевой памяти (невозможность воспроизведения полного объема слов и удержания в памяти заданного порядка слов, отказ от выполнения задания после влияния интерференции); внимания.

Для детей с общим недоразвитием речи второго уровня типично: средний уровень сформированности зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные с сужением объема зрительной памяти, наиболее частотны замены эталонных изображений близкими по семантическим характеристикам, реже встречаются замены изображений по оптическому сходству); низкий уровень речеслуховой памяти (неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки соскальзывания на побочные ассоциации, снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания, реже встречается наличие посторонних слов).

Для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня типичен высокий уровень сформированности таких составляющих функционального развития речи, как зрительное восприятие и зрительно-предметная память, отсутствие грубых нарушений слухо-речевой памяти.

Таким образом, изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез памяти детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией. Общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития, безусловно, накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с речевой патологией.

Глава III. Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи

3.1 Цели, задачи и методы исследования

Анализ специальной литературы позволил обозначить цель проведения исследования: выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения. Были использованы представленные в специальной литературе методики исследования памяти (Ю.А. Афонькина, Р.Е. Лурия, А.А. Леонтьева, Г.А. Урунтаевой, Р.С.Немова).

Задачи:

  1. Рассмотреть развитие памяти у детей дошкольного возраста через анализ специальной литературы.

  2. Выявить особенности развития памяти у детей с ОНР.

Рассмотреть методики по развитию памяти у детей.

Содержание методики исследования

Использовались следующие методики.

Тест «10 слов»

Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми без речевого нарушения. Материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.

Обработка и анализ данных. Присвоение баллов происходит по алгоритму:

10 баллов – ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого раза.

8–9 баллов – ребенок назвал 8–9 слов в правильной последовательности с первого раза.

6–7 баллов – ребенок назвал 6–7 слов в правильной последовательности с первого раза.

4–5 баллов – ребенок назвал 4–5 слов в правильной последовательности с первого раза.

2–3 балла – ребенок назвал 2–3 слова в правильной последовательности с первого раза.

0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 1 слова.

Оценка результатов:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Существенна, прежде всего, качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых. Здесь результат зависит от количества повторений для правильного выполнения задания.

Для определения объема кратковременной зрительной памяти была использована методика «Запомни рисунки».

Инструкция: На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок.

Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7–8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6–7 баллов – ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4–5 баллов – ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0–1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий.

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Для исследования активной памяти была использована методика «Назови слова». Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.

Цель обследования: определить уровень развития активной памяти у детей с общим недоразвитием речи второго уровня и детей без речевого нарушения. Материал: Набор из группы слов определенной тематики.

1. Животные: слон, собака, кошка, мартышка, лев, жираф, волк, лисица, бегемот, крокодил, лось, олень, ежик, заяц, медведь, тигр, рысь, пантера, корова, коза, свинья, белка, куница, енот, лошадь, осел, пони, кенгуру, мышь, крыса, леопард и др.

2. Растения: ландыш, роза, тюльпан, фиалка, незабудка, ромашка, крапива, дуб, каштан, елка, береза, тополь, акация, грибы и др.

3. Форма: круглый мяч, овальное яйцо, прямоугольный стол, круглая тарелка, квадратное окно, прямоугольная книга, круглый карандаш и др.

4. Цвета предмета: красная машина, синий карандаш, белая подушка, желтая чашка и др.

5. Признаки: красивая чашка, гладкая стена, теплый пол, стеклянный стакан, железная вилка, деревянная полка, бумажная картинка и др.

6. Действия человека: спать, читать, слушать, есть, пить, стоять, идти, играть, петь, мастерить, писать, рисовать, танцевать, учить, стучать, подавать, бить, гладить, стирать, мыть и др.

7. Способы: читать сидя, лежа спать, стоя петь и др.

8. Качества: быстро, хорошо, прилежно, медленно, плохо, скучно, неинтересно.

Порядок работы: Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Экспериментатор читает слово медленно и четко. В протоколе он отмечает количество слов, которые называет ребенок в каждом случае. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 секунд.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Инструкция: Я сейчас назову слово, означающего общее название группы других слов. Например, я произнесу название группы слов «Животные». Вы должны подобрать слова, относящиеся к данной группе, например, лиса, заяц, волк и так далее».

Оценка результатов:



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи

    Дипломная работа >> Психология
    ... и очень низкого уровня памяти выявлено не было. 3.2 Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи Обследование детей с общим недоразвитием речи проводилось в детском саде ...
  2. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология
    ... детей, приобретает особую остроту. Цель исследования. Выявить индивидуальные особенности воображения дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования ... всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Б.Г. Ананьев, А.Р. ...
  3. Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... общее недоразвитие речи. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие ... речи Этиология нарушения письменной речи у детей Этиологическое исследование нарушений письменной речи ... речи , вниманию, памяти детей. ...
  4. Развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

    Реферат >> Педагогика
    ... восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Объект - процесс фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - методика ... развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей; Содержание ...
  5. Характеристика особенностей формирования грамматических конструкций речи у детей с общим недоразвитием речи

    Дипломная работа >> Психология
    ... проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций. Развитие ... и адаптации методики исследования грамматического строя речи у детей с ОНР. ... Изучением грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи занимались такие авторы ...

Хочу больше похожих работ...