Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экология
Основные вопросы и краткое содержание: 1. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия 2. Экологические проблемы Казахстана 3. За...полностью>>
Экология
В Казахстане очень уязвимая природная среда. Территорию республики в основном составляют степи, полупустыни и пустыни. Существуют уникальные внутрикон...полностью>>
Экология
В настоящее время уже ни для кого не является секретом то, что энергетика в настоящее время является важнейшей отраслью народного хозяйства. Современн...полностью>>
Экология
Жизнь на планете Земля существует уже около 2,5 млрд. лет, а дикие предки человека появились около 4 млн. лет назад. К настоящему времени на Земле сме...полностью>>

Главная

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 2.

2.1. Метод проектов в процессе формирования экологического сознания учащихся.

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методом проектной деятельности ученые относят к существенным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.

Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых учащиеся сами формируют понятие об изучаемом предмете, овладевают способами поисковой творческой деятельности. Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом.

Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ экологической культуры. В процессе проектной деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определять ту область экологического знания, которая им интересна, близка и которую они хотели бы расширить. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания, выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности.

В качестве примера предлагаем проект по оценке загрязнения атмосферного воздуха школьного помещения и пришкольной территории. Подобное исследование можно проводить на базе любого образовательного учреждения и любой территории. Это повышает практическую значимость проектной работы, так как учащиеся получают реальную возможность оценить состояние атмосферного воздуха в том месте, где они обучаются или живут.

Тема проекта: «Оценка загрязнения атмосферного воздуха школьного помещения и прилегающей территории».

Цель исследования: определение степени загрязненности атмосферного воздуха исследуемой территории.

Задачи исследования: дать оценку степени загрязненности воздуха школьного пространства и пришкольной территории; определять условия, влияющие на степень загрязнения воздуха на живые организмы; смоделировать такое школьное пространство, в котором все (человек и другие объекты природы) смогли бы чувствовать себя комфортно; привлечь внимание общества к проблемам окружающей среды.

Методы исследования: анализ различных источников информации, сравнение и классификация, наблюдение, эксперимент, обобщение и др.

Оборудование: для учащихся: блокнот, лист-опросник, рулетка, часы, таблицы с данными и др.; для руководителя проекта: необходимая научная и методическая литература.

Работа проводится в два этапа.

1-й этап предполагает 6 занятий.

Занятие 1. Постановка задач и целей.

На этом этапе необходимо обсудить с учащимися цели и задачи исследования и найти ответы (с помощью дополнительной литературы) на вопросы: без чего не может прожить человек? Какой бывает воздух? Какими способами он загрязняется?

Проводится данное занятие в классе или на пришкольной территории, может сопровождаться тематической экскурсией.

Занятие 2. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка.

Для проведения этого исследования следует произвести необходимые измерения на пришкольной территории с помощью рулетки, занести результаты в таблицу, сравнить с санитарно-гигиеническими нормами и сделать вывод.

Ниже представлена примерная таблица соответствия измерений, полученных учащимися, санитарно-гигиеническим нормам.

Таблица№1

Измерения

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические нормы

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников

-на границе территории

-со стороны автомагистрали

1.5

6

Площадь деревьев и кустарников по периметру школы, приходящаяся на одного учащегося

50

Расстояние от школы до деревьев

10

Расстояние от школы до кустарников

5

Расстояние между деревьями (узколистными)

5-6

Занятие 3.Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников.

Как известно, лишайники являются одним из перспективных объектов биоиндикации.

Перед проведением этого исследования необходимо прочитать учащимся лекцию о видах лишайников, обратив внимание на их основные группы: накипные, листоватые, кустистые.

Накипные лишайники имеют следующие признаки: слоевище порошкообразное или в виде корочки, сросшейся с порой дерева или поверхностью камня.

Листоватые – лишайники с листообразным слоевищем, с четко выраженной нижней коркой, растут в виде чешуек, отделяющихся от поверхности субстрата.

Кустистые – лишайники кустистой или прямой волосовидной формы, растут в виде нитей или кустиков с широким плоским основанием.

Для выполнения этого исследования необходимо выбрать на пришкольном участке, найти на них лишайники, определить степень покрытия древесного ствола лишайником и занести результаты в таблицу.

С помощью таблицы контроля загрязнения воздуха по споровым растениям определить степень загрязнения воздуха около школы. Сделать вывод.

Занятие 4. Определение степени запыленности воздуха.

Для проведения данного исследования понадобятся карточки размером 10*15см. Посередине следует вырезать отверстие прямоугольной формы, оставив «рамочку» шириной около 1,5см и наклеить внутрь скотч. Липкая сторона скотча будет собирать на себя твердые частицы (пыль), содержащиеся в воздухе.

Разместить карточки можно в следующем порядке: две - в классе, две – в школьном коридоре, где учащиеся активно проводят время на перемене, две – у входа в школу, три – снаружи школы со стороны, где проезжают больше всего машин, три – с противоположной стороны и три – в непосредственной близости от выбранной крупной автотрассы.

Картинки должны висеть не менее 7 дней. После этого их собирают и исследуют. На основании визуального осмотра и сравнения с карточками, размещенными возле крупных автотрасс, делается вывод о степени запыленности воздуха в школе и на пришкольном участке.

Занятие 5. Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны.

Для определения степени загрязнения воздуха в данном исследовании понадобится ветка сосны. Необходимо определить класс повреждения и класс усыхания хвои.

Результаты занести в таблицу и определить степень загрязнения воздуха.

Занятие 6. Определение уровня антропогенного загрязнения среды.

В непосредственной близости от школы следует выбрать для исследования участок автомобильной дороги. В течение 20 минут учащиеся подсчитывают количество единиц автотранспорта, проходящих по выбранному участку за этот период времени. Данные заносятся в таблицу.

Подобную работу следует провести и на участке оживленной автотрассы, там, где были развешены карточки для сбора пылевых проб.

При анализе данных следует соотнести результаты, полученные возле школы, и результаты, полученные при подсчете единиц автотранспорта из крупной автомагистрали. Сравнить полученные результаты с результатами пылевых проб с этих участков. Сформулировать вывод.

2-й этап заключается в окончательной обработке результатов и выводов.

По результатам исследований делается вывод о степени загрязненности атмосферного воздуха в данном учебном заведении и на прилежащей территории. Предполагается обоснование возможных причин полученных результатов и предложение своих способов борьбы с загрязнением атмосферного воздуха.

По результатам проведенного исследования учащиеся могут сделать доклады, проиллюстрировать их творческими работами, могут разработать правила, позволяющие сохранить воздух более чистым.

Таким образом, проектная деятельность развивает у учащихся способность наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследований и т.д.

Все это способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а это, как известно, является важным качеством.

Заключение

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания.

Показателями экологически воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки работы учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22

  2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,

  3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.

  4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.

  5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

  6. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

  7. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.

  8. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

  9. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.

  10. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. – 1983.

  11. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14.

  12. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.

  13. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

  14. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71-76.

  15. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26.

  16. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.

  17. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 1988.

  18. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989. №10-11.

  19. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6. С. 125-127.

  20. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 84-92.

  21. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.

  22. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.

  23. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 50-52.

  24. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3. С. 32-34.

  25. Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. – 1993.

  26. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. – 1998. №6. С. 105-106.

  27. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. ,, НШ. – 1998. №5.

  28. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. – 1998. №6. С. 26-28.

  29. Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. – 1983.

  30. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. – 1991. №4.

  31. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. – 1987. №3

  32. Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987.

  33. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. – 1999. №5. С. 45-51.

  34. Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // НШ. – 1998. №6. С. 77-81.

  35. Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. – 1991. №9.

  36. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. – 1998.

  37. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996.



Похожие страницы:

  1. Экологическое воспитание младших школьников (2)

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... подхода [19]. Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это ...
  2. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников

    Курсовая работа >> Экология
    ... НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Эффективные средства для нравственно-экологического воспитания Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям ...
  3. Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей

    Реферат >> Экология
    ... в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников [2, 79]. Не меньше ... Из опыта организации экологической работы // - НШ., 1998. №6. – C. 109. 4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников // - Русс. ...
  4. Формирование экологической культуры младших школьников

    Реферат >> Педагогика
    ... и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому ...
  5. Моделирование как метод экологического образования младших школьников

    Реферат >> Педагогика
    ... анализу экологических ситуаций9. Большое значение для экологического воспитания младших школьников имеет ... 2006. – С. 67-71. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст. Пособие для ...

Хочу больше похожих работ...