Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Основной принцип построения римского общества – это опора на элементарную ячейку общества – семью (фамилию). Уже законы XII таблиц отразили наличие в ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Неотъемлемой частью рыночной экономики является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гаран...полностью>>
Государство и право->Реферат
Основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство пред...полностью>>
Государство и право->Реферат
В целом, конституционное право – это ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих: а) основ...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

31

ВВЕДЕНИЕ

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ». Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

Муниципальное образование в лице органов местного самоуправления призвано осуществлять свою деятельность по решению вопросов местного значения, «исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»1. Очевидно, что защищать интересы местного сообщества органы МСУ могут, не только осуществляя законотворческую деятельность, представляя интересы местного населения на вышестоящем (государственном) уровне или иными действиями, но и во многом за счет использования муниципальной собственности, составляющей экономическую основу местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 28).

С уверенностью можно утверждать, что вопросы местного значения, решаемые посредством пользования и распоряжения собственностью, относятся к самым разным сферам («интересы населения» довольно широки): не только экономической или правовой. Само понятие «собственность» является, прежде всего, экономической категорией, а юридическое закрепление объектов собственности является значительным фактором в межсубъектных взаимоотношениях. Тем не менее, отношения собственности (на местном уровне это видно лучше) присутствуют и в духовной, и в социально-политической сферах жизни общества. Таким образом, «собственность носит общесоциальный характер»2 как одну из её содержательных черт.

Попробуем обосновать данное утверждение. Во-первых, в перечисленных выше сферах складываются присвоение и отчуждение – основы отношений собственности. В социально-политической сфере жизни общества неизбежно распределение власти, привилегий, возможностей и гарантий. Духовная сфера включает в себя присвоение и отчуждение (даже элементарное использование) идей, знаний, информации, художественных произведений и др. Данные явления в этих сферах должны существовать в определённой общественной форме, то есть в виде собственности. В то же время стоит отметить, что, например, одной из функциональных статей расходов местных бюджетов является «организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления»1 (Бюджетный Кодекс РФ, ст. 87). Этот пункт показывает участие отношений собственности в социально-политической и духовной сферах жизни населения (в данном случае органы МСУ через отношения собственности участвуют в жизни общества).

Общесоциальный характер собственности доказывается также тем обстоятельством, что все участники общественной жизни (всех её сфер) могут быть субъектами каких-либо отношений собственности. К примеру, объектами социальной сферы, такими как кинотеатры, различные развлекательные комплексы, могут владеть частные и юридические лица. Как участники общественной жизни могут стать субъектами отношений собственности, так и любые жизненные блага могут выступать в качестве объекта таких отношений.

Таким образом, видно, что отношения собственности проникают во все сферы жизни человека и общества в целом.

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»2. Фактически в современной России существует большое разнообразие типов собственности, что допускается законодательством и, соответственно, получило своё развитие в последнее десятилетие прошлого века.

Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения. Местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.

Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

· глава муниципального образования;

· представительный орган муниципального образования;

· структурные органы и подразделения местной администрации;

· орган управления муниципальным хозяйством;

· муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

· другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

2 ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок , государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности , в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:



Похожие страницы:

  1. Управление муниципальной собственностью на примере г.о. Самара

    Реферат >> Экономика
    ... и недвижимым имуществом. Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. ... направлений укрепления муниципальной собственности. Итак, современное положение управления муниципальной собственности не обеспечивается ...
  2. Муниципальная собственность (4)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... самые насущные проблемы населения. Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во ...
  3. Право муниципальной собственности

    Дипломная работа >> Государство и право
    ... признается и гарантируется местное самоуправление2. Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во ...
  4. Государственная и муниципальная собственность (1)

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... государственной собственности и особенности управления ею 2. Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска Заключение Список литературы Введение Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России ...
  5. Государственная и муниципальная собственность (2)

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... и пр.). Глава 3. Муниципальная собственность. Проблемы эффективного использования 3.1 Понятие и состав муниципальной собственности В современной России институт муниципальной собственности впервые получил ...

Хочу больше похожих работ...