Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
История становления и развития культуры этноса и любой страны неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную р...полностью>>
Социология->Реферат
Жизнь за последние десятилетия существенно изменилась. Словосочетание «однополой брак» вызывало раньше у большинства людей, по меньшей мере, недоумени...полностью>>
Социология->Реферат
В наше время феномены молодежных культур привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны....полностью>>
Социология->Реферат
По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: это 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в соц...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов

В настоящей конституции РФ говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»9 (статья 19), то есть предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.

Основное достижение российской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:

1) развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостности российского государства;

2) развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян;

3) обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

4) достижение и поддержка стабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

5) поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья;

В целом концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане урегулирования и решения многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Существует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны.

Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Отдельные задачи, предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации.

Реализующаяся в настоящее время в России концепция государственной национальной политики составляет теоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений.

Однако принятие базового федерального закона в сфере национальной политики затягивается. Если ранее его отсутствие частично компенсировалось наличием Концепции государственной национальной политики, то со временем ее актуальность становится все менее значимой, а потребность разработки и принятия закона об основах национальной политики – очевидной.

Помимо данной Концепции в сфере национальной политики реализуются такие законы как: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", в котором определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороны органов государственной власти, даются права на создание собственных средств массовой информации, образовательных учреждений, на участие в международных неправительственных организациях.

В национальной политике России остро стоит проблема коренных малочисленных народов. В России к коренным малочисленным народам, согласно Единому перечню коренных малочисленных народов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255, отнесены 63 народа. Это особая группа этносов, проживающих в местах традиционного расселения их предков. Этим народам присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. В последние годы созданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленных народов. В 1993 году права этих народов впервые были закреплены на конституционном уровне, когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). В 1999 году принят федеральный закон “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ” и в 2000 году - федеральный закон “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”. Но, несмотря на все недостатки законодательства, более серьезной проблемой является его осуществление на практике.

В настоящее время продолжается отток русского населения за пределы Российской Федерации. В связи с этим в сфере национальной политики был создан закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", где устанавливается порядок признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, основания въезда в Российскую Федерацию и передвижение по ее территории, правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности.

Что касается Саратовской области, то здесь тоже создан законопроект в сфере улучшения межнациональных отношений и профилактики конфликтов на национальной почве. Это Закон Саратовской области «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы», направленный на улучшение атмосферы межнационального общения в области; предупреждение и снижение конфликтов и преступлений на национальной почве; развитие социально-экономического партнерства в рамках межнациональных отношений.

Также стоит сказать, что разжигание ненависти или вражды на национальной почве классифицируется как уголовное преступление и предусматривается наказание в соответствии со статьей 282 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы.

Таким образом, государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности и конфликтов между народами.

Глава 3. Авторская программа «воспитание национальной толерантности у школьников»

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

Национальная толерантность в словарях трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения10.

При организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений, как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, оно призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Данная программа создана с целью развития у учащихся школы национальной толерантности.

В соответствии с поставлено целью выдвигаются следующие задачи:

1) приобщение учащихся к культурам и традициям различных национальностей;

2) ознакомление с многообразием различных религий;

3) формирование у учащихся чувства и сознания граждан мира;

4) выработка противодействия учащихся вредным националистическим влияниям.

Для осуществления данных задач предлагается комплекс мероприятий для учащихся школы. Естественно, что каждое мероприятие должно соответствовать возрасту учащихся. Поэтому содержание работы можно дифференцировать следующим образом.

Так, в первом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев. Во втором классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В третьем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».

В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов, организация концертов народных песен для родителей и учеников.



Похожие страницы:

  1. Конфликт как социальное явление

    Реферат >> Социология
    ... социального конфликта. 3. Проанализировать динамику социального конфликта. 4. Выявить социальные конфликты в современной России (2000-е гг.) Предмет исследования: анализ конфликта как социального явления ... национально-этнические конфликты - конфликты ...
  2. Политика как социальное явление (4)

    Реферат >> Политология
    ... ; Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными ... общенародную политику, социально - групповую, классовую, национальную политику, политику ... тему «Политика как социальное явление». Общество, как известно, ...
  3. Беспризорность как социальное явление

    Курсовая работа >> Социология
    ... беспризорности в современной России как социального явления. Достижение поставленной цели ... по мере нарастания социальной нестабильности, межнациональных конфликтов и ухудшения уровня ... ни возрастной, половой, национальный и региональный состав. Научную ...
  4. Культура как социальное явление (4)

    Реферат >> Социология
    ... которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты ... распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, ... ей, находится в конфликте с государственными ценностями. На ...
  5. Культура как социальное явление (3)

    Реферат >> Социология
    ... как социальное явление. 3 Многообразие подходов к определению культуры. Культура как ... как безразличие, напряженность, конфликт. Социальные связи, объединяющие индивидов и социальные ... общественностью устанавливает национально-государственную, групповую, ...

Хочу больше похожих работ...