Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Контрольная работа
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламенти­руются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного пр...полностью>>
Финансы->Реферат
Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффект...полностью>>
Финансы->Реферат
В докапиталистических формациях большая часть потреб­ностей государства удовлетворялась путем установления раз­личного рода натуральных повинностей и ...полностью>>
Финансы->Реферат
Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2. Роль и место финансов в регулировании экономики

Сфера материального производства характеризуется единством вех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия производства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него.

Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов.

Нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого.

В условиях формирования рыночной экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование характеризуется методами формирования финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства, которые вырабатывают сами участники производства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли).

Переход на принципы рыночного хозяйства положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов.

Основным государственным регулятором для негосударственных предпринимательских структур является система налогообложения и управление процентными ставками звеньев кредитной системы, страхования.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства.

Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Оно необходимо для финансовой поддержки приоритетных направлений экономики, развития объектов производственной и социальной инфраструктуры и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований.

Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются звенья финансовой системы: госбюджет, система страхования, кредитная система и др.

Главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне – финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий[4].

В условиях финансовой самостоятельности субъектов хозяйствования важным является вопрос о формировании источников финансирования расширенного воспроизводства. К таким источникам относятся:

– собственные средства;

– привлеченные на акционерной основе или паевых началах денежные средства других субъектов хозяйствования;

– банковский кредит и другие заемные средства;

– доходы от ценных бумаг и др.

Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях соблюдения принципов кредитования: обеспеченности, срочности, платности, целевого характера и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

Одним из важных институтов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, стимулирующие поощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции[9].

3. Финансовая система Республики Беларусь

3.1. Анализ финансовой системы Республики Беларусь

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами в Республике Беларусь, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [10].

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с другими странами в составе финансовой системы страны происходят определенные изменения.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.

В целом финансовая система представлена на рисунке 1.1


Рисунок 1.1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно территориальной единицы. [11].

Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности. В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)".

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов [12].

В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

  • бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

  • бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.

Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно – территориальных единиц.

Бюджетная политика государства в сжатом выражении – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета

С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет Республики Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно в определенный законодательством срок[13].

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.



Похожие страницы:

  1. Финансовые ресурсы предприятия, их сущность, состав, структура и факторы роста

    Реферат >> Финансы
    ... взаимосвязь финансовых ресурсов и ссудного фонда, а также денежные сбережения населения в системе финансовых ресурсов. Впервые понятие «финансовые ресурсы» в российской ...
  2. Финансовое регулирование, понятие и сущность

    Реферат >> Финансы
    ... финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других. Основные цели финансового ... федеративном государстве: Федеральный («+» - больший объем финансовых ресурсов, «-» - отсутствие приближенности к объекту регулирования) ...
  3. Теоретические аспекты специфики государственных финансовых ресурсов

    Реферат >> Экономика
    ... 4 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ 6 1.1 Понятие и сущность государственных финансовых ресурсов 6 1.2 Специфика финансовых ресурсов страны: состав, классификация и источники ...
  4. Финансовое планирование понятие и сущность

    Реферат >> Экономика
    ... на предприятии. Глава 1.Сущность финансового планирования. 1.1 Понятие и необходимость финансового планирования. Эффективное управление ... форму конкретных финансовых показателей обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом плане экономические ...
  5. Финансовая политика понятие и сущность

    Реферат >> Финансы
    ... понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую ... определение не раскрывает сущности финансовой политики, а ... финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов ...

Хочу больше похожих работ...