Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Хорни характеризует человека с этой свойственной ему тенденцией следующим образом: «Когда он двигается против людей, он принимает и считает само собой...полностью>>
Психология->Реферат
Зная закономерности развития личности, мы можем создавать условия для её полноценного и гармоничного формирования. Следовательно, если соблюдать все у...полностью>>
Психология->Реферат
Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и хара...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Большой интерес представляет опыт использования при психопатиях «клинической психотерапии творчеством» (М.Е.Бурно, 1989). Терапия творческим самовыражением, глубоко индивидуализированная, основанная на тонком знании особенностей психопатической личности, ее структуры, клинического состояния, включает в себя создание творческих произведений (занятия живописью, скульптурой, художественной фотографией), общение с природой и др. М.Е.Бурно указывает на три лечебных фактора при психотерапии указанным методом: 1) возвращение собственной индивидуальности; 2) катарсис; 3) возникновение контактов, общения с другими людьми благодаря предметам своего творчества. Психотерапия осуществляется в индивидуальной, чаще в групповой формах. По данным автора, особенно показана она пациентам с психастенической, истерической и некоторыми другими видами Психопатий и акцентуаций характера.

Важное значение при психопатиях приобретает семейная психотерапия (А.Е.Личко, 1979; Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, 1990, и др.). Э.Г.Эйдемиллер выделяет две фазы психотерапевтического процесса: регистрирующую (получение сведений о больном и его семье, для чего используются как клинический метод, так и специальные психологические исследования) и реконструктивную. Психотерапевтическая работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий [48, с. 89].

Как видно из изложенного выше, методы индивидуальной и групповой психотерапии достаточно перспективны при акцентуациях характера и психопатиях. Вопросы их дифференцированного применения в зависимости от характера нарушений, выбор оптимальных сочетаний психотерапевтических приемов и другие вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ

Материалы и методы исследования

Всего в исследование было включено 70 студентов Московского энергетического института. Мужчин, принявших участие в исследовании было 30 человек (42,8%), женщин – 40 человек (57,1%). Средний возраст обследованных 20 лет.

На 1 курсе обучалось 12 человек (17,2%), на 2 курсе – 14 (20%), на 3 курсе – 15 (21,4%), на 4 курсе – 12 (17,1%), на 5 курсе – 17 (24,3%).

По форме обучения обследованные распределились следующим образом: очное обучение 54 человека (77,2%), заочное обучение 8 (11,4%), очно-заочное (вечернее) обучение – 8 (11,4%). Большая часть студентов (90%), проживает в общежитиях студенческого городка, 42 человека (60% студентов) совмещают работу с учебой, 18 (42,8%) из них женщины, 24 (57,1%) – мужчины).

Исследование построено на комплексном подходе, предполагающем сочетание беседы, наблюдения, анкетирования и экспериментально-психологических методик:

1. Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) [6, с. 304-307].

2. Патохарактерологический диагностический опросник Н.Я.Иванова, А.Е.Личко [30, с. 28-44, 84-90].

3. Экспресс-диагностика невроза Хека-Хесса [34c. 169-171].

4. Диагностика состояния фрустрированности Л.И. Вассермана-Бойко [6, с. 307-309].

В работе была использована анкета, составленная специально для проводимого исследования. Анкетирование проводилось до использования основных методик и состояла из 19 вопросов. Вопросы группировались в следующие блоки: установочные характеристики (пол, возраст и др.), особенности обучения, социально-бытовые условия, взаимоотношение с окружающими, особенности труда и отдыха, соматическое здоровье и данные о перенесенных заболеваниях, наследственная отягощенность. Анкетирование использовалось для выявления ряда дополнительных факторов, предположительно влияющих на возникновение пограничных психических расстройств.

В качестве методов математико-статистических обработки использовались корреляционный анализ и описательная статистика.

Таблица 1. Показатели, определяемые с помощью опросника ТАШ, %

Группа

Алекситимический тип личности (74 балла и выше)

Неалекситимический тип личности (62 балла и ниже)

Риск возникновения психосоматических расстройств (от 63 до 73 балла)

Мужчины

7,1

71,4

21,4

Женщины

15,7

52,6

31,5

Всего (n=70)

12,2

60,6

27,2

Далее м – мужчины, ж – женщины.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что среди испытуемых 60,6% выявили неалекситимический тип личности (59,3 ±1,3 балла, группа здоровых людей). Алекситимческий тип (гр. больных неврозами 70,1±1,3 баллов) имеют 12,2% исследованных. Риск возникновения психологических расстройств (72,09±0,82 баллов) имеется у 27,2% обследованных.

Анализ с учетом пола показал, что алекситимический тип чаще встречается у женщин, чем мужчин (15,7% и 7,1% соответственно). Неалекситимический тип преобладает у мужчин (71,4% и 52,6% у женщин). Риск возникновения психосоматических расстройств характерен женщинам (31,5% и 21,4% у мужчин).

Таблица 2 Распределение показателей уровня алекситимии у студентов по курсам обучения,%

Курс обучения.

Алекситимический тип личности

Неалекситимический тип личности

Риск возникновения психосоматических расстройств

1 курс (средний возраст 18 лет

18,2

45,5

36,3

2 курс (средний возраст 20 лет).

5,5

77,8

16,7

3 курс (21 год)

14,3

57,1

28,6

4 курс (22 года)

38,5

46,1

15,4

5 курс (23 года).

52,4

19,3

28,3

Сведения о частоте алекситимии с учетом возраста содержатся в табл. 2.

Алекситимический тип личности чаще встречается среди студентов старших курсов. Риску возникновения психосоматических расстройств подвержены студенты младших курсов, (рис.1, рис.2).



Рис.1 Распределение показателей по шкале ТАШ среди младших курсов

Р
ис. 2 Распределение показателей по шкале ТАШ среди студентов старших курсов

Показатели данной методики мы сравнили с данными анкеты и получили следующие результаты. Алекситимический тип характерен: для женщин, для лиц, обучающихся на старших курсах. Эта группа чаще указывает на неудовлетворенность своим питанием, совмещают работу с учебой, при этом учебную нагрузку большинство не считают высокой. Большинство имели в прошлом неблагоприятные события (беременность, роды, свадьба, смерть близких, перемена места жительства, смена работы, финансовые трудности, а также имеют проблемы со сном). Среди обследованных с алекситимическим типом 75% указали на необходимость консультатции с психологом. Эта группа указывала на отсутствие заболеваний (травмы, операции, инфекционные заболевания) и оценивали свое здоровье как удовлетворительное и хорошее.

Таким образом, можно предположить, что возникновению алекситимии у обследованных способствовало главным образом совмещение работы и учебы, конфликты с окружающими и, как следствие вышесказанного, нарушения сна. Возникновению алекситимии более подвержены женщины, лица, обучающиеся на старших курсах.

Следующая группа испытуемых – неалекситимический тип (здоровый группа). Неалекситимический тип встречается чаще у мужчин. Употребление алкоголя, табакокурение встречается среди этой группы у 43%, 55% указывают на большую учебную нагрузку. Также как и представители 1 группы лица с неалекситимическим типом указывают на неудовлетворенность питанием, условиями проживания, и на сильные душевные волнения в прошлом.

В третью группу (психосоматические расстройства) вошли 27,2% обследованных. Данный тип чаще имеют студенты, обучающиеся на младших курсах 66,7%. Риск возникновения психосоматических расстройств встречается у 21,4% женщин и 31,5% мужчин. Сопоставление с данными анкеты показало следующие результаты: высокий процент с этим типом злоупотребляют ПАВ. Студенты этой группы чаще оценивали свое здоровье как неудовлетворительное.

Таким образом, для 1 группы (алекситимический тип) характерно:

  • женский пол;

  • старший курс обучения;

  • неблагоприятные жилищно-бытовые условия;

  • совмещение работы и учебы;

  • конфликты с окружающими;

  • наличие нарушений сна;

Для 2 группы (здоровая группа) характерно:

  • мужской пол;

  • учебная нагрузка;

-употребление ПАВ;

-психотравмы;

Для 3 группы (психосоматические расстройства) характерно:

  • обучение на младших курсах;

  • употребление ПАВ;

  • соматическое неблагополучие;

Обобщая вышеприведенные данные можно говорить о том, что невротические расстройства встречаются среди студентов технического вуза. В их происхождении играют роль различные бытовые, социальные, личностные, биологические, информационные факторы. Особо можно выделить половой фактор. Женщины более подвержены алекситимии, чем мужчины. С переходом студентов на старшие курсы возрастает частота невротических расстройств. У младших курсов чаще встречаются психосоматические расстройства. Это можно объяснить особенностями учебного процесса, большое количество стрессовых ситуаций, адаптация к высшей школе, темпу самой жизни в мегаполисе.

П.А. Просецкий определил адаптацию студентов на младших курсах обучения в техническом вузе как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умение организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [33, с. 124].

Анализ литературы и практического опыта работы в вузе позволяет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса технического вуза. Суть такого социального статуса можно считать овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности.

К отличительным чертам статуса можно отнести:

  • осознание нового качества в своей социальной позиции, повышение чувства собственного достоинства;

  • стремление закрепиться в этой новой для себя позиции;

  • стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую более высокую позицию;

  • интерес и старательность в выполнении учебной и иной другой работы в стенах вуза;

  • многообразие учебных и вне учебных интересов.

Немаловажное значение в возникновении неврозов играет учебный фактор, а также совмещение работы с учебой (48%). Такое явление чаще встречается на старших курсах (3,6% исследуемых имеют семью). С работающими студентами было проведено дополнительное исследование, целью которого было определить причину, заставившую эту категорию студентов брать на себя дополнительную нагрузку (работа). В сфере выбранной специальности работают 5% студентов, остальные в различных сферах (сервисное обслуживание, питейные заведения, связь). Из причин, заставивших студентов работать можно выделить следующие:

  1. Стремление улучшить материльное положение.

  2. Наличие свободного времени.

  3. Предложение интересной работы (и подобное).

  4. Желание получить практический опыт.

По методике ПДО акцентуации характера были обнаружены у 78,% испытуемых. Среди мужчин акцентуации встречались у 90%, среди женщин – 70%. Этот же показатель с учетом курса обучения: младшие курсы – 72,2%, старшие – 85,3%.



Похожие страницы:

  1. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации

    Дипломная работа >> Психология
    ... уделили роли "семейного фактора" в развитии пограничных психических расстройств. Приведенные выше социально-психологические и клинико-эпидемиологические исследования подтвердили ...
  2. Катамнез лиц уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами

    Диссертация >> Психология
    ... проведено изучение соотношения психопатологической структуры, выраженности психических расстройств и особенностей приспособительного поведения в инициальном периоде пограничных психических расстройств, а также ...
  3. Катамнез лиц, уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами

    Дипломная работа >> Психология
    ... проведено изучение соотношения психопатологической структуры, выраженности психических расстройств и особенностей приспособительного поведения в инициальном периоде пограничных психических расстройств, а также ...
  4. Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами

    Дипломная работа >> Психология
    ... исследования: изучение особенностей межличностных отношений больных с различными формами непсихотическких расстройств. ... клинике. М., 1982, 272 с. 3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993, 400 с. 4. Андреева Г.М. Социальная ...
  5. Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения

    Дипломная работа >> Психология
    ... -психологического изучения ... исследований, в комплексном проведении мероприятий медико-психологической реабилитации нуждаются не только лица с пограничными психическими расстройствами ... особенно на консультанта, консультант просит, чтобы участник сыграл роль ...

Хочу больше похожих работ...