Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Особа — це сукупність індивідуальних соціальних і психологічних якостей, що характеризують людину і що дозволяють йому активно і свідомо діяти Тісний ...полностью>>
Психология->Реферат
У сучасній психології виділяють цілу низку підходів до вивчення особистості Кожен підхід має свою теорію, свої уявлення про властивості і структуру ос...полностью>>
Психология->Реферат
Психологічне консультування - фактична побудова теоретичного миру конкретної людини в результаті мислення про нього в наукових поняттях - знаках, що д...полностью>>
Психология->Реферат
Возможности искусства многогранны Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешн...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Работа В.М.Блейхера, И.В.Крука «Клиническая патопсихология» посвящена изучению основных принципов, методов и методологических основ патопсихологии. Приводятся сведения о наиболее часто применяемых методиках исследования внимания, памяти, сенсомоторики, уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается характеристика данных полученных при обследовании больных с различными психическими заболеваниями [6].

Монография А.В. Голенкова «Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии» посвящена распространенности невротических состояний, психопатий и акцентуаций характера у студентов вузов г. Чебоксары. Обсуждаются факторы, способствующие формированию пограничных психических расстройств. Приводятся данные о потреблении студентами психоактивных веществ. Обобщается опыт лечения и профилактики пограничных психических расстройств [13].

В книге «Неврозы» Б.Д.Карвасарский рассматривает соматические расстройства при неврозах, их динамика, дифференциальная диагностика неврозов с психопатиями, невротические и неврозоподобные расстройства. Описаны механизмы действия, прежде всего групповой психотерапии – основного метода лечения неврозов, их вторичная и третичная профилактика [17].

В работе А.Б.Смулевича «Пограничная психическая патология в общемедицинской практике» подробно излагается диагностика, лечение профилактика пограничных психических расстройств. Освещаются вопросы эпидемиологии, клиники, распространения, дифференциальной диагностики, организации помощи при пограничных психических расстройствах и терапии основных ее форм (аффективных, невротических, личностных, психосоматических расстройств, патологических психогенных реакциях) [29].

Представленные в монографии Н.П.Захарова «Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости» высокоэффективные технологии психотерапии и психокоррекции, позволяют в короткие сроки достигать значительных результатов в лечении и профилактике широкого спектра пограничных и аддиктивных расстройств, включая невротические, личностные, психосоматические и психосексуальные расстройства, патологию влечений, алкоголизм, наркомании, токсикомании, пищевую и компьютерную зависимости [16].

Но несмотря на работы многих видных психологов по исследованию пограничных психических расстройств, эта проблема не достаточно изучена и остается по прежнему актуальна.

Цель работы. Исследовать психологические особенности пограничных психических расстройств, изучить факторы влияющие на их происхождение.

Задачи исследования.

1. Исследовать распространенность невротических расстройств и их особенности.

2. Определить уровень алекситимии у студентов и ее связь с пограничными психическими расстройствами.

3. Изучить типологическую структуру и частоту личностных расстройств у студентов.

4. Выявить социальную фрустрированность у исследуемого контингента.

Объект исследования. Студенты технического вуза в количестве 70 человек.

Предмет исследования. Пограничные психические расстройства.

Методы исследования. В исследовании использовались комплексные методы, включающие беседы, наблюдение, анкетирование, тесты. В ходе исследования было опрошено 70 человек. Были использованы методики:

  1. Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) [6, с. 304-307].

  2. Патохарактерологический диагностический опросник Н.Я.Иванова, А.Е.Личко [30, с. 28-44, 84-90].

  3. Экспресс-диагностика невроза Хека-Хесса [34c. 169-171].

  4. Диагностика состояния фрустрированности Л.И. Вассермана-Бойко [6, с. 307-309].

Практическая значимость. Проведение исследования позволило выявить пограничные психические расстройства студентов вуза, установить факторы, способствующие возникновению пограничных психических расстройств. Данное исследование помогло установить роль психологического исследования в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств. Изучение и оценка невротических расстройств способствовало разработке практических рекомендаций по психологической коррекции данных нарушений, повышению эффективности учебной деятельности исследуемого контингента. Результаты данного исследования можно использовать при работе и обучении психологов, психотерапевтов. Некоторые параметры данной работы можно изложить в средствах массовой информации.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что психотравмирующие факторы, связанные с возрастными особенностями и информационными нагрузками, являются источником пограничных психический расстройств у студентов.

Положения, выносимые на защиту.

1. На происхождение и распространенность пограничных психических расстройств среди студентов влияют комплекс бытовых, социальных, личностных, биологических, информационных факторов.

2. Студенты с высоким уровнем социальной фрустрированности более подвержены невротическим расстройствам.

3. Личностные расстройства создают благоприятную почву для возникновения неврозов.

Апробация работы. С результатом данного исследования ознакомлена администрация, педагогический коллектив, а также кураторы исследуемых групп. Основные положения данной работы изложены на оперативном собрании комендантов, начальников народной дружины студенческого городка, предложены методические разработки для проведения социально-психологических тренингов среди студентов. На основе данной работы были предложены пути решения конфликтных ситуаций.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

1.1 Невротические расстройства

Невротические расстройства (неврозы) – психогенные заболевания, возникающие из-за различных факторов, травмирующих психику, при которых происходит “срыв” деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения.

Общим для всех психогенных заболеваний является их возникновение после психической травмы, причем все болезненные проявления по содержанию связаны с психотравмирующим фактором, а после его исчезновения переживания исчезают или значительно уменьшаются.

При неврозах происходят нарушения в психической сфере у людей, чаще всего имеющих определенную предрасположенность, а травматизирующее внешнее воздействие провоцирует возникновение психического заболевания.

Помимо наследственного фактора, существенное влияние на состояние психики оказывает окружающая среда. Внешние факторы, в том числе и те, которые непосредственно не влияют на развитие патологических процессов, могут формировать предрасположенность к болезни, облегчать ее возникновение под влиянием провоцирующего воздействия, которым может быть и острая хроническая травма, и хронических стресс [4, с. 107].

Ситуация постоянного или часто повторяющегося эмоционального и умственного напряжения, психологического стресса провоцирует различные отклонения в психической деятельности и физиологических функциях организма, которые условно можно разделить на 2 группы – субклинические и клинические. Субклинические – это психические нарушения, с которыми человек обычно справляется сам, без помощи психиатра. Клинические - это более выраженные расстройства, где уже требуется помощь психиатра.

Вариантов психологической защиты бывает множество в зависимости от вида психологической травмы и характера самого человека. Но способность к психологической защите у разных людей различна. Одни обладают психической сопротивляемостью и способны переработать в своем сознании степень важности отрицательного воздействия, создать новые установки. Они могут преодолеть психологические травмы необычной силы и у них не возникают тяжелые расстройства настроения, или же таковые появляются лишь на короткое время. Таких людей называют психологически хорошо защищенными (или конкордантно-нормальными). Другие пасуют даже перед незначительным препятствием на их пути, малейшая неприятность вызывает у них изменение настроения и чувство неполноценности, они плохо приспосабливаются к быстрым изменениям жизни, а при значительной психологической травме их механизмы защиты и компенсации оказываются слабыми, происходит дезинтеграция психической деятельности и развивается невроз. У таких людей возможности субклинического реагирования ограничены, и их называют психологически плохо защищенными (или дискордантно-нормальными).

При затяжном течении неврозов весьма заметна динамика механизмов психической адаптации. Первоначально нестойкие защитные психологические механизмы сменяются все более устойчивыми, приобретающими ригидный характер, патологическими защитными механизмами, тесно связанными с преимущественно пассивной позицией больных, их личностными особенностями и симптоматикой [17, с. 56].

При невротической реакции в картине личностных нарушений на первом месте оказываются расстройства, связанные преимущественно с особенностями темперамента. К таким первичным личностным особенностям могут быть отнесены повышенная аффективность больного истерией, тревожность и ригидность обсессивного больного, повышенная истощаемость больного неврастенией. Однако сами по себе эти особенности могут быть причиной лишь кратковременной невротической реакции, развившейся в трудной, психотравмирующей ситуации. В данном случае можно говорить не столько о психогенной, сколько об эмоциогенной ситуации.

Вторая стадия невротического заболевания – стадия собственно невроза, психогенного расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых отношений личности. Неуверенность в себе, поиски признания как черты невротической личности и есть, по сути дела, зафиксированное и устойчивое отношение к себе.

Третья стадия невроза (при затяжном его течении) отличается усилением этих черт до степени характерологических акцентуаций и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию.

Важной особенностью неврозов является то, что человек осознает свою болезнь и стремится ее преодолеть. Неврозы имеют четкое начало, и они обратимы. В случае запущения болезни говорят о затяжном невротическом состоянии или даже о невротическом развитии личности [26, с.128].

Основные виды неврозов

Одним из наиболее существенных вопросов, касающихся психогенеза неврозов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком, попытки соотношения форм неврозов с типами внутриличностных конфликтов. Существуют три вида неврозов - неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. В соответствии с этими основными формами невроза описываются три типа психологических конфликтов: неврастенический, истерический и обсессивно-психастенический [23, с. 256].

Неврастения – это самая частая форма неврозов. Она характеризуется повышенной раздражительностью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, возникает на фоне нервного и/или интеллектуального перенапряжения, при переутомлении, перегрузке на работе или в учебе. У неврастеников наблюдается раздражительная слабость, которая проявляется в чрезмерном реагировании по случайному или малозначительному поводу, в несдержанности эмоций, повышенной возбудимости.

Но даже бурные эмоциональные проявления обычно непродолжительны и быстро истощаются. Повышенная возбудимость может без всякой причины или по незначительному поводу перейти в слезы и рыдания. Человек делается нетерпеливым, иногда суетливым, он не может долго заниматься однообразным делом.

Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способствуют высокие требования, предъявленные возрастающими темпами и напряжением современной жизни. Больные неврастенией не могут контролировать свои эмоции, владеть своими чувствами, они невыдержанны по пустякам. Настроение у таких людей чаще всего пониженное, неустойчивое – подавленность сменяется слезливостью. Они испытывают постоянное недовольство собой. Периодически возникают тоска, чувство безысходности, неспособности что-либо изменить. Больной ощущает постоянное чувство усталости. Резко падает работоспособность. Всегда наблюдаются вегетативные расстройства.



Похожие страницы:

  1. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации

    Дипломная работа >> Психология
    ... уделили роли "семейного фактора" в развитии пограничных психических расстройств. Приведенные выше социально-психологические и клинико-эпидемиологические исследования подтвердили ...
  2. Катамнез лиц уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами

    Диссертация >> Психология
    ... проведено изучение соотношения психопатологической структуры, выраженности психических расстройств и особенностей приспособительного поведения в инициальном периоде пограничных психических расстройств, а также ...
  3. Катамнез лиц, уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами

    Дипломная работа >> Психология
    ... проведено изучение соотношения психопатологической структуры, выраженности психических расстройств и особенностей приспособительного поведения в инициальном периоде пограничных психических расстройств, а также ...
  4. Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами

    Дипломная работа >> Психология
    ... исследования: изучение особенностей межличностных отношений больных с различными формами непсихотическких расстройств. ... клинике. М., 1982, 272 с. 3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993, 400 с. 4. Андреева Г.М. Социальная ...
  5. Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения

    Дипломная работа >> Психология
    ... -психологического изучения ... исследований, в комплексном проведении мероприятий медико-психологической реабилитации нуждаются не только лица с пограничными психическими расстройствами ... особенно на консультанта, консультант просит, чтобы участник сыграл роль ...

Хочу больше похожих работ...