Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л С Выготским, который обосновал положение о том, что и...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Среди духовных способностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая вместе с ...полностью>>
Психология->Реферат
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются иде...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией У каждого из нас есть запас житейск...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, можно судить, что женщины больше предрасположены к невротическим расстройствам.

Таблица 8. Вероятность возникновения невроза среди студентов по курсам обучения

Вероятность возникновения невроза, %

Очень высокая (от 40 до 32 баллов)

Высокая (32-24 б)

Средний показатель (24-16 б)

Низкая вероятность (16-8 б)

Очень низкая вероятность (1-8 б)

1 курс

-

20

20

20

40

2 курс

-

-

14,2

57,1

28,5

3 курс

-

-

40

20

40

4 курс

-

-

33,3

50

16,6

5 курс

-

-

40

20

40

Обобщенный анализ вероятности возникновения невроза в зависимости от курса обучения (табл. 8) показал, что достоверно чаще высокие оценки (высокая вероятность возникновения невроза, более 24 баллов) встречались среди студентов 1 курса, тогда как оценки выше 24 баллов среди студентов остальных курсов мы не встретили. На 2 курсе 57,1% имеют низкую вероятность возникновения невроза. На 3 курсе 20% имеют низкие показатели, 40% средний показатель и 40% очень низкая вероятность возникновения невроза. На 4 курсе преобладает низкий показатель (50%), среди студентов 5 курса 40% имеют средний показатель, 40% - очень низкий. Таким образом, возраст (курс обучения) может влиять на возникновение невротических расстройств среди студентов технического вуза.

Для выявления других факторов, способствующих возникновению неврозов среди студентов, сопоставим результаты методики «Экспресс- диагностика невроза» с данными анкеты. Для этого все студенты были разделены на несколько групп. Первая группа (30,2%) имеющие высокую и среднюю вероятность возникновения невроза (16б и выше). Вторая группа (69,8%) – низкая и очень низкая вероятность возникновения невроза (ниже 16 баллов).

Студенты первой группы чаще указывают на наличие у них соматических заболеваний и оценивают свое здоровье как неудовлетворительное, имеют нарушения сна, указывают на неблагоприятные события в прошлом, имеют семью или семью и детей (10%).

Примерно одинаково распределились между выделенными группами такие факторы как: нерегулярный отдых, питание, нарушение режима труда и отдыха (50% - 1 часть, 52,1% - вторая часть); совмещение учебы и работы (50% и 47,8%).

Вторая группа студентов чаще указывали на наличие учебной нагрузки (56,5%). Представители этой группы в большинстве имеют вредные привычки (употребление алкоголя и табакокурение), указывают на конфликты с окружающими, оценивают свое здоровье как хорошее и удовлетворительное.

Таким образом, на возникновение нервотических расстройств могут влиять такие факторы как пол, возраст, ранние браки, соматическое неблагополучие, психические травмы в прошлом, наследственный фактор. Данные нашего исследования говорят о том, что наличие информационной нагрузки у студентов, не является первостепенным фактором, способствующими возникновению неврозов. Интересен тот факт, что курящие и злоупотребляющие алкоголем студенты оказались относительно устойчивыми к возникновению невротических расстройств. Для выяснения причин такой закономерности требуется более углубленное исследование данного контингента. Социальная фрустрированность рассматривается нами как фактор, способствующий возникновению психических расстройств. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть психопатологическую форму. Психопатологические расстройства характеризуются общим измененным нервно-психического тонуса.

Таблица 9. Показатели уровня социальной фрустрированности среди студентов вуза, %

Группа

Уровень фрустрированности

1

2

3

4

5

6

7

М

-

-

5

-

45

45

5

Ж

-

-

-

10,7

46,4

42,8

-

Всего

-

-

2

6,2

45,8

43,7

2

1 – очень высокий: 3,5 - 4 балла;

2 – повышенный: 3,0 - 3,4 балла;

3 – умеренный: 5 - 2,9 балла;

4 – неопределенный: 2 - 2,4 балла;

5 – пониженный: 1,5 - 1,9 балла;

6 – очень низкий: 0,5 - 1,4 балла;

7– отсутствие: 0 - 0,5балла.

Итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности у респондентов равен 1,5 балла (пониженный уровень фрустрированности). При сравнении среднего индекса с учетом фактора пола мы получили 1,5 балла – у женщин и 1,4 балла (очень низкий уровень фрустрированности) у мужчин.

Данные табл. 9 свидетельствуют, что большинство испытуемых имеют пониженный и очень низкий уровень социальной фрустрированности (45,8% и 43,7%, соответственно). Имеют умеренный уровень фрустрированности лишь 2% респондентов. Неопределенный результат получили 6,2% респондентов. Анализ с учетом пола показал, что у мужчин и у женщин результаты практически не отличаются. У женщин мы больше получили неопределенный результат 10,7%, среди мужчин 5% исследованных умеют умеренный уровень фрустрированности и у 5% отсутствие фрустированности.

Обобщенный анализ уровня социальной фрустированности в зависимости от курса обучения показал, что фрустрация достоверно чаще встречается среди студентов 5 и 4 курса обучения (неопределенный 10%, умеренный 7,6%). Среди студентов 1курса 16,6% определяется отсутствие социальной фрустированности. Студенты 2 и 3 курсов имеют пониженный и очень низкий уровень социальной фрустрированности. Чаще студенты всех курсов определяли пониженный и очень низкий уровень фрустрированности (рис. 5).

Рис.5 Уровень социальной фрустрированности в зависимости от курса обучения

Для более детального изучения социальной фрустированности рассмотрим ее среднее значение в основных аспектах жизнедеятельности (по пунктам).

Таблица 10 Уровень социальной фрустрированности студентов в основных аспектах жизнедеятельности

Основные аспекты жизнедеятельности

Сред. Значения Испытуемых, баллы

Уровень социальной фрустрированности

Обстановка в обществе

2,7

Умеренный

Сфера медицинского обслуживания

2,7

Сфера услуг и бытовое обслуживание

2,5

Материальное положение

2,4

Неопределенный

Жилищно-бытовые условия

2,1

Возможность проводить отпуск

2,1

Отношения с супругом(ой)

1,9

Пониженный

Возможность выбора работы

1,8

Условия учебы

1,8

Отношения с детьми

1,8

Образование

1,6

Содержание работы в целом

1,5

Отношения с родителями

1,4

Очень низкий

Отношение с субъектами профессиональной деятельности

1,3

Положение в обществе

1,3

Образ жизни

1

Взаимоотношения с администрацией

0,9

Взаимоотношения с коллегами по работе

0,8

Отношения с друзьями

0,4

Отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности

Анализ данных, представленных в табл. 10 с учетом курса обучения показал, что младшие курсы неудовлетворенны: материальным положением, жилищно-бытовыми условиями, условиями профессиональной деятельности (учебы), сферой медицинского обслуживания, отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми, с родителями. Старшие курсы неудовлетворенны своими образованием, содержанием работы в целом, своим положением в обществе, обстановкой в обществе, материальным положением, возможностью проводить отпуск.

Такие результаты исследования можно объяснить тем, что студенты младших курсов адаптируются к обучению в вузе, происходит процесс установление оптимального соответствия личности студента к требованиям. В данный период психика студента перестраивается под воздействием различных факторов. Студентам младших курсов нередко приходится адаптироваться не только к обучению в вузе, но и к проживанию в общежитиях, к самостоятельной жизни в условиях мегаполиса. По этой причине на первое место по значимости выступают такие сферы жизнедеятельности как учеба, жилищно-бытовые условия, материальное положение, взаимоотношения с друзьями (сокурсники, соседи по комнате в общежитии), медицинское обслуживание. Многие события в жизни студентов младших курсов вызывает у них эмоциональное напряжение. В этот период у студентов только формируется круг общения. Часто у студентов первокурсников стрессовым фактором является сдача экзаменов (первая сессия), здесь на первое место выходит страх отчисления из вуза.



Похожие страницы:

  1. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации

    Дипломная работа >> Психология
    ... уделили роли "семейного фактора" в развитии пограничных психических расстройств. Приведенные выше социально-психологические и клинико-эпидемиологические исследования подтвердили ...
  2. Катамнез лиц уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами

    Диссертация >> Психология
    ... проведено изучение соотношения психопатологической структуры, выраженности психических расстройств и особенностей приспособительного поведения в инициальном периоде пограничных психических расстройств, а также ...
  3. Катамнез лиц, уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами

    Дипломная работа >> Психология
    ... проведено изучение соотношения психопатологической структуры, выраженности психических расстройств и особенностей приспособительного поведения в инициальном периоде пограничных психических расстройств, а также ...
  4. Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами

    Дипломная работа >> Психология
    ... исследования: изучение особенностей межличностных отношений больных с различными формами непсихотическких расстройств. ... клинике. М., 1982, 272 с. 3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993, 400 с. 4. Андреева Г.М. Социальная ...
  5. Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения

    Дипломная работа >> Психология
    ... -психологического изучения ... исследований, в комплексном проведении мероприятий медико-психологической реабилитации нуждаются не только лица с пограничными психическими расстройствами ... особенно на консультанта, консультант просит, чтобы участник сыграл роль ...

Хочу больше похожих работ...