Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология
Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капи...полностью>>
Социология
В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социаль...полностью>>
Социология
Динамика идеологических процессов в белорусском обществе и государстве обусловливает необходимость формирования у воспитанников зрелой гражданской поз...полностью>>
Социология
Останнім часом в Харківському регіоні склалася складна демографічна ситуація [2] - останні два десятиліття народжуваність у регіоні весь час падала, і...полностью>>

Главная

Сохрани ссылку в одной из сетей:



ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социология»

На тему Культура как социальное явление

Выполнила: ст. 4 курса гр.№\

Зачетная книжка №

Проверила: преподаватель

Титова Лариса Григорьевна

Москва, 2008г.

Содержание:

Введение............................................................................................................3

1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контр культура, доминирующая культура...............4

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений....................................................................................................................12

3.Практическая часть.......................................................................................18

Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:

а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;

б) вас раздражал громкий голос незнакомца;

в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;

г) вам было безразлично его поведение;

д) какие-то иные реакции и мысли.

Задайте этот вопрос своим знакомым. Какие реакции встречаются чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия:

1) между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами;

2) между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной (практические цели, социальные связи и отношения) составляющей в жизни общества.

Заключение.................................................................................................................21

Список литературы....................................................................................................23

Введение

Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, тосоциология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм. Работа состоит из двух глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи.

Задачи работы: дать определение понятия культуры
и социальная культура, предоставить информацию о видах культуры, разновидностях культуры, основных ее функциях, изложить закономерности и факторы развития культуры.

1.Культура в социологическом понимании и её основные компоненты.Типы

культур,субкультура,контр культура,доминирующая культура.

Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением. Несомненно, всё названное есть важная, но очень большая часть того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.

Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать – культуру. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени.

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает «культивировать(возделывать) почву». В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, что привело к возникновению термина «agriculture»(искусство земледелия). В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово «Kultur» включало также значение «высокий уровень цивилизации». В нашей сегодняшней жизни слово «культура», как правило, ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Под культурой понимается система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

В предельно широком понимании "культура" охватывает все, созданное

людьми и если использовать термин «культура» в этом значении, то и формы

социальной жизни человека могут рассматриваться как продукт культуры. Ведь

и семья, и религия, и формы хозяйственной активности и политической власти -

все это не дано «от природы», но возникло в результате человеческой деятель-

ности и взаимодействия. Можно сказать, что социальные формы жизни человека - продукт культуры. Но и культура – продукт общества, продукт человеческой деятельности. Невозможно четкое разграничение "социального" и "культурного", но также невозможно и полное их отождествление. Культура – это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни. К "социальному" же следует отнести именно сам процесс взаимодействий между людьми, в ходе которого используются и складываются значения и смыслы.

Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.*

Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания. И здесь ключевая роль принадлежит языку.

Язык – базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы

существовать. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения поколению. Язык – это посредник между человеком и окружающей его реальностью, как природной, так и социальной. Язык и культура – явления, по сути своей социальные. Они возникают и

существуют лишь благодаря постоянному взаимодействию между людьми. В

процессе взаимодействия складываются культурные значения, которые передаются от поколения к поколению, переосмысливаются, корректируются и изменяются.

К базисным элементам культуры также относятся ценность и культурная норма.

Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, к чему следует стремиться. Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь – все это примеры ценностей. Ценности – это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения человека в обществе. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.). Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.

Нормы это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. Совокупность норм образует нормативную систему. К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.

Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.

В зависимости от того, кто производит культурные эталоны, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но у массовой культуры самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

По отдельным социальным группам в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”. Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные общества получили название субкультур.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.



Похожие страницы:

  1. Культура как социальное явление (3)

    Реферат >> Социология
    ... Введение. 2 Культура как социальное явление. 3 Многообразие подходов к определению культуры. Культура как предмет социологической науки ... культуры в целом. Культура как социальное явление. 1.Сущность культуры В житейской повседневности о культуре часто ...
  2. Культура как социальный феномен.

    Реферат >> Культура и искусство
    ... : Введение. 3 Глава 1. Культура как социальное явление. 4 1.1.Сущность культуры 41.2. Виды культуры 61.3. Структура и функции культуры 8 Глава 2. Основные ...
  3. Культура как социальная категория

    Реферат >> Социология
    ... в восточных культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с природой, Подход к социальным явлениям ...
  4. Культура как социальная система (2)

    Контрольная работа >> Социология
    ... По дисциплине Социология Культура как социальная система Тема 6. Культура как социальная система Введение Понятие культуры и ее функции ... о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, т.е. знания. Убеждения, связанные с социальными объектами- ...
  5. Искусство как социальное явление

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Герменевтика. Художественная культура как динамическая система. Развитие художественной культуры как социально-детерминированный процесс. ... (художественней метод). Оглавление Искусство как социальное явление. ИСКУССТВО – ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ...

Хочу больше похожих работ...