Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегд...полностью>>
Педагогика->Реферат
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче...полностью>>
Педагогика->Реферат
Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и...полностью>>
Педагогика->Реферат
Рассматриваются вопросы внедрения в учебный процесс современного комплекса анализа изображения Vestra IS для использования при изучении дисциплин «Мат...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Содержание

Введение …………………………………………………………….………………..3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития фонематического восприятия у детей с ОНР 3……………………………………………………………………….6

1.1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития фонематического восприятия у детей………………………………………………………………...6

1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе………………………...10

1.3. Особенности речи и состояние фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня…………………………………………………………………………………14

Глава 2. Содержание и организация коррекционно-развивающей работы по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня……………………18

2.1. Констатирующий эксперимент: исследование особенностей фонематического восприятия у детей с ОНР……………………………………………………….21

2.2 Формирующий эксперимент: подбор коррекционных дидактических игр и упражнений ………………………………………………………………………….21

3.3.Контрольный эксперимент: исследование особенностей фонематического восприятия у детей с ОНР…………………………………………………………...22

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Среди многих детей, есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Соответственно этому дети подразделяются на несколько групп. Каждая из таких групп нуждается в особом подходе в процессе обучения и воспитания. Особенности фонематического восприятия детей изучались А.К.Аксёновой, Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказывается недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. В.Воронковой, М.Ф.Гнездиловым, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой, Д.И.Орловой, М.А.Савченко и др.

Однако изучение фонематического восприятия во всех этих исследованиях не являлось основной целью самой работы, а рассматривалось в контексте решения других проблем[10, c. 23].

Многие исследователи пришли к выводу, что затруднения в различении и узнавании звуков в слове, в дифференциации оппозиционных фонем задерживают развитие устной речи детей. В свою очередь, нарушенное речевое развитие, недостаточность усвоения семантической стороны родного языка негативно влияют на становление всей фонематической системы учащихся, затрудняя процесс овладения ими письменной речью (А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Д.И.Орлова, В.Г.Петрова, Л.И.Савка, М.А.Савченко и др.). «Замедленное, в ряде случаев неточное и даже ошибочное усвоение значений слов ... отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает формирование речи ребёнка».

В исследованиях М.Ф.Гнездилова, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой, Р.Е.Левиной, Д.И.Орловой, В.Г.Петровой и др. мы находим подтверждение тому, что процессы анализа и синтеза у учащихся младших классов в сфере речевых звуков находятся на низком уровне.

Тем не менее, проблема фонематического восприятия в связи с обучением грамоте детей, процесс овладения учащимися письменной речью основывается на своевременно и в полном объеме сформированном фонематическом восприятии, проблема фонематического развития, а, следовательно, и методики коррекции фонематического восприятия детей в настоящее время стоит достаточно остро и актуально.

Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказывается недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слов[10, c. 28].

Цель исследования - определение основных направлений и методов коррекционной работы, обеспечивающих оптимизацию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Объект - процесс фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - методика коррекционной работы по формированию фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности: А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия; о структуре речевого дефекта при ОНР[16, c. 35]: Л.Ф.Спировой, Г.И.Жаренковой, Р.И.Лалаевой и др.

В соответствии с целью, объектом, предметом были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ, психолого— педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить динамику формирования фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи.

3. Проанализировать изменение состояния фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Методологическую основу работы составили фундаментальные положения психолингвистики, нейрофизиологии, психологии:

— положение о периодизации психического и речевого развития, согласно которому каждая фаза в психическом развитии ребенка зависит от предыдущей, той, которая непосредственно перед ней формировалась и подготовила возникновение последующей (Л.С.Выготский, А.К.Маркова, Д.Б.Эльконин и др.);

— теория поэтапного развития фонематического восприятия детей в процессе онтогенеза (Р.Е.Левина, В.К.Орфинская);

— положение о механизмах восприятия речи, рассматривающее восприятие речи как перцептивно-мнемически-мыслительную деятельность, в процессе которой отмечается зависимость восприятия и дифференциации звуков от семантики предъявляемых слов (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, В.Б.Касевич, Л.А.Чистович);

— положения о закономерностях и о последовательности процесса восприятия детьми звуков речи (В.И.Бельтюков, А.Н. Гвоздев и М.Е.Хватцев), о стадиях становления фонематического восприятия (Н.Х.Швачкин).

При определении содержания работы по формированию фонематического восприятия мы опирались как на теорию обучения детей с общим недоразвитием речи (Д.И.Азбукин, А.Н.Граборов, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, В.А.Постовская, М.П.Постовская, Г.Я.Трошин и др.), так и на методологию их обучения грамоте (А.К.Аксёнова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.НЗавьялова, М.С.Соловьёва и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение за педагогическим процессом, метод срезов, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, обобщение собственного педагогического опыта, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования и обучения, статистическая обработка полученных материалов.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития фонематического восприятия у детей с ОНР 3

    1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития фонематического восприятия у детей.

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин)[27, c. 72].

Центральное значение для отражения объективной действительности, ориентации в ней и регуляции действий имеют психические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и т.д.). По мнению Б.Г.Ананьева, любой психический процесс формируется «как определённая констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т.д.) и мотиваций (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации)»[4, c. 35].

Без участия этих функций не могут осуществляться никакие психические процессы, в том числе и процессы восприятия. В специальной справочной литературе восприятие определяется как:

- «форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ»;

- «непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков»; «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Процесс формирования этого образа.

Таким образом, восприятие рассматривается большинством психологов, как чувственный процесс, включающий осознание (опознание отдельных признаков и узнавание предмета и явления в целом).

При изучении восприятия в психологической литературе разрабатываются проблемы константности этого процесса, фильтрации или отбора информации, поступающей в процессе восприятия, актуализации знаний или извлечения информации из памяти. Исследователи отмечают зависимость восприятия от процессов сличения поступающей информации с хранимым в памяти образом, следом того или иного стимула.

По мнению А.А.Леонтьева, существуют «две различные ситуации восприятия. Первая ситуация — когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая — когда происходит опознание уже сформированного образа». При этом привычные объекты воспринимаются симультанно, малознакомые — сукцессивно. В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности предъявляемого объекта, затем принимается решение о его категоризации, номинализации и только после этого его признаки критически оцениваются. Под симультанностью «понимают опознание группы элементов, отделенных друг от друга временным интервалом, как единого целостного объекта; ... некоторый объект (или группа объектов), имеющий более или менее сложное строение, одномоментно опознается испытуемым в своих существенных чертах без какого-либо последовательного анализа тех или иных свойств объекта (одномоментность здесь является скорее качественной, чем количественной характеристикой)» (А.И.Подольский 1978: 10),
По мнению ряда исследователей (Р.М.Грановская 1972, 1974, А.И.Подольский 1978, Е.Д.Хомская 1987), становление симультанных процессов в онтогенезе основывается на сукцессивном анализе и синтезе. Двигаясь по спирали, восприятие совершенствуется, проходя путь от развернутых форм к сокращенным, симультанным.

А.В.Запорожец, 1967, В.П.Зинченко, Н.Ю.Вергилес, 1969, Л.А.Венгер, 1969 считают, что в онтогенезе происходит постепенное формирование си-мультанности восприятия как генетически вторичного образования по отношению к перцептивным действиям, которые сукцессивны.

Формирование образа связано с преобразованием сукцессивного восприятия в симультанную структуру. При этом Л.М.Веккер (1974) рассматривает симультанное опознание не как исходный акт, а как результат научения.
В формировании образа объекта, как правило, участвуют несколько анализаторов. В зависимости от модальности рецепторов различаются зрительное, слуховое, осязательное и обонятельное восприятия. Поскольку целью нашей работы является исследование процессов формирования фонематического развития, нас интересует восприятие устной речи, как частный случай слухового восприятии[7, c. 87].

Слуховое восприятие человека и высших животных обеспечивает множество необходимых в их жизнедеятельности функций отражения звуков. К их числу относятся пространственная локализация источника звука, константное и аконстатное восприятие громкости звука, выделение нужного
звука из звукового окружения, опознавание и т.п. Уже в силу того, что слух формируется в деятельности и для деятельности, опосредствуя достижение ее многообразных целей при практически неповторяющихся условиях восприятия, на всех стадиях своего генезиса он обеспечивает множество необходимых в деятельности результатов восприятия и их гибкую смену в зависимости и в соответствии с ее целями и задачами. Поэтому даже на начальных стадиях генеза слуховая система является аппаратом полифункционального восприятия звуков. При таком понимании слуховой системы, как писал А.М.Зальцман, «можно представить две, непротиворечивые логики ее работы: а) в генезисе восприятия по мере необходимости формируется ряд специализированных механизмов, каждый из которых обеспечивает свою функцию: пространственную локализацию, выделение одного из звуков, звуковысотное различение и т.д. Одновременно формируется и некоторый общий, интегративный механизм, осуществляющий оперативное управление этими механизмами и обеспечивающий тем самым получение результатов восприятия в зависимости и в соответствии с целями и задачами деятельности,
б) формирующаяся в филогенезе слуховая система в силу присущих ей принципов строения и функционирования обеспечивает возможность получения любых доступных слуховому восприятию результатов и их гибкую смену. В онтогенезе восприятия эти возможности реализуются неодинаково: в зависимости от особенностей деятельности индивида (интересов, профессиональной ориентации и т.д.) формируются функциональные системы, реализующие те или иные возможности слуховой системы»

Исследования Л.А.Венгера, А.В. Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Г.Рузской и др. показывают, что «слуховое восприятие представляет собой своеобразное перцептивное действие и что на ранних ступенях его развития важную роль здесь играют внешние движения (вокализация и т.д.), моделирующие особенности воспринимаемых звуков».
СЛ. Рубинштейн пишет: «слуховые восприятия ребёнка являются следствием ранее выработанных условных связей: ребёнок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т.д. Ухо ребёнка — это не лента магнитофона, записывающая все звуки подряд. Заостряя мысль, можно сказать, что ребёнок слышит не ухом, а височной областью коры мозга, и то, что он слышит, зависит от качества условных связей, сформировавшихся до данного момента в этой височной области коры».



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... предложены рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера ...
  2. Характеристика особенностей формирования грамматических конструкций речи у детей с общим недоразвитием речи

    Дипломная работа >> Психология
    ... знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших ... Язык и сознание. — М., 1975. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001 - №2. – С.22. ...
  3. Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи

    Дипломная работа >> Психология
    ... речевого развития. Для детей с общим недоразвитием речи первого уровня типичен низкий уровень сформированности акустического восприятия; слухоречевой ...
  4. Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология
    ... речевого развития. Для детей с общим недоразвитием речи первого уровня типичен низкий уровень сформированности акустического восприятия; слухоречевой ...
  5. Сравнительный анализ развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и норма

    Реферат >> Психология
    ... дети с нормальным развитием имеют высокий уровень развития. У детей с общим недоразвитием речи диагностика показала средний уровень развития. В результате 50% детей с общим недоразвитием речи ...

Хочу больше похожих работ...