Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Вплив фінансів на процес розширеного відтворення починається з трансформації валового внутрішнього валового продукту у відповідні фонди. Саме тоді фін...полностью>>
Финансы->Реферат
Большинство теоретиков едины во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с развитием и совершенство...полностью>>
Финансы->Шпаргалка
Основные формы инвестиций – это инвестиции реальные и портфельные. Реальные инвестиции заключаются в том, чтобы вкладывать финансовые активы в долгоср...полностью>>
Финансы->Реферат
Гражданским кодексом КР установлены следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо, а также расчетов...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

71


Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Актуальность выбранной темы исходит из современных экономических условий, когда в состоянии мирового финансового кризиса Российскому государству приходится корректировать всю сложившуюся за многие годы финансовую политику государства, а так же организовывать меры для стабилизации экономики.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что так же выражает актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики, на основе теории провести анализ современной финансовой политики России и предложить пути ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

1) рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;

2) дать характеристику и анализ финансовой политики России 2009 года, в частности, бюджетной политики, налоговой политики, денежно-кредитной политики, инвестиционной политики,

3) выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации.

Глава 1.Теоретические основы финансовой политики

1.1 Финансовая политика в общей системе экономической политики государства

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного об­щества являются финансы.

Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе рас­пределения и перераспределения совокупного общественного продукта и на­ционального дохода.

Финансы – экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохода с помощью финансов. Специфика финансов как экономической категории проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают процессы формирования и использования различных фондов денежных средств.

В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные финансы, с другой – финансы предприятий и корпораций. Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий. Финансы частных предприятий и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различ­ных денежных фондов предприятий.

Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма в отличие от натуральных отношений;

2) распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного обмена;

3) распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды, например, в отличие от ценового распределения.

Роль государственных финансов в современных условиях заключается прежде всего в том что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и программ и т.п. В настоящее время государственные финансы активно используются для достижения результатов долговременного характера — повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП и усиления научно-технического потенциала страны, преодоления неравномерности размещения производительных сил.

Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что государственные финансы, оказывая серьезное влияние на экономическую конъюнктуру, темпы роста, жизненный уровень населения и т.д., порождают в то же время новые трудности и проблемы в экономической и социальной сферах. Эффективность решения этих проблем во многом зависит от правильно выработанной финансовой политики государства.

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.

Использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

Например, до недавнего времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.

Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.

Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов»1.

Итак, государственную финансовую политику будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п.

Задачами финансовой политики являются:

  • создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

  • организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.



Похожие страницы:

  1. Финансовая политика предприятия (6)

    Курсовая работа >> Финансы
    ... 1. ДИСКУССИОННЫЙ ХАРАКТЕР ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 6 1.1. Понятие финансовой политики в экономической литературе 6 1.2. Финансовая политика предприятий с позиции ... понятия. Однако стоит помнить о том, что финансовая политика не изучает сущность финансовых ...
  2. Финансовые ресурсы понятие и сущность

    Реферат >> Финансы
    ... сущность понятий финансов; - раскрыть взаимосвязь финансов с разными экономическими категориями; - описать состав и функции финансовых ... Республики Беларусь Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами в Республике ...
  3. Финансовый риск понятие и сущность

    Реферат >> Финансы
    ... находит свое выражение в понятии риск. Последний существует ... деятельности Проанализируем сущность финансового риска. 1. Экономическая природа. Финансовый риск проявляется ... а так же финансовой политики по отдельным направлениям финансовой деятельности. Учет ...
  4. Финансовое планирование понятие и сущность

    Реферат >> Экономика
    ... на предприятии. Глава 1.Сущность финансового планирования. 1.1 Понятие и необходимость финансового планирования. Эффективное управление ... В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: ...
  5. Финансовая политика Казахстана

    Реферат >> Финансы
    ... финансовой политики ...................... 5 Сущность и цели финансовой политики ………………5 Задачи и принципы финансовой политики ……………...8 Виды финансовой политики ………………9 2. Финансовая политика как инструмент регулирова­ния экономики…12 Элементы финансовой ...

Хочу больше похожих работ...