Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращени...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Человек по отношению к культуре выступает в нескольких ролях. Прежде всего он сама культура, то есть ее «продукт», так как без человека не будет культ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Предметом культурологии выступает понятие культуры.Объектом культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, ...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Культура и искусство

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет Менеджмента

Кафедра Менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Культурология

Тема: Культура эпохи Возрождения (Ренессанса)

Выполнила студентка

Группы № 4-2731/1-1

Косарева Иветта Юрьевна

Направление:

Менеджмент

Проверил: ст. преподаватель Елисеева Елена Анатольевна

Подпись: _____________________________

Кириши
2011г.

Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество

человеческого разума.

Характер культуры Возрождения

Когда европейский дух перестал стремиться к смерти и обратился к жизни,

он нашел для себя новый источник силы в самом начале своего же пути — в

античности. Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках

античной культуры, оставленных варварами. Средневековье — это та же

античность, но в варварском восприятии и исполнении. Однако не нужно

думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому,

что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергия варваров

смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила

то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности. Новый импульс

развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть

Возрождением (Ренессанс). В различных странах Западной Европы она

охватывает период с XIV в. по начало XVII в. Культурой Возрождения были

наследованы дохристианские идеи и образы, но христианство не могло не

наложить на нее отпечаток. Языческая жизненность и христианское смирение

дополняли друг друга в культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы

гармонии и равновесия. Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из

величайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

Любовь возвышенна, когда в союзе двух

Пред высотой души она благоговеет.

Любовь низка, когда ничтожен дух,

И низок мир того, кто избран ею.

Дарят покой и прогоняют страх

Часы любви. Но ты отмечен, если

Природа мудро держит на весах

Любовь и дух в прекрасном равновесьи.

Культуру Возрождения создавали бюргерство, от которого вела свое

происхождение ранняя буржуазия, дворянство, основой которого было

средневековое рыцарство, городская интеллигенция. Сотрудничество этих

социальных слоев придало культуре общечеловеческий характер.

Гуманизм Возрождения

Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть

гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма

присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее

и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей

ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта

черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера

всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм

Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия

познания. Фактически это означало признание господства разума над

окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма — вера во

всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего

человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности,

страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что

человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право

человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали

гуманисты, должно прежде всего проявляться подобие человека Богу.

Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека.

Самопознание и самосозидание человека — таковы главные идеи

возрожденческого гуманизма. Какой смысл, спрашивал, например, один из

первых гуманистов Италии Франческо Петрарка (1304—1374), знать природу

зверей и не знать природы человека, не знать, для чего мы существуем,

откуда пришли и куда направляемся. А французский поэт XV в. Франсуа Вийон

так выражал мысль о неведении человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Свободомыслие и светский индивидуализм

Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но превознося

человека, делая из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому

отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал

религией возрожденческого гуманизма. Поэтому Л.Н. Толстой писал о

Возрождении как об эпохе разрушения религии, потери веры, торжестве

безверия. Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону

христианской церкви, католического духовенства, не видели в нем никаких

преимуществ перед простыми верующими. Итальянский поэт Данте Алигьери

(1265—1321) в «Божественной комедии» отсылал римских пап в ад или в рай в

зависимости от их поведения при жизни, а не от сана. Гуманисты понимали

освобождение мысли не только как преодоление зависимости от церковных

догматов. Свобода виделась в преодолении зависимости от группового,

коллективного сознания. Для свободной мысли необходима, прежде всего,

личность. Такой взгляд был идеологическим обоснованием индивидуализма,

который становился характерной чертой эпохи. Молодая буржуазия, не имевшая

родовитости и знатности, могла уповать лишь на личные качества, на

собственные ум, смелость, предприимчивость, которые ценились больше, чем

благородство происхождения и слава предков.

Искусство Возрождения

Освобожденное мышление требовало героических образов и величественных

масштабов. В архитектуре ведущими становились светские сооружения — дворцы,

городские дома, общественные здания. Крупнейшими архитекторами раннего

Возрождения были Брунеллески (1377—1446) и Альберти (1404—1472); последний

известен также и как теоретик архитектуры, утвердивший идеи соразмерности

городской среды человеку. Возрождение было очень плодотворным для

изобразительного искусства. Скульптор Донателло (ок. 1386—1466), художники

Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэль Санти (1483—1520), Микеланджело

(1475—1564), Тициан (ум. в 1576), Веронезе (1528—1588), Брейгель (между

1525—1530 - 1569), Дюрер (1471—1528), Гужон (ок. 1510 — ум. между 1564 и

1568) и многие другие осваивали изображение объема, пространства, света,

человеческого тела, в том числе обнаженного. Человеческая телесность в

искусстве Возрождения стала наиболее емким образом для выражения идеи

культуры. Литература эпохи была представлена творчеством Петрарки

(1304—1374), Боккаччо (1313—1375), Эразма Роттердамского (1469—1536),

Ариосто (1474—1533), Рабле (1494—1553), Монтеня (1533--' 1592), Сервантеса

(1547—1616), Шекспира (1564—1616). В музыкальном искусстве Возрождения

появились новые жанры — сольная песня, кантата, оратория, опера.

Наука Возрождения

Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием

стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной

индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность

самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального

познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт

самого сомнения, который является непосредственным свидетельством

существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве

единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью.

Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом

личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных

образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника

изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания.

Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы

Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе

совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о

мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме

средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые

Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет

начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем

могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей,

по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума,

взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и

конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь

смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а значит,

должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но

М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что

мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным

Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и

не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны,

ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие

истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к

Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления

требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое

все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя

представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения

земного существования, только в Новое время стали называть естественными

законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на

универсальный Разум.

Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и

мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог,

запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это

обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых

инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая

Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал

итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции

Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам

науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества

человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта

идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного

из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой

личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико

Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве

человека», утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и

человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность

Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано

с проблемой человеческого существования.

Учения об обществе и государстве

Естественно, что ярче всего эта связь проявлялась в гуманитарных науках,

которые деятели Возрождения рассматривали как средства воспитания. Канцлер

Флоренции Колюччо Салютати (1331—1406) считал возможным создание царства

добра и милосердия на Земле, отмечая при этом необходимость признания

свободы воли у человека. Леонардо Бруни (1370—1441), другой канцлер

Флоренции, развивал теорию гражданского гуманизма, демократии и свободы,



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Культура эпохи Возрождения XIV-XVI XVII вв.

    Реферат >> Культура и искусство
    ... работа По дисциплине На тему «Культура эпохи Возрождения(XIV-XVI/XVII вв.) (Позднее ... , языческого мирочувствования. Формирование буржуазных идеалов Эпоха Возрождения (Ренессанса) была связана с процессом формирования буржуазных ...
  2. Культура эпохи Возрождения (8)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... называть эпохой Возрождения. Термин «возрождение» (перевод французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с ... изучении эпохи Возрождения. 1. Ренессанс был одним из самых выдающихся периодов в истории человеческой культуры. 2. Наши ...
  3. Культура эпохи Возрождения (6)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура ...
  4. Эпоха возрождения в Европе и России

    Реферат >> Культура и искусство
    ... ; борьба с основными тенденциями предшествующих эпох знаменует само начало Возрождения. Ренессанс, будучи в целом светским ... сборник научных трудов. Иваново. 1985 г. Культура эпохи Возрождения и Реформация. /Ред. В. И. Рутенбург. Л. Наука. 1981 ...
  5. Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. И другие

    Контрольная работа >> Философия
    Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о ... . Лосев А.Ф. Бытовые типы Возрождения. Оборотная сторона титанизма. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. Философия Нового времени ...

Хочу больше похожих работ...