Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Особенности психического состояния женщин в период беременности на протяжении многих лет привлекают внимание специалистов При этом отмечается как эмоц...полностью>>
Психология->Дипломная работа
На уровне здравого смысла очевидно, что между эмоциями и памятью существует связь Общеизвестно, что все мы очень четко и подробно запоминаем эмоционал...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Задоволення чи незадоволення потреб породжує в людині специфічні переживання, які набувають різноманітних форм: емоцій, афектів, настроїв, стресових с...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Вивчення емоційної сфери людини взагалі та його емоційності в частковості є в наш час дуже актуальним Удосконалювання технологій, засобів виробництва,...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Оглавление.

Введение

1.1.Понятие внимания. Физиологические основы внимания

1.2. Физиологические основы внимания

1.3. Ориентировочный рефлекс, как основа внимания

1.4. Виды внимания

1.5. Факторы, определяющие внимание

1.6. Развитие внимания в онтогенезе человека

1.7. Внимание в учебном процессе

1.8. Методы исследования внимания

1.9. Исследование объема внимания

1.10. Исследование устойчивости внимания

1.11. Исследование распределения внимания

2. Описание диагностических методов исследования внимания

Список литературы

3

4

5

8

11

15

20

27

31

31

32

33

35

41

Введение.

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Цель работы: изучить основные характеристики внимания и определить его роль в развитии познавательных процессов.

1.1.Понятие внимания. Физиологические основы внимания.

До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его де­ятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протека­нию его мышления

Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных про­грамм действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и приня­то называть вниманием.

Избирательный характер сознательной деятельности, который является фун­кцией внимания, в равной мере проявляется и в нашем восприятии, и в двигатель­ных процессах, и в мышлении.

Если бы такой избирательности не было, количество неотобранной информа­ции было бы так неорганизованно и велико, что никакая деятельность не была бы возможна. Если бы не было торможения всех бесконтрольно всплывающих ассо­циаций, организованное мышление, направленное на решение поставленных пе­ред человеком задач, было бы недоступно.

Во всех видах сознательной деятельности должны иметь место:

  1. процесс выбора основных, доминирующих процессов, составляющих пред­мет, на который человек обращает внимание;

  2. наличие «фона», состоящего из тех процессов, доступ которых в сознание задержан, но они в любой момент, если появляется соответствующая зада­ча, могут перейти в центр его внимания и стать доминирующими.

Именно в связи с этим принято различать объем внимания, его устойчивость и его колебания.

Под объемом внимания принято понимать то число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер.

Под устойчивостью внимания принято понимать ту длительность, с которой эти выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер.

Под колебаниями внимания принято понимать тот циклический характер про­цесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то при­обретают доминирующий характер, то теряют его.[3]

1.2. Физиологические основы внимания.

В течение длительного времени психологи, и физиологи пытались описать меха­низмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания. Однако эти попытки долго ограничивались лишь указа­нием на тот или иной фактор и скорее носили описательный характер, чем харак­тер подлинного выделения физиологических механизмов внимания.

Некоторые психологи считали, что направление и объем внимания целиком опреде­ляются законами структурного восприятия, поэтому излишне выделять исследова­ние внимания в специальную главу психологии и знания таких законов, как законы «четкости», «структурности» восприятия, достаточно, чтобы исчерпывающе судить о протекании внимания. Такую позицию занимали представители гештальт- психо­логии, один из которых посвятил этому даже специальную статью, пытаясь доказать тезис о том, что внимания как особой категории психических процессов, отдельных от восприятия, не существует.

Другая группа психологов придерживалась позиций «эмоциональной» теории вни­мания. Эти психологи полагали, что направление внимания целиком определяется влечениями, потребностями и эмоциями, исчерпываясь законами, и что внимание не должно выделяться в особую категорию психических процессов. Многие американ­ские психологи- бихевиористы практически занимают эту позицию. Наконец, третья группа психологов, подходящих к проблеме с позиции «моторной теории внимания», видит во внимании проявление тех моторных установок, которые лежат в основе каждого волевого акта, и считают, что механизмом внимания явля­ются сигналы мышечных усилий, которыми характеризуется всякое напряжение, вызванное определенной, направленной на известную цель деятельностью.

Легко видеть, что каждая из этих теорий выделяет определенный компонент, входящий в состав внимания, но фактически даже не пытается подойти к вопросу об общих физиологических механизмах, лежащих в основе внимания.

Значительные трудности возникали перед физиологами, которые выдвигали гипотезы об общих физиологических основах внимания.

В течение длительного времени эти попытки носили слишком общий характер и заключались скорее в описании общих условий избирательного протекания воз­буждения, чем выделении специальных физиологических механизмов внимания.[3]

Одной из наиболее ранних попыток была гипотеза известного английского физио­лога Ч. Шеррингтона, которая в дальнейшем получила широко известное название «теории общего двигательного поля», или «воронки Шеррингтона». Наблюдая факт, что сенсорных нейронов в задних рогах спинного мозга значительно больше, чем дви­гательных нейронов, Ч. Шеррингтон высказал положение, что не каждый двигатель­ный импульс может дойти до своего двигательного конца, и большое число сенсор­ных возбуждении имеют свое «общее двигательное поле», что отношение сенсорных и моторных процессов можно уподобить воронке, в широкое отверстие которой вхо­дят сенсорные импульсы, а из узкого отверстия выходят двигательные иннервации. Легко видеть, что среди сенсорных импульсов возникает « борьба за общее двигательное поле», в которой побеждают наиболее сильные, наиболее подготовленные или входящие в известную биологическую систему импульсы. Несмотря на то, что Ч. Шеррингтон был одним из первых физиологов, исследовавшим интегративную деятельность мозга и сформулировавшим положение о системном строении физио­логических процессов, теория «борьбы за общее двигательное поле» лишь в самых общих чертах приближается к указанию на физиологические механизмы, лежащие в основе внимания.

Такой же общий и скорее метафорический характер имеют и ранние высказы­вания И. П. Павлова, который уподоблял внимание (и ясное сознание) очагу оп­тимального возбуждения, движущегося по коре головного мозга наподобие «пере­мещающегося светового пятна». Идея очага оптимального возбуждения как осно­вы внимания оказалась в дальнейшем очень важной и подводила к некоторым существенным физиологическим механизмам внимания, но, конечно, была слиш­ком общей, чтобы удовлетворительно объяснять эти процессы.

Значительный вклад в анализ физиологических механизмов внимания внес замечательный русский физиолог Л. А. Ухтомский. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно, и каждая инстин­ктивная деятельность (как и условно-рефлекторные процессы) может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают домини­рующий характер. Эти очаги, которые А. А. Ухтомский обозначил термином доми­нанты, не только господствуют над другими и тормозят существующие наряду с ними другие очаги, но приобретают даже способность усиливаться под влиянием действия посторонних возбуждений.

Так, лягушка, у которой в определенный период создается доминанта обхваты­вающего рефлекса передних лапок, реагирует на раздражение задних лапок усиле­нием доминирующих обхватывающих движений передних лапок. Эта способность доминанты тормозить побочные рефлексы и даже усиливаться под влиянием по­сторонних раздражителей была оценена А. А. Ухтомским как процесс, напомина­ющий внимание, и именно это дало ему основание расценивать доминанту как фи­зиологический механизм внимания.[3]



Скачать работу

Похожие работы:

  1. Основы общей психологии

    Книга >> Психология
    ... , в ходе воспитания и обучения у детей психические свойства людей не только проявляются, но ... в раздел о развитии ребенка, его общая идея об основном виде деятельности (как это ... ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие ...
  2. Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные ... методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На ... и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого ...
  3. Детская практическая психология (1)

    Учебное пособие >> Психология
    ... измерении уровня развития 12 параметров, связанных с различными свойствами основных психических процессов — памяти, внимания, восприятия ... для детей этого возраста. В его работах было показано, что существуют определенные виды деятельности ...
  4. Педиатрия (3)

    Реферат >> Медицина, здоровье
    ... Основные виды, механизм заражения и лабораторная диагностика гельминтозов у детей Гельминтозы Вид ... ДНК. Основными свойствами вируса является его летучесть ... факторы: недостаточное внимание к ребенку; ... период внутриутробного развития, у детей с врожденной ...
  5. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика
    ... основных профессиональных качеств учителя — умение видеть каждого ученика как человека в его развитии ... направляется на расчленение, анализ основных свойств и признаков учебного материала. ... усилия, не рассеивать внимания детей, устранять все лишнее ...
  6. Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель (2)

    Дипломная работа >> Социология
    ... особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид ...

Хочу больше похожих работ...